Сеть грунтовых дорог со всеми присущими ей крупными недостатками была во время мировой войны в бедных путями сообщения странах настоящим кошмаром для командований. Она почти никогда не была настолько густой, чтобы удовлетворить потребности фронта. Пути сообщения портились очень легко, быстро доходя до невозможного состояния. Они часто были загромождены войсками или подвозимым для них продовольствием и боеприпасами; все это часто задерживало всякое передвижение по этим дорогам. Это происходило обычно в наиболее трудные и вместе с тем серьезные моменты, требовавшие ускоренных темпов подвозки войск и военного снабжения. Начиная с 1918 г., это положение стало значительно улучшаться. В настоящее время даже в странах со слабо развитой сетью путей сообщения можно частично избавиться от этих неудобств, пользуясь транспортом, свободно продвигающимся по любой местности. Новейшая техника позволяет строить гораздо более прочные шоссейные дороги [208] и дает возможность поддерживать их в хорошем состоянии.
Не следует, однако, забывать, что современная война возможна лишь при наличии хорошей организации тыловых служб и хорошо развитой сети шоссейных и железных дорог, а также при наличии обильно снабженных складов и парков, требующих многочисленного персонала. Таким образом, организация тыла будет иметь в будущей войне чрезвычайно большое значение.
Об этом заботился еще Наполеон. Ремонт и постройка этапных дорог; создание специальных магазинов и складов при одновременном возведении укреплений для их защиты и соответствующей группировки войск, имеющих целью оборонять их; организация постоянного подвоза средств снабжения - вот наполеоновская подготовка, предшествовавшая каждой большой кампании. С этой точки зрения, необходимо признать, что кампания 1812 г. была по тем временам мастерски организована. Если же, несмотря на это, организация тыла «великой армии» не была исправной, то это происходило лишь потому, что проблема данной кампании была неразрешима с помощью тех технических средств, которые имелись в то время.
В настоящее время мы обладаем гораздо лучшим устройством в этой области. Однако, потребности армии грандиозно возросли: в тех случаях, когда в наполеоновскую эпоху достаточно было одного зарядного ящика боеприпасов, теперь требуются их сотни тысяч тонн.
Вследствие этого во время мировой войны и польско-советского конфликта материальное снабжение армии обычно хромало там, где нехватало железных и шоссейных дорог и где конные повозки были главным перевозочным средством.
В будущей войне современного характера эти трудности еще более возрастут. Во всяком случае они проявятся уже в начале войны, в период наиболее интенсивных передвижений и маневров. Это вызывается также современным развитием технических средств боя и вооружения. Колоссальное использование боеприпасов, вызванное массовым применением на поле боя автоматического оружия и мощной скорострельной артиллерии, сравнительно быстрая порча [209] военного снаряжения и усовершенствованных повозок потребуют от службы снабжения весьма большой производительности[1].
Хорошая организация тыла является необходимым условием быстроты и глубины наступления. Если она не вполне отвечает требованиям, то поддержка интенсивного огня окажется невозможной; он станет слабеть и предпринимаемый удар преждевременно остановится на мертвой точке.
Одной из главных причин поражения русских в войне 1904-1905 гг., несмотря на то, что японцы имели значительно меньшую численность, был, безусловно, тот факт, что они воевали в Манчжурии, на расстоянии 7 000 - 8 000 км от Москвы, находясь в зависимости от единственной Сибирской железной дороги, как бы повиснув на нитке, в то время как японская армия действовала вблизи метрополии и пользовалась, кроме того, морскими перевозками.
В прежние времена, когда бои были сравнительно редки, когда военное имущество пополнялось очень просто и легко, а армии были немногочисленны и их можно было снабжать продовольствием за счет завоеванной страны, можно было перебрасывать имевшуюся в распоряжении военную потенциальную энергию на очень большие расстояния. Типичные примеры подобных возможностей создали Александр Великий и Ганнибал и позднее - Чингисхан и Наполеон. Однако, все эти вожди не избежали судьбы, которую им подготовило поглощавшее их силы и постепенно ослаблявшее их энергию пространство, не побежденное окончательно вследствие недостаточной организованности. [210]
Последняя мировая война внесла в эту область, можно сказать, революционизирующие изменения. Однако, она не создала в этом отношении синтеза, ограничив наши опыты в этой области стабильными позициями, организация которых постоянно совершенствовалась в течение ряда лет. Армии, предпринимавшие в этих условиях удар, имели обильное материальное снабжение. Пополнение этого снабжения опиралось на склады, находившиеся вблизи и под прикрытием непрерывных фронтов; впрочем, накопление этих средств боя, из которых большинство было связано с исходными позициями предпринимавшегося удара, обычно требовало длительного времени. Организованная таким образом атака отличалась в своей начальной фазе громадной силой напряжения. Однако, по мере продолжения боя эта сила уменьшалась и даже теряла свое значение в случае продвижения вперед, что было равнозначаще отрыву атакующих частей от баз снабжения. Реорганизация обеспечивающих их служб до начала нового движения вперед являлась в этих условиях необходимостью. Таким образом, наступления, предпринимавшиеся в 1918 г., продвигались вперед лишь скачками протяжением в несколько километров, причем каждый из них требовал одной или двух недель подготовки.
По этим именно причинам Фалъкенгайн отказался в 1915 г. от взятия Салоник, так как находил, что сеть путей сообщения в Македонии и Сербии недостаточна для проведения такой большой операции. Русское наступление Юденича в 1916 г. в направлении из Эрзерума на Анатолию приостановилось вследствие значительных затруднений в снабжении, в то время как действовавшая против русских турецкая армия страдала от голода, болезней и истощения. Англичанам в 1917 г. для подготовки марша в Ираке из Басры на Багдад потребовался целый год времени, и они окончательно двинулись с места лишь после проведения в большом масштабе подготовки тыла собственной армии. Именно по этим причинам, т. е. вследствие отсутствия шоссейных и железных дорог, а также прочих технических средств передвижения, победителю Македонии, ген. Франше д'Эсперэй, потребовалось осенью 1918 г. почти 2 месяца [211] чтобы достигнуть Дуная у Белграда, что, впрочем, в тогдашних условиях было настоящим рекордом[2].
Введенные с этого времени технические усовершенствования, безусловно, облегчат функционирование тылов в будущей войне, благодаря увеличению числа машкн, более подвижных и более удобных для пользования на дорогах и на любой местности. В результате этого факта в будущем наступления потребуют гораздо меньших сроков предварительной подготовки и не будут так быстро слабеть, как в 1918 г. Овладение чужой территорией и ведение войны на более значительном пространстве тоже будет значительно легче, чем в прошлом.
Однако, все операции большого масштаба, пользующиеся значительными массами, не смогут обойтись без должной организации тылов. Эту организацию необходимо создать в мирное время путем рациональной постройки дорог и железнодорожных линий, в согласии со стратегическими потребностями страны, путем проведения соответствующих телеграфных линий и специальных линий связи, путем определения регулирующих станций и подготовки всевозможных складов, госпиталей, мастерских, парков и аэродромов. Эти предварительные работы должны привести к постепенному развитию тыловых учреждений в приграничных районах; число этих учреждений будет зависеть, с одной стороны, от численности войск, а с другой - от предполагаемых в случае войны операций.
Такое предварительное «снабжение фронта» может быть произведено лишь по указаниям и по единому разработанному военными органами плану, при тесном взаимодействии всех соответствующих учреждений.
Кредиты, необходимые для осуществления этого плана, должны быть распределены на несколько лет, в зависимости [212] от финансовых возможностей государства и от степени срочности работ, которые должны быть закончены до начала предполагаемой войны. Та часть работ, которую нельзя выполнить в мирное время, будет точно изучена в предвидении ее осуществления в период политического напряжения и первоначальных действий противника. Материалы, необходимые для этой цели, а также и рабочие должны быть подготовлены заранее с сохранением этой подготовки в тайне.
Каждое значительное продвижение армии во время войны, каждое серьезное изменение в «боевом расписании» потребует новых работ, чтобы приспособить этапы и службы к изменившейся обстановке. Эти изменения будут происходить очень часто, особенно в маневренной войне.
Организация подобного рода всегда будет трудной и серьезной задачей. Не подлежит сомнению, что чем богаче и населеннее страна, чем более мощна ее промышленность мирного времени, чем гуще ее сеть путей и средств сообщения, тем легче будет эта задача.
В этом заключается причина той легкости, с какой великие державы могут приспосабливаться к потребностям современной войны.
Страны со слабо развитой промышленностью могут поддерживать боевые действия лишь немногочисленных армий, не имеющих достаточных наступательных качеств. Некоторые из них не смогут даже использовать полностью свои людские ресурсы.
Подобные примеры можно встретить еще в истории XVIII и XIX вв., когда Российская империя, до введения железных дорог, не была в состоянии держать на отдаленном военном театре армию свыше 200 000 - 300 000 чел. И даже теперь отсутствие достаточно развитой сети железных и шоссейных дороге восточной части старого материка - а тем более на Дальнем Востоке - может значительно уменьшить в случае войны подвижность войск, парализуя до некоторой степени инициативу командования в области военных операций[3]. [213]
С другой стороны, трудности службы тыла могут несколько уменьшиться в будущем благодаря происшедшему в последнее время прогрессу. Количество необходимых боеприпасов может уменьшиться вследствие применения новых методов стрельбы, а прежде всего - в результате тактики механизированных войск. Число расположенных вблизи фронта санитарных учреждений уменьшится, если прогресс медицины и хирургии позволит применить эвакуацию раненых на более значительные расстояния. Постройка дорог и сети связи будет происходить с помощью усовершенствованных машин, заменяющих столь многочисленных в настоящее время рабочих.
Вообще моторизация обозов, парков и транспортов облегчит непосредственный контакт фронта со складами и с более отдаленными учреждениями, которые вследствие этого могут быть не столь многочисленны, но зато более постоянны. Выравнивание существующей до сих пор значительной разницы между ресурсами страны и теми средствами, которые находятся в непосредственном распоряжении армии, позволит базировать снабжение последней на складах, расположенных внутри государства, так что в будущем отдельные учреждения этого рода в оперативных и этапных районах будут значительно сокращены.
Подобная перестройка тыловых учреждений, проводимая постепенно и вместе с тем решительно, является необходимостью. Только при таком условии службы, опирающиеся на это устройство, сохранят в своей работе тот ускоренный ритм маневренной войны, к которому их в будущем вынудят механизированные роды войск.
[1] Расход артиллерийских боеприпасов в небольшом сражении выражается в настоящее время приблизительно в следующих цифрах:
легкая пушка . . . . . . 200-300 выстрелов = 2-3 т
тяжелое орудие при стрельбе на небольшие расстояния . 75-100 выстрелов = 3-5 т
тяжелые дальнобойные орудия, в зависимости от калибра . 75-100 выстрелов - 2-5 т
Таким образом, требуется 100-200 т снарядов только для дивизионной артиллерии. Такое же количество потребуется для корпусной и армейской артиллерии.
[2] Сербская армия в составе 6 пех. дивизий и 1 кав. дивизии в качестве авангарда прошла тогда около 450 км в 45 дней, что в действительности составляло около 20 км в день. Этого результата можно было достигнуть, пользуясь лишь ресурсами страны. Этого не могла сделать Восточная армия союзников, состоявшая из 22 дивизий. Поэтому можно констатировать, что в этих условиях преследование на Дунае развертывалось с максимальной быстротой и силой, осуществимой в условиях того времени.
[3] Этот вопрос должны разрешить так называемые пятилетние планы. Они заключают в себе значительные кредиты на поддержание шоссейных и железных дорог. Кроме того, строятся пути сообщения, имеющие целью связать между собой создающиеся в Советской России промышленные центры. Производство автомобилей растет, воздушные линии будут иметь значительно большее протяжение.