Войска, мобилизованные внутри страны, должны быть переброшены в районы сосредоточения. Необходимо перевезти миллионы людей и громадное количество военного имущества с помощью наиболее быстрых средств сообщения, так как эта предварительная операция должна совершаться в кратчайший срок. В 1914 г. она продолжалась во Франции и Германии около 12 дней, не считая перевозок частей прикрытия. Положительное решение этой задачи требует налаженной и мощной сети путей сообщения, а также заранее установленного точного плана.
В 1914 г. стратегические перевозки в районы сосредоточения происходили почти исключительно с помощью железных дорог; лишь весьма ограниченные пешие переходы выполнялись частями, мобилизованными вблизи районов сосредоточения. С военной точки зрения, железная дорога является отличным перевозочным средством: один поезд вмещает батальон пехоты или одну батарею; средняя скорость такого поезда составляет на хорошо подготовленных к интенсивному движению линиях 25 км/час; число поездов на каждой линии может быть 70-90, а на хорошо [204] устроенных перегонах - до 120 в сутки, в зависимости от состояния железных дорог. Неудивительно, что железные дороги стали с 1870 г. главным средством стратегических перевозок. В течение мировой войны они были основой французских оперативных перевозок, давая несравненные образцы технической четкости. Так, например, во время германского наступления 21 марта 1918 г., когда был поколеблен английский фронт в районе Сен-Кантен, на угрожаемый участок фронта за 10 дней было переброшено 1 376 оперативных поездов с французскими резервами, не считая связанного с этой переброской подвоза снабжения. В конечный период мировой войны роль железных дорог как перевозочного средства значительно усилилась, а производимые с помощью железных дорог переброски войск дошли до неизвестных ранее размеров.
Снабжение продовольствием и боеприпасами тоже происходило с помощью железных дорог. Успешно выполняя перевозки снабжения, а также эвакуацию, железные дороги освобождали до некоторой степени армии от лишнего балласта. В отдельные фазы войны они позволяли сосредоточивать и распределять людей и средства боя, являясь в руках командования одним из наиболее мощных орудий. Они также давали возможность предпринимать неожиданные удары или организовать в угрожаемых местах оборону с помощью быстро перевозимых сил. Требования, которые война поставила перед железными дорогами, превзошли все расчеты и приготовления, произведенные в этом отношении в мирное время.
Однако, перевозки с помощью железных дорог имеют также и недостатки, так как не обладают достаточной гибкостью. Из этого в течение мировой войны вытекало значительное расхождение между требованиями стратегических перевозок и их выполнением, а также ограничение маневра и отсутствие гибкости. Каждая находившаяся в поле армия располагала обычно в направлении фронта одной железнодорожной линией. Она была тесно связана с этой линией. Оторваться от этой жизненной артерии она могла лишь под угрозой весьма значительных затруднений в снабжении, что придавало ее оперативным продвижениям слишком односторонний характер. [205]
В связи с громадным ростом боевой авиации и дальнобойной артиллерии возникли новые затруднения.
Воздушные нападения чрезвычайно опасны доя железнодорожных перевозок. Известные и четко вырисовывающиеся на местности железнодорожные пути и крупные вокзалы, виадуки и мосты будут являться в будущем даже ночью уязвимыми целями для воздушной бомбардировки. Железные дороги имеют значительное количество подобного рода узлов. Их разрушение может серьезно приостановить железнодорожное движение, вызывая тем значительные задержки в перевозках, и при современном развитии авиации сделает их частично даже невозможными.
Поэтому в настоящее время наряду с железнодорожным и конным транспортом видное место занимает автомобиль. Последние изобретения в этой области - специальные шины, гусеницы, значительное увеличение тоннажа и скорости, правильное функционирование и т. п. - заставляют предполагать, что в будущем роль автомобиля значительно возрастет.
Применение автомобилей обеспечит перевозкам значительно большую гибкость, чем использование для этой цели железных дорог. Понятно, автомобиль не может дать такую высокую производительность. Нормальный поезд равен, приблизительно, 100 трехтонным грузовикам и проходит за сутки около 600 км, т. е. дает в 3 или 4 раза больше, чем могут дать перевозки по грунтовым дорогам. Таким образом, задача автомобильного транспорта заключается, в первую очередь, в устранении недостатков железных дорог.
С другой стороны, автомобильные колонны даже на достаточно ограниченных расстояниях загромоздят дороги, которым придется попрежнему, хотя и в меньшей степени, служить для конных перевозок, а в прифронтовой полосе и для пешего движения.
Транспорт, пользующийся машинами на гусеничном ходу и способный к продвижению как по дорогам, так и вне их, а следовательно, способный преодолевать бездорожную местность, был бы идеальным решением этого вопроса. Применение подобного транспортного средства облегчило [206] бы сохранение тайны, а также непосредственное обслуживание поля сражения. Гусеничный транспорт особенно полезен в странах со слабо развитой сетью железных и шоссейных дорог, поэтому его можно считать лучшим транспортным средством и надо верить в его будущее. Следует, однако, констатировать, что в настоящее время он еще не может быть использован для перевозки значительных количеств войск и больших масс военного снаряжения. Поэтому гусеничный транспорт придется дополнять конным транспортом, на который можно положиться, хотя он и является очень медленным. Эта медлительность в будущем может его сделать анахронизмом. Однако, в настоящее время, даже в государствах, располагающих мощным автотранспортом, лошадь, которую в момент мобилизации легко реквизировать в сельском хозяйстве десятками и даже сотнями тысяч, попрежнему останется в армии, дополняя два главных и основных в ближайшем будущем средства сухопутного транспорта, т. е. железные дороги и автомобили.
Водный транспорт очень выгоден, особенно при больших расстояниях, для перевозки значительных тяжестей и эвакуации раненых. Он является вспомогательным средством, которым не следует пренебрегать, тем более, что организация подобного транспорта легко осуществима и несложна. Морской транспорт применяется для целей сосредоточения теми государствами, которые могут обеспечить ему безопасность. Транспорт с помощью подводных лодок слишком ничтожен, чтобы его можно было в настоящее время серьезно принимать во внимание.
Некоторые специалисты считают, что вследствие непрерывного прогресса авиации воздушные линии станут в будущем серьезным средством транспорта. Однако, в настоящее время воздухоплавательные (т. е. легче воздуха) средства очень дороги, немногочисленны, мало выносливы, уязвимы и вовсе не подходят для этой цели; грузоподъемность же самолетов очень незначительна. Перевозки на самолетах могут быть приняты во внимание лишь в отдельных исключительных случаях, о которых было уже оказано раньше, и не могут играть значительную роль в европейских войнах. Всюду, где участвуют [207] большие и многочисленные армии, воздушные перевозки играют лишь незначительную роль.
Каждое из перевозочных средств, находящихся ныне в употреблении, - железные дороги, автомобили, конный транспорт, водные пути и в исключительных случаях авиация, - имеет особые характерные черты, которыми и отличается от других средств перевозки людей или снаряжения, в зависимости от условий времени и расстояния. В будущей войне нельзя игнорировать ни одно из этих средств. Их постепенное использование будет проводиться в размерах, зависящих от географических условий театра военных действий. План перевозок мирного времени должен предусматривать их полное использование и сочетание. Включенные в этот план предположения на военное время должны вызвать методическое применение и пополнение сети путей сообщения страны и покупку самого необходимого количества автомобилей всевозможного типа, а также подготовку их принудительной реквизиции при объявлении мобилизации.