1. Побуждаемый такими (заманчивыми) обещаниями, Арет во главе пятидесятитысячного войска, отчасти конного, отчасти пешего, выступил в поход против Аристовула и победил его в бою. Так как после этой победы многие воины передались на сторону Гиркана, Аристовул увидел себя покинутым и бежал в Иерусалим. Тогда царь арабский двинулся во главе всего войска за ним к святилищу и приступил к осаде Аристовула. При этом народ со своей стороны стал поддерживать Гиркана и помогать ему в осаде (врага), тогда как на стороне Аристовула оставались одни только священнослужители. Между тем Арет распорядился, чтобы арабы и иудеи расположились лагерем рядом, и затем со всем усердием принялся за осаду. Так как все эти события произошли как раз в праздник опресноков, носящий у нас название Пасхи, то наиболее знатные из иудеев покинули теперь страну и бежали в Египет.
Тем временем некий праведный и боголюбивый муж по имени Ония, который некогда во время засухи обратился к Предвечному с молитвой о даровании дождя и молитве которого Бог немедленно внял, скрывался, видя, что эта жестокая распря еще не скоро прекратится.
Когда же его привели в лагерь иудеев, то стали упрашивать, чтобы он, как некогда молитвой своей прекратил бездождие, и теперь проклял Аристовула и его приверженцев. Несмотря на все возражения и просьбы, Ония был принужден толпой стать посредине ее; затем он сказал: «О Предвечный, царь всего существующего! Так как окружающие теперь меня - народ твой, а осаждаемые - твои служители, то я молю Тебя не внимать ни просьбам первых, ни же приводить в исполнение относительно вторых их просьбы».
За эту его молитву ближайшие из стоявших около него гнусных иудеев убили его. [74]
2. Однако Предвечный немедленно наказал их за эту гнусность и следующим образом воздал им за убиение Онии: пока священнослужители и Аристовул подвергались осаде, наступил праздник Пасхи, в который, по нашему обычаю, приносятся Предвечному обильные жертвы. Тогда товарищи Аристовула, нуждаясь в материале для жертвоприношений, обратились к единоверцам с просьбой снабдить их таковыми за какие угодно деньги. Несмотря на то, что единоверцы назначили за каждую голову (жертвенного животного) по 1000 драхм[1], Аристовул и священнослужители охотно согласились заплатить эту цену и выплатили деньги, спустив их на ремнях со стен. Однако осаждающие, взяв деньги, и не думали отдать за них жертвенных животных и даже дошли при этом до такой гнусности, что нарушили данное слово и глумились над Предвечным, не выдав просителям нужного для жертвоприношения. Увидев себя таким образом обманутыми, священнослужители стали молить Бога воздать единоверцам по заслугам. Предвечный же не откладывал возмездия, но наслал на страну сильный ураган, который уничтожил все плоды страны, так что модий[2] зерна стоил тогда одиннадцать драхм.
3. В это время бывший пока еще в Армении Помпей, все еще воевавший с Тиграном, послал в Сирию Скавра[3]. Когда последний прибыл в Дамаск, то нашел там Лоллия и Метелла, которые только что взяли этот город, и потому сам поспешил в Иудею. По прибытии его туда к нему явились посланные как от Аристовула, так и от Гиркана с просьбой оказать поддержку. За это Аристовул обещал заплатить ему четыреста талантов, и такую же сумму обещал ему Гиркан. Но Скавр склонился на сторону Аристовула, потому что этот был и богаче, и великодушнее, и менее требователен, тогда как Гиркан был беден и скуп и требовал за свое неопределенное обещание гораздо большего. Большая была разница, насильно ли взять в высшей степени укрепленный и сильный город или же прогнать беглецов с толпой наватейцев, даже не вполне приготовленных к ведению войны.
В силу этих соображений он склонился на сторону Аристовула, получил с него деньги и освободил его от осады, причем повелел Арету удалиться, иначе он будет объявлен врагом римлян. После этого Скавр вернулся назад в Дамаск, [75] Аристовул же во главе большого войска двинулся на Арета и Гиркана, сразился с ними при Папироне и разбил их. При этом он перебил до шести тысяч врагов, в числе которых пал и брат Антипатра, Фаллион.
[1] На наши деньги около 375 рублей.
[2] Около 8 литров; стоимость такой меры определялась тогда, следовательно, в 4 рубля.
[3] Ср. «Иуд. войну», I, 6, 3.