4. Преемники Дмитрия Донского: Василий I (1389-1425) и Василий II Темный (1425-1462). Политический и религиозный кризис середины XV века. Сын Дмитрия Донского все еще был вынужден признавать над собой власть татарского хана и ладить с ним. В 1390 г. Василий отправился в Орду и купил там ярлык на нижегородское княжество и, кроме того, приобрел Муром и несколько других городов. Нижегородский князь Борис Константинович намеревался оказать сопротивление московскому князю, но попытка его не удалась, потому что нижегородские бояре изменили своему князю и перешли на сторону Василия.
При постоянных междоусобиях и переменах в Орде московскому князю не всегда удавалось сохранить хорошие отношения с татарами. В 1408 г. татарский князь Едигей, желая наказать Василия за то, что тот не уплатил своевременно татарского «выхода», вторгся с большим войском в московские владения и жестоко их опустошил; он осадил самую Москву, но отступил, взяв с нее откуп.
Перед своею смертью Василий Дмитриевич благословил своего малолетнего сына Василия (которому было в то время всего 10 лет) «своею отчиною, великим княжением», но после его смерти его брат Юрий (удельный князь г. Галича) отказался признать старшинство своего племянника и вступил с ним в борьбу за великокняжеский престол; борьба эта, которую после смерти Юрия Дмитриевича продолжали его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка, тянулась около 20 лет и доходила до больших жестокостей с обеих строн. В 1446 г. Василий II был захвачен Дмитрием Шемякой и Иваном Можайским в Троицком монастыре и ослеплен. Однако население Москвы, и особенно духовенство, во главе с епископом рязанским Ионою (нареченным митрополитом), отправило Шемяке грозное послание, обвиняя [109] его в измене и восстании против законного государя и угрожая ему отлучением от церкви, если он не покорится своему «брату старейшему».
Лишь около 1450 г. междоусобная борьба закончилась полным торжеством Василия. В результате жестокой борьбы Василия с удельными князьями и его окончательной победы над ними к концу его княжения в его руках соединились все уделы московского княжества, кроме одного (верейского).
Бурными и сложными были отношения Василия с татарами. Татарский хан в самом начале признал его великим князем, но в 1445 г. большой татарский отряд ворвался в московские владения, разбил великого князя и взял его в плен. В следующем году татары отпустили Василия, взявши с него обязательство внести огромный выкуп. И именно Василий начал принимать на московскую службу татар, давая им земли и «кормления». Около 1452 г. татарский князь Касим получил от Василия во владение область нижней Оки с городом Мещерским, который был теперь назван Касимовом, так на восточной окраине московских владений образовалось вассальное татарское «царство», и с этих пор вспомогательные татарские отряды составляли постоянную часть московских вооруженных сил. В это время некогда могущественная Золотая Орда находилась уже в состоянии упадка и распада: в 1445 г. образовалось особое царство, или ханство, Казанское (занимавшее среднее Поволжье), а еще раньше - ханство Крымское.
Кроме тяжелого политического междоусобия княжение Василия II было потрясено еще церковной смутой. После смерти митрополита Фотия (1431 г.) в Москве хотели поставить митрополитом рязанского епископа Иону, но патриарх Константинопольский поставил митрополитом на Русь Исидора (последнего русского митрополита из греков). В это время константинопольская церковь перед лицом надвигавшейся турецкой опасности пыталась найти помощь на католическом Западе и в 1439 г. на Флорентийском соборе заключила унию с Западной церковью, согласившись признать верховную власть римского папы. Русский митрополит Исидор присутствовал на этом соборе и подписал акт унии. Когда он вернулся в Москву в сане римского кардинала, московское правительство и духовенство наотрез отказались присоединиться к унии. Великий князь назвал Исидора «латынским ересным прелестником», сверг его с митрополии «яко отступника веры» [110] и заключил в один из московских монастырей, откуда Исидор скоро успел бежать[1]. Через несколько лет после бегства Исидора рязанский епископ Иона был поставлен на митрополию собором русских епископов, независимо от Константинополя; так же поставлялись и его преемники, и таким образом митрополия «всея Руси» формально отделилась от Константинопольского патриархата.
По завещанию Василия его старший сын, Иван, которого отец «благословил отчиною своею, великим княжением» получил городов гораздо больше, чем все остальные братья вместе; область великого княжения Владимирского и примыслы - Нижний, Суздаль и Муром без раздела переходят к старшему брату, которому даны были все материальные средства держать младших под своею рукою» (Соловьев).
[1] Благоверный великий князь Василий Васильевич, - пишет московский летописец, - никакоже не посла по нем возвратити его, ни восхоте удержати его; яко несмыслена суща и богомерзка».