3. Дмитрий Донской (1362 - 1389) и Куликовская битва (1380). После смерти Ивана II (1359 г.), оставившего малолетнего сына Дмитрия, ярлык на великое княжение Владимирское удалось получить суздальскому князю Дмитрию Константиновичу, но скоро (1362 г.) стараниями московского боярства и митрополита Алексея ярлык на великое княжение был приобретен (за хорошее вознаграждение) для московского князя Дмитрия Ивановича.
Достигши совершеннолетия, Дмитрий начал вести энергичную и смелую политику. Он продолжал расширять пределы своего княжества, включив в состав непосредственных своих владений Углич, Галич и Белоозеро и принести ряд новых городов с их округами (Калугу, Медынь, Стародуб, Дмитров). Он вел энергичную и успешную борьбу со своими русскими соперниками, великими князьями тверским и рязанским, которые заключили союз с опасным противником Москвы великим князем Литовским Ольгердом. Ольгерд Литовский дважды вторгался при Дмитрии в московские владения и подступал к Москве, но не мог взять сильной крепости. [107]
Но главной заботой внешней политики Дмитрия были татарские отношения. В Золотой Орде в это время происходили смуты и междоусобия, и московский князь стал думать, что пришло время избавить Русь от татарского ига. В 1378 г. русские войска разбили на реке Воже большой татарский отряд, пытавшийся вторгнуться в русские области. После этого обе стороны стали готовиться к решительной борьбе. В 1380 г. татарский князь Мамай, захвативший власть в Орде, заключил союз против Дмитрия с великим князем литовским Ягайлом и, собрав огромное войско, двинулся против Дмитрия. Дмитрий, со своей стороны, собрал большую рать (по словам современников - до 150 тысяч) и, получив благословение от святого Сергия, прославленного игумена Троицкой обители, выступил против «нечестивых агарян». В этой страшной борьбе на жизнь и смерть Новгород и Тверь занимали выжидательную позицию, а Олег Рязанский прямо перешел на сторону Мамая. Но все полки центральной Великороссии (т. е. Ростовско-Суздальско-Владимирской земли) сошлись под знаменами великого князя московского и под этими знаменами одержали полную победу над татарскими полчищами в страшной кровавой битве, которая произошла в верховьях Дона 8-го сентября 1380 г. Войско Ягайла Литовского выступило в поход «татарам поганым на помощь, а крестьянам на пакость», по выражению русского летописца, но опоздало и, узнав о поражении Мамая, поспешно отступило, - «побегоша назад со многою скоропостию никим же гонимы».
Велика была радость на Руси после Куликовской победы, но велика и скорбь, говорят летописцы, ибо русское войско, со своей стороны, понесло огромные потери, и потому Дмитрий оказался не в состоянии освободить Русь от ига «агарян». Через два года (1382 г.) новый хан Золотой Орды Тохтамыш с большим войском вторгся в русские области, взял и опустошил Москву. Дмитрий вынужден был снова признать над собой татарскую власть, но все же Куликовская победа имела огромное политическое и национальное значение, ибо показала, что Великороссия, объединенная под властью великого князя московского, может победить своего векового угнетателя, и все севернорусское население начинало видеть именно в московском государе своего национального вождя.
Уверенный в силе и праве московского великого князя, Дмитрий в своем духовном завещании «благословил» своего старшего сына Василия «своею отчиною, великим княженьем», [108] которое он таким образом рассматривал как законное и неотъемлемое достояние московское княжеского дома. Вместе с тем, при разделе московских владений он значительно увеличил долю своего старшего сына по сравнению с младшими, чем обеспечивал ему фактическое преобладание над ними.
Так что по справедливости не Иван Калита, но его знаменитый внук является основателем могущества и политического значения Московского государства. Правильно и очень образно сказал Ключевский: «Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты».