СОДЕРЖАНИЕ

1. О том, как после смерти Александры младший из ее сыновей, Аристовул, вел войну из-за первенства со своим братом Гирканом, победил его и преследовал до иерусалимской крепости; о том, как они затем пришли к соглашению, в силу которого Аристовул получал царскую власть, а Гиркан становился частным человеком.

2. Об Антипатре и его семье и о том, как он со своими сыновьями, занимая первоначально скромное положение, достиг влияния, славы и великого могущества; о том, как по его совету Гиркан бежал из Иерусалима к арабскому царю Арету и путем обещания значительных земельных участков и крупных денежных сумм убедил вновь поставить его на царство.

3. О том, как Арет дружелюбно принял Гиркана, пошел войной на Аристовула, разбил его и оттеснил к Иерусалиму, а затем обложил этот город войском и осадил его.

4. О том, как Гиркан и Аристовул отправили посольства с просьбой о помощи к Скавру, когда последний был послан Помпеем Великим в Армению.

5. О том, как Скавр, подкупленный ценой четырехсот талантов, стал на сторону Аристовула.

6. О том, как Аристовул и Гиркан обратились со своим спором относительно царства к явившемуся из Армении в Дамаск Помпею, и о том, как последний решил все дело указанием, что исследует его по прибытии в их страну.

7. О том, как Аристовул, заметив отношение к нему Помпея, вернулся в Иудею и удалился в весьма укрепленный и трудноодолимый город Алек-сандреум, потому что Помпей, гневаясь на него, выступил против него походом.

8. О том, как Помпей, при известии об этом, обратился к военной хитрости и уговорил Аристовула покинуть крепость и явиться к нему, так как он, Помпей, желал бы утвердить его в царском достоинстве. О том, как Помпей, после того как Аристовул послушался его и несколько раз сносился по этому делу со своим братом, побудил его отправить начальникам крепостей собственноручное письмо с приказанием передать эти крепости Помпею.

9. О том, как Аристовул, испугавшись, так и поступил, а затем бежал, будучи недоволен тем, что Помпей ничего не сделал, на что Аристовул рассчитывал; о том, как он затем хотел запереться в Иерусалиме.

10. О том, как Аристовул, ввиду преследования со стороны Помпея и [69] его войска, изменил свое решение и вышел навстречу римскому полководцу до Иерихона, как он просил простить ему прежние ошибки и обещал передать ему город со всеми городскими суммами; о том, как жители Иерусалима, видя, что Габиний, посланный с отборным отрядом Помпеем для занятия города и приема денег, обращается с Аристовулом как с пленником, заперли ворота перед римлянами.

11. О том, как разгневанный всем этим Помпей велел заковать Аристовула в оковы, со всей своей ратью обложил Иерусалим осадой и как при этом приверженцы Гиркана впустили его в верхний город, а приверженцы Аристовула искали спасения в храме.

12. О том, как Помпей на третий месяц осады занял храм и нижний город, равно как об его сдержанности и благочестии.

13. Как Помпей не тронул ничего в храме, несмотря на массу собранных там денег.

14. О том, как он, совершив все это, подчинил Иудею римлянам, назначил Гиркана этнархом, перевел пленного Аристовула с его детьми в Рим и поставил наместником над Сирией Скавра.

15. О походе Скавра на главный арабский город Петру и об ее осаде; причем, однако, у его войска оказался недостаток в съестных припасах; как при этом Антипатр уговорил арабского царя уплатить Скавру триста талантов и за это вступить в союз с ним.

16. О том, как сын Аристовула, Александр, убежал от Помпея, прибыл в Иудею, собрал тут большое войско и выступил в поход против Гиркана и Антипатра.

17. Как разбитый Габинием в бою Александр был оттеснен в крепость Александреум и тут подвергся осаде.

18. О том, как Габиний отпустил Александра, которого мать уговорила подчиниться и сдать крепость римлянам; о том, как Габиний сделал сенату письменное предложение освободить братьев Александра, которые находились в плену вместе со своим отцом Аристовулом, и отправить их к матери, оказывающейся вследствие своей верной преданности римлянам достойной такой милости.

19. О том, как несколько позже Аристовул бежал из Рима в Иудею, но был схвачен Габинием и вновь отправлен в Рим.

20. О вторжении Красса в Иудею во время его похода против парфян и об учиненном им разграблении казны храма.

21. О бегстве Помпея в Эпир и о прибытии Сципиона в Сирию с приказом умертвить Александра.

22. О намерении Цезаря, освободившего Аристовула из плена, послать его с двумя когортами в Иудею и о том, как приверженцы Помпея освободились от Аристовула путем его отравления.

23. О походе Цезаря в Египет и о том, как Гиркан и Антипатр покорились ему и побудили иудеев перейти на его сторону.

24. О геройстве и доблести Антипатра, чем он снискал себе дружбу Цезаря; о том, как Цезарь, радуясь победе, осыпал Гиркана почестями и разрешил ему вновь отстроить срытые стены родного города; как Цезарь назначил Антипатра прокуратором Иудеи.

25. Письма Цезаря и сенатские постановления относительно дружественного союза с иудеями. [70]

26. О том, как Антипатр передал управление своим детям, а именно - Ироду поручил заведование Галилеей, а Фасаилу - Иерусалимом, и о том, как Секстий Цезарь возвеличил Ирода в благодарность за подарки, полученные им от него в бытность наместником Сирии, и назначил его наместником Келесирии.

27. О том, как Кассий после убиения Цезаря двинулся на Иудею, разгромил страну и вынудил у иудеев восемьсот талантов дани; о том, как Ирод заслужил расположение Кассия доставлением этих денег.

28. О том, как Малих интриговал против Антипатра и отравил его, причем подкупленный им виночерпий Антипатра оказал деятельное содействие.

29. О том, как Ирод разбил в сражении сына Аристовула, Антигона, который выступил против него со вспомогательными войсками сирийского владетеля Мариона, и изгнал его из Иудеи.

31. О том, как Ирод, после победы Августа и Антония над Кассием в Македонии, богатыми дарами склонил в свою пользу Антония при его прибытии в Вифинию и как вследствие этого Антоний не принимал никаких жалоб на Ирода.

32. О том, как Антоний при вторичном прибытии своем в Сирию не только вновь не принял вторичного обвинения Ирода и Фасаила, но назначил обоих этнархами и распорядился казнить десятерых обвинителей.

33. О походе парфян на Сирию, причем они вновь провозгласили царем сына Аристовула, Антигона.

34. Как парфяне взяли в плен Гиркана и брата Ирода, Фасаила.
35. О том, как Ирод бежал из Иерусалима, затем отправился в Рим и там, благодаря настойчивым просьбам Антония и обещанию крупных денежных сумм, был сенатом и Октавианом объявлен царем иудейским.

36. Морская поездка Ирода из Рима в Иудею; его война с Антигоном, в продолжение которой ему была оказана поддержка со стороны римских войск и их военачальника Силона.

37. О том, как при осаде Силоном Иерусалима Антигон был побежден Соссием и Иродом.

Содержание книги обнимает период в тридцать два года.


1. О деяниях царицы Александры и о ее смерти мы рассказали в предшествующей нашей книге. Теперь нам следует непосредственно перейти к ближайшим к этому событиям, причем придется обратить все внимание на то, чтобы не упустить ничего, ни одной подробности, ни по неведению, ни по забывчивости. Ведь читателям необходимо иметь историческое повествование о таких фактах, которые по своей древности большинству совершенно неизвестны, мы же должны по силе возможности украсить этот рассказ чистотой стиля, поскольку это в смысле гармоничности сочетаний отдельных [71] слов зависит от нас, дабы читатели получали сведения в красивой форме и с удовольствием усваивали их; но на первом плане для историков все-таки должна стоять историческая точность и правда, потому что читатели путем чтения их сочинений желают пополнить пробелы своего знания.

2. Когда на третий год сто семьдесят седьмой олимпиады[1], в консульство Квинта Гортензия и Квинта Метелла, носившего прозвище Критского, Гиркан стал первосвященником, Аристовул немедленно объявил ему войну, и вот во время битвы, происшедшей при Иерихоне, многие из солдат (Гиркана) перешли на сторону его брата. Вследствие этого Гиркан бежал в крепость, где в то время были заключены, по распоряжению его матери, как было нами изложено выше[2], жена и дети Аристовула. Последний, однако, между тем успел напасть и захватить своих (главных) противников, искавших спасения в портике святилища. Затем Гиркан вступил в переговоры со своим братом по поводу всего случившегося, и спор их разрешился соглашением в том смысле, что править станет Аристовул, а самому ему жить вне дел, спокойно пользуясь своими личными средствами. Когда они порешили это в храме, то закрепили свой уговор клятвой и рукобитием, а затем на виду у всего народа обняли друг друга и расстались, причем Аристовул направился во дворец, а ставший теперь частным человеком Гиркан в (прежнее) жилище Аристовула.

3. У Гиркана был друг Антипатр, идумеянин родом, который при значительном богатстве обладал весьма энергичным и беспокойным характером; вследствие своего расположения к Гиркану он находился в неприязненных и натянутых отношениях с Аристовулом. Николай из Дамаска сообщает, что он происходил от первых вернувшихся из Вавилона в Иудею евреев; но это он говорит лишь в угоду сыну его Ироду, который по некой случайности стал царем иудейским. Об этом (Ироде) мы в свое время побеседуем.

Итак, этот Антипатр первоначально, как и отец его, носил имя Антипа. Отца его царь Александр и жена его назначили начальником над всей Идумеей, а он, как говорят, заключил дружбу с симпатизировавшими ему арабами и жителями Газы и Аскалона, причем склонил их на свою сторону многими богатыми дарами.

И вот Антипатр-младший взглянул косо на захват власти [72] Аристовулом и, боясь, как бы ему самому не пострадать вследствие ненависти к нему Аристовула, тайно собрал к себе наиболее влиятельных и знатных из иудеев на совещание, причем выставил им на вид, что совершенно невозможно спокойно взирать на то, что Аристовул беззаконно захватил власть, лишив ее своего старшего и вследствие этого старшинства гораздо более правоспособного брата. Точно такие же речи он постоянно твердил и Гиркану и указывал ему при этом на то, что он подвергает свою жизнь опасности, если не оградит себя бегством. Дело в том, говорил он, что друзья Аристовула не пропускают ни одного случая, чтобы не советовать ему умертвить брата, так как только в таком случае он сможет прочно укрепить за собой власть. Однако Гиркан не придавал веры этим речам, потому что он по природе был честным человеком и по своей порядочности нелегко склонялся на сторону клеветы. Кроме того, его бездеятельность и умственная вялость вызывала во всех представление о нем как о человеке слабом и немужественном, тогда как Аристовул был как раз обратного нрава, человеком предприимчивым и смышленым.

4. И вот когда Антипатр увидел, что Гиркан не склоняется на его речи, он не пропускал ни единого дня без того, чтобы не наговорить ему на брата и не убеждать его в том, что Аристовул собирается его умертвить. Лишь после настойчивых просьб ему удалось склонить его к бегству к арабскому царю Арету. При этом он обещал ему помощь последнего, если он согласится внять его просьбам. Ввиду этого (Гиркан) действительно признал бегство к Арету весьма полезным, тем более что Аравия граничит с Иудеей. Впрочем, сперва Гиркан послал к арабскому царю Антипатра, которому поручил взять с царя клятвенное уверение, что тот его не выдаст врагам, если он явится к нему с просьбой об убежище. Получив от арабского царя нужное обещание, Антипатр вернулся к Гиркану в Иерусалим и немного спустя вместе с ним покинул город ночью и после продолжительного путешествия прибыл с ним в так называемую Петру, резиденцию Арета. Будучи очень дружен с царем, Антипатр стал его уговаривать вернуть Гиркану Иудею; делая это беспрестанно, ежедневно и подкрепляя слова свои подарками, он наконец склонил Арета. Впрочем, и Гиркан обещал последнему, в случае, если [73] удастся вернуться в страну и вновь овладеть престолом, отдать ему область с двенадцатью городами, которую отец его Александр отнял у арабов. Города эти были следующие: Мидава, Навалло, Ливиада, Фараваса, Агалла, Афона, Зоара, Орон, Марисса, Ридда, Луса и Орива.


[1] Т. е. в 70 г. до Р. X.

[2] См. выше, с. 762.


<< Назад | Содержание | Вперед >>