Разница, имевшаяся в 1914 г. между враждебными сторонами в отношении продолжительности их сосредоточения, не была очень значительной. Эта разница колебалась в пределах от нескольких часов до нескольких дней, если исключить Россию, где мобилизация и сосредоточение войск вследствие большого протяжения входящих в состав этого государства областей требовали, нескольких недель.

В будущей войне это положение может подвергнуться коренному изменению. Продолжительность сосредоточения будет функцией чрезвычайно разнородных в настоящее время условий, а также результатом уступок, сделанных на основе ложно понятых пацифистских тенденций и предполагаемого арбитража Лиги наций.

Уже теперь в Европе существуют такие государства, которые применили частичное разоружение и приняли военную систему полу милиционного характера, в то время как другие страны стремятся всеми путями достигнуть максимальной военной готовности и доводят имеющийся в их распоряжении военный потенциал до высокой степени мощности.

Вполне очевидно, что страны с системой медленной мобилизации могут в случае взрыва новой войны очутиться [200] в очень опасном положении, если их географическое положение не представляет особых выгод. В этом случае даже страны, хорошо подготовленные к обороне, могут быть парализованы внезапным нападением со стороны моторизованных тактических соединений и авиации противника.

Поэтому в настоящее время необходимо располагать действительной системой прикрытия, удачно приспособленной к возможностям страны и намерениям предполагаемого противника.

Как правило, план прикрытия должен быть разработан с таким расчетом, чтобы обеспечить успех двух главных задач прикрытия, заключающихся, с одной стороны, в прикрытии мобилизации и сосредоточения армии, а с другой - в обеспечении государственной территории.

В настоящее время первая задача важнее, потому что она заключается в прикрытии интегральной мобилизации государства, которая может продолжаться от нескольких дней до нескольких недель (эшелонированная мобилизация), считая с начала политического напряжения. Наоборот, время, необходимое для прикрытия сосредоточения армии (прикрытие выгрузки войск вблизи границы), сейчас, в общем, довольно непродолжительно; безопасность обеспечивается войсками, в состав которых входят части прикрытия.

Прикрытие государственной территории является новой задачей, неизвестной в 1914 г. В настоящее время оно необходимо, так как современная война заключается в использовании всех человеческих и материальных ресурсов. Если бы об этом думали в 1914 г., то, быть может, Франция сохранила бы бассейн Бриэ, а также каменноугольные и промышленные районы на севере.

Средства, находящиеся в распоряжении прикрытия, будут заключаться, в первую очередь, в использовании действующих частей, расположенных вблизи границы и способных явиться к месту назначения в возможно более короткий период времени[1]; кроме того, это будет пограничная [201] охрана или части «Гренцшуца», а также запасные части, организуемые в случае надобности очень быстро (24 часа), затем вообще вся авиация и вся кавалерия и, наконец, жандармы, таможенная и лесная стража, выполняющие роль полицейского надзора. Все эти части должны, в основном, выполнять задачу прикрытия.

Интенсивность выполнения задачи прикрытия будет зависеть от сведений о противнике. В период первоначального напряжения будет достаточно довольствоваться наблюдением и закрытием границ с помощью частей пограничных гарнизонов и мелких запасных частей, сформированных в последний момент.

При дальнейшем росте военной угрозы необходимо укрепить это прикрытие действующими частями, перебрасываемыми изнутри страны на границу, и путем призыва запасных в гораздо большем масштабе.

В этих условиях организация прикрытия в будущей войне не может развертываться автоматически и безо всякой гибкости, как это имело место в 1914 г. Она должна производиться распоряжением правительства, так как является политической задачей, правильное решение которой обеспечит стране безопасность, не внося замешательства в жизнь населения и в международные отношения.

В период политического напряжения прикрытие границ государства обеспечивают командиры корпусов, подчиненные министру национальной обороны.

В случае объявления всеобщей мобилизации роль прикрытия должен будет выполнять первый эшелон мобилизованных частей, находящихся исключительно в распоряжении главнокомандующего.

Как правило, прикрытие будет заключаться в организации обороны. По существу, даже сильные части прикрытия окажутся относительно слабыми по сравнению с протяжением границ, что найдет свое выражение или в слабой их защите или в отсутствии необходимых для наступления резервов. Постройка постоянных укреплений, между прочим очень дорогих, даст возможность сэкономить перволинейные части. Благодаря этому можно создать более сильные и многочисленные резервы прикрытия, которые должны быть, по возможности, моторизованы и механизированы, [202] чтобы иметь максимальную подвижность и наибольшую силу удара.

Непрерывная разведывательная служба и весьма активная авиация будут необходимы, чтобы во-время направлять резерв прикрытия на угрожаемые участки.

Организованное таким образом прикрытие должно полностью обеспечить крепкую оборону границ и давать возможность прибегать в случае надобности к энергичным контратакам; оно имеет возможность сломить противника, даже располагая ограниченными силами. Однако, и в этом случае командование должно требовать от правительства, в случае частичной мобилизации противника, чтобы она немедленно приняло такие же меры защиты, иначе страна может очутиться под угрозой катастрофы.

Во всяком случае необходимо заранее подготовить закрытие на границе всех важнейших направлений, ведущих в страну; это закрытие должно произойти в момент тревога, для воспрепятствования на бегу моторизованных частей и кавалерии противника. Применение такого рода средств защиты является одной из первых задач прикрытия.

Правительство должно указать еще в мирное время и в соответствии с общим планом войны, какие, по его мнению, области являются наиболее важными и какие из них требуют особенно сильного прикрытия. Таковыми могут быть, например, главнейшие экономические и промышленные центры, которые не должны подвергаться опасности попасть в руки противника даже на короткий промежуток времени.

В некоторых случаях прикрытие страны может быть осуществлено путем предупредительного наступления против частей противника, производящих сосредоточение[2]. Однако, это довольно трудный метод, так как он требует значительной подготовки собственной армии и полной свободы действий с политической точки зрения.

Подобных результатов можно достигнуть гораздо меньшими усилиями, занимая позиции впереди собственных границ. [203] Однако, подготовка наступления подобного рода еще в мирное время является трудной как с военной, так и с политической точки зрения. Поэтому она весьма редко предусматривается заблаговременно.

К действиям подобного рода можно также прийти косвенным и даже вынужденным путем, а именно тогда, когда наступление, направленное на внешнюю территорию, потерпит неудачу, и частям, участвовавшим в наступлении, придется занять оборонительные позиции.

Нормальное решение проблемы прикрытия заключается в занятии оборонительной позиции в пределах своей государственной территории, возможно ближе к границам. Это - средний, но верный вид прикрытия, хотя и не столь выгодный, как два предыдущих. Он будет применяться в большинстве случаев и, в первую очередь, слабо вооруженными странами, в то время как могущественные государства могут применять первый или второй вариант.


[1] Их пропорция в различных странах неодинакова и зависит от того, расположены ли действующие части вблизи угрожаемых в случае войны границ и не имеют ли они других задач.

[2] Этот метод был принят во внимание в Сербии в 1915 г. после получения сведений о подготовке германо-австро-болгарского наступления.


<< Назад | Содержание | Вперед >>