1. Характеристика мобилизации 1914 г. - 2. Будущая мобилизация и план использования резервов. - 3. Техническое снабжение мобилизованных частей и автаркия. План экономической мобилизации страны. - 4. Материальные мобилизационные склады. - 5. Моральная и политическая мобилизация нации. - Выводы.
1. До 1914 г. мобилизация, как правило, заключалась в приведении вооруженных сил мирного времени в состояние военного времени. Основой мобилизации повсюду были сильные действующие армии, создаваемые в момент взрыва вооруженного конфликта и предусмотренные штатами военного времени. Это была сравнительно несложная операция. Она опиралась на довольно косные, но несложные и, за некоторыми исключениями, общие для всех стран положения, которые в случае войны применялись автоматически. Она заключалась почти исключительно в призыве запасных и в распределении их по войсковым частям, в реквизиции необходимого имущества и в создании некоторого числа запасных частей, что делалось часто путем дублирования действующих кадров. Все это облегчалось тем, что армия того времени состояла из трех годов призыва. Таким образом, в 1914 г. - так же как и в 1866 и 1870 гг. - преобразование постоянной армии мирного времени в полевую действующую армию почти исчерпывало проблему мобилизации нации.
Согласно господствовавшему в то время мнению, армии, выступавшие на фронт, должны были решить войну с помощью [164] тех материальных запасов и людских резервов, которыми они располагали к началу военных действий[1]. Таким образом, достаточно было нескольких дней или, в крайнем случае, нескольких недель (Россия), чтобы достигнуть намеченной боевой готовности мобилизованных армий.
Кроме незначительного и являющегося исключением числа случаев, гражданское население не участвовало активно в организации обороны. Участие же в ней промышленности и всего хозяйства страны было довольно ограниченным, ввиду того, что всюду господствовало предположение, что война будет кратковременна.
2. Будущая война - будет ли она продолжительной или нет, всеобщей или местной - безусловно потребует интегральной мобилизации нации[2]. Административные кадры, [165] промышленность, экономическая жизнь страны и вообще все гражданские службы будут по необходимости подчинены с момента начала войны частичной или полной регламентации в зависимости от той роли, которую они будут играть во время войны. Таким образом, в будущем всеобщая мобилизация будет состоять, с одной стороны, из призыва под оружие всего населения (как это имело место во Франции в 1793 г.) наряду с использованием всех его моральных и материальных средств, а с другой стороны - из мобилизации в тесном смысле этого слова вооруженных сил государства.
Кроме военного развертывания постоянных войск - сухопутных, морских и воздушных, - необходимо будет сразу создавать в стране мощную армию; мобилизовать все области государственной администрации; пустить вход массовое производство промышленных изделий, с одновременным приспособлением всех хозяйственных областей к нуждам и требованиям войны; подвергнуть точной регламентации всю совокупность жизненных потребностей населения, так как иначе не будет возможности выдержать начинающуюся катастрофу; собрать и пустить в ход намеченный еще в мирное время аппарат пропаганды, чтобы политико-моральное руководство населением, находящееся во время войны безраздельно в руках правительства, выдержало тяжелые испытания. Понятая таким образом мобилизация, даже если она была тщательно подготовлена до мельчайших подробностей, потребует значительного периода времени, чтобы дать должный эффект[3]. Ввиду этого, по мнению некоторых, государство, которое решится начать войну, должно будет, прежде чем ее объявить, провести тайно мобилизацию промышленности, что обеспечит [166] ему решительный материальный перевес над противником, и только после этого приступить к молниеносной мобилизации своих армий.
Рационализация промышленности и накопление необходимого для этой цели сырья позволят очень быстро развернуть выпуск массовой военной продукции, а потому являются логической предпосылкой мобилизации промышленности. Однако, мало вероятно, чтобы страны, подверженные опасности подобного рода, не предприняли со своей стороны всех шагов, необходимых для получения своевременной информации по этому вопросу, и чтобы, кроме политической интервенции на международной арене, они не прибегли ко всем напрашивающимся в таком случае предупредительным мерам. Ведь, они не могут допустить одностороннее сокращение приготовлений к войне, что лежит в интересах противника и дает значительные преимущества его захватническим планам. Таким образом, в будущем возникновению войны будет предшествовать настоящая гонка в области мобилизации и подготовки внезапного нападения со стороны соперничающих между собой государств. Она может продолжаться ряд недель и даже месяцев.
Сокращение срока действительной службы, а также уменьшение контингентов мирного времени привело к тому, что штаты дивизии по сравнению с 1914 г. уменьшились вдвое (с 11 000 до 5 000 чел.); это происходит почти во всех государствах, кроме частей прикрытия и частей высокой боевой готовности (Германия). Все это влияет одерживающим образом на темпы и ритм мобилизации вооруженных сил государства. Число дивизий мирного времени также значительно уменьшилось по сравнению с довоенным периодом. Эти факты в значительной мере способствуют ограничению первых мобилизационных усилий в будущей войне, а также значительному удлинению сроков мобилизации в том случае, если первый эшелон достигнет таких же пределов, каких он достиг в 1914 г.
Между тем, в будущем необходимо серьезно считаться с очень распространенным в настоящее время стремлением к внезапному нападению с началом военных действий. Поэтому, [167] чтобы исключить возникшее вследствие этого противоречие и избежать вытекающих из этого трудностей, в будущем необходимо эшелонировать мобилизацию. Первый эшелон должен быть так быстро готов к действиям, как этого потребует необходимый в современных условиях минимум безопасности государства.
Достижение этой цели будет облегчено благодаря тому, что внутри страны применяется не такая система мобилизации, как в прифронтовых районах, где проводится индивидуальный тайный призыв некоторого точно определенного числа запасных уже в момент политического напряжения.
Эта система частичной мобилизации обычно обеспечивала до сих пор ее секретность, а также и расчленение. При современных социально-политических разногласиях сохранить тайну будет в этом случае очень трудно (коммунисты в качестве почтовых чиновников). Кроме того, эта система по существу своему имеет много недостатков, из которых главным являются необходимость отказа от опубликования мобилизации и замена его столь трудно выполнимым методом индивидуальных извещений. Поэтому такая система должна быть ограничена до минимальных размеров. Вообще необходимо располагать еще в мирное время специальными боевыми частями, готовыми в любой момент к действиям, на долю которых в случае надобности выпадет обязанность прикрытия.
В будущем, по всей вероятности, произойдет более четкое, чем во время мировой войны, распределение между действующими армиями их общего резервуара людских резервов. Это должно обеспечить необходимый рост армии, а также постепенное заполнение пробелов, возникающих в результате потерь на фронтах, обеспечивая вместе с тем должное функционирование служб внутри страны, и сделать возможной действительную оборону важнейших стратегических узлов, находящихся вне оперативной зоны фронта. Все эти потребности должны быть приняты во внимание в тщательно разработанном и примененном к требованиям современной войны плане использования резервов. В этом плане должны быть также серьезно приняты во внимание экономические потребности страны во время войны. [168]
В будущем не должна быть повторена всеобщая ошибка 1914 г., заключавшаяся в использовании почти всех запасных для перехода войсковых частей к штатам военного времени. Это ослабило жизненный пульс страны, проводящей мобилизацию, вместо того чтобы поднять его до того уровня, которого требует война. Это затруднило пуск военных заводов в тех размерах, которые диктовались военными нуждами, исключая одновременно с этим четкую мобилизацию гражданской промышленности. Как в Германии, так и во Франции приходилось впоследствии демобилизовать некоторых солдат для устранения тяжелых последствий первоначальной ошибки.
В результате из числа мобилизованных в течение войны контингентов, которые, кроме США и России, составляли во всех странах, по крайней мере, 17% населения, почти треть была использована вне фронта. Например, во Франции уже в 1915 г. 33% общего числа мобилизованных солдат (а не 12%, как в 1914 г.) несло службу в тылу действующих армий и внутри страны.
Рационализация промышленности, которая в значительной степени сокращает число рабочих, необходимых для пуска заводов в тех размерах, какие требуются условиями войны, в будущем значительно ограничит число солдат, используемых для этой цели вне фронта. Тем не менее, слишком резкий и не считающийся в достаточной степени с потребностями военной продукции отрыв людей от производства приведет в будущей войне, ввиду ее технического характера, к еще более грозным, чем 20 лет тому назад, результатам.
Однако, из этого вовсе не следует, что мы должны согласиться с формулой, на основании которой все квалифицированные рабочие должны в случае войны остаться у своих станков. Подобная специализация может оказаться убийственной для обороны государства; она лишит фронт лучших солдат. Это приведет к обеспечению нужд страны за счет боевых качеств частей, идущих на фронт.
А между тем бой, который в будущей войне будет состоять из быстро следующих друг за другом и связанных в одно целее ударов, потребует большого напряжения сил. Таким образом, современные армии нуждаются в быстрых [169] и полноценных пополнениях, без которых не может быть сохранена непрерывность действий, - будет ли война позиционной или маневренной. Силы дивизий, принимающих участие в бою, растают очень быстро, если не будет достаточных резервов.
Следовательно, принимая за основу, что каждый взрослый гражданин подлежит обязательной мобилизации, мы должны выработать план распределения мобилизованных запасных таким образом, чтобы нужды фронта и нужды страны были в надлежащей степени обеспечены. То положение, что каждый мобилизованный гражданин должен быть использован во время войны на том посту, на котором он лучше всего сможет служить родине, является, безусловно, правильным. Однако, до 40 лет включительно все способные к ношению оружия мужчины обязаны служить с оружием в руках. Это единственно правильный принцип, и исключения из него могут быть допущены только в случае действительной и неизбежной необходимости. Такие случаи не могут быть многочисленными, так как подобного рода специалисты находятся также среди более старших годов призыва.
Не менее важным вопросом будущего является проблема пополнения офицерского и унтерофицерского состава. Роль начальника-командира в современной войне становится все более серьезной. Его непосредственное влияние на ход событий на поле боя заметно растет. Это вытекает не только из постоянного развития технических средств боя и его ускоренного ритма, но также и из утвердившегося в послевоенное время поверхностного обучения солдат. А, между тем, в современной войне необходимо считаться с еще большими потерями среди командиров, чем это имело место во время мировой войны.
3. Необходимо иметь в виду, что в будущем дивизии, приведенные в состояние боевой готовности, будут в первой фазе мобилизации обильно снабжены техническими средствами боя и отличным оружием. Однако, сохранение их вооружения на первоначальном уровне будет довольно трудной задачей. Поэтому необходимо считаться с тем [170] фактом, что качество оружия со временем понизится, а через несколько месяцев войны станет значительно хуже. Для промышленно-развитых и экономически богатых стран это не страшно, так как они способны быстро развернуть свое производство в больших размерах. Страны же со слабой промышленностью при первом же ударе исчерпают свои запасы военного имущества. Пополнение последнего, а следовательно, и организация частей второй очереди, встретятся с тем большими затруднениями, чем слабее шансы развития военной промышленности и чем медленнее темпы этого развития. Часть возникших таким образом прорех должна быть пополнена импортом, причем государства, находящиеся в союзе, должны взаимно заполнять пробелы в этой области.
Однако, никто не может базировать безопасность государства на иностранной помощи, тем более, что будущая война будет, по всей вероятности, всеобщей. Понятно, что в такой войне каждый будет заботиться прежде всего об обеспечении собственных нужд. При современном громадном использовании материальных средств войны, размеры которого невозможно точно установить, их может нехватить и у других. Кроме того, каждое государство должно принять во внимание в своих планах войны возможность быть отрезанным от остального мира вследствие современного развития авиации и подводных лодок. С этой опасностью должны считаться даже такие страны, которым не угрожает окружение, вытекающее из их географического положения. Поэтому основным и категорическим требованием каждой оборонительной системы должна быть в будущем хотя бы относительная промышленно-экономическая самостоятельность и независимость (автаркия) в отношении людских резервов и естественных богатств страны, обеспечивающая главнейшие потребности этой страны во время войны.
Должное пополнение перволинейных войск и мобилизация частей второй очереди в настоящее время невозможны, если изложенная выше основная проблема не будет разрешена положительным образом.
Государства, которые примут участие в будущей войне, будут, безусловно, пользоваться экономическим оружием [171] в гораздо большей степени, чем до сих пор. Промышленно-экономическая дезорганизация противника, окружение его и изолирование путем блокады, бойкота и нажима на нейтральные государства от мировых рынков и естественных заграничных источников, т. е. от импорта как необходимого сырья, так и недостающего продовольствия, может в современных условиях создать хаос и лишить возможности продолжать военное производство в достаточных размерах. Действительная атака на валюту противника, устойчивость которой является одним из главных факторов военной силы, сделает остальное.
Мы поймем значение факторов подобного рода, если представим себе колоссальный рост расходов, вызванных современной войной, с которой в настоящее время почти неизбежно связана опасность инфляции. Так, например, общая сумма расходов мировой войны превышает в 100 раз стоимость русско-японского конфликта. По д-ру Гаспари, военные расходы Германии в 1914-1915 гг. составляли 1,7 млрд, марок[4], а в 1915-1916 гг. - 2 млрд. марок в месяц[5].
Энергичные и целеустремленные заботы об экономической самостоятельности и независимости страны, создание и сохранение достаточного, обеспеченного золотом мобилизационного фонда, а также задуманные в широком масштабе мероприятия, необходимые в случае войны для установления максимальных рыночных цен, равно как для введения принудительных норм продовольственного снабжения и отпуска одежды для массы гражданского населения, - вот главные предупредительные средства, с помощью которых можно избежать вытекающей из этого опасности.
Основательно проработанный план экономической мобилизации страны является, таким образом, базой современной системы национальной обороны и необходимым условием ее действительности. Он должен охватывать как сельскохозяйственную продукцию, так и промышленность страны; он должен также целиком использовать нормальную [172] экономическую организацию и подготовить главные основы военного производства. Общий мобилизационный план в этой области должен включать отдельные статьи, посвященные важнейшим областям государства и крупным промышленным предприятиям.
Промышленное деление страны применительно к потребностям войны облегчит эту тяжелую и ответственную задачу. При этом необходимо избегать чрезмерного скопления заводов, работающих непосредственно на армию, а тем более их размещения в районе досягаемости неприятельской авиации.
СССР является образцом вполне современной экономической подготовки государства к будущей войне. Основой пятилетнего плана экономического развития страны, утвержденного советской властью в 1929 г., являлось стремление к максимальному обеспечению готовности в этой области.
Произведенная на основе этого плана промышленная реконструкция страны была целиком подчинена требованиям, которые поставит перед СССР будущая война[6]. Мощное развитие военной промышленности и правильное размещение ее важнейших центров в безопасных областях страны; должное развитие естественных богатств страны и одновременная забота о необходимой экономической независимости - вот главная основа упомянутых выше советских намерений.
В результате их в центральной промышленной области, охватывающей 10 центральных губерний, была создана новая база металлургической, электротехнической, химической и автомобильной промышленности. Донбасс, занимавший ранее доминирующее место в общегосударственной продукции (около 33% общей продукции, 77% продукции угля, 56,5% железа и 45% химической промышленности), потеряет в ближайшие годы свое первенствующее место. Наряду с ним, кроме приволжских районов и центральных губерний, все более серьезное значение приобретает военная промышленность, сильно развивающаяся на Урале. [173] Металлургическая, угольная и химическая промышленность опирается там на богатые залежи каменного угля, различных руд и химического сырья. Кроме того, во втором пятилетием плане значительное внимание уделено Западной Сибири, которая в ближайшее время должна быть превращена в промышленно-аграрную страну.
4. Необходимо более полно осветить вопрос о материальных мобилизационных запасах. Известная теория, согласно которой накопление слишком большого количества технического оборудования при современном прогрессе техники очень быстро становится устарелым, в основе вполне правильна. Кроме того, полностью загруженные мобилизационные склады стоили бы очень дорого. Хранящееся в складах имущество легко подвергается порче, несмотря на самое тщательное хранение. Это является одной из основных причин того, что современные мобилизационные склады обычно не бывают заполнены.
Сказанное относится к снаряжению солдат, но, главным образом, к снабжению их новейшим оружием. Имеющиеся в мирное время материальные запасы должны целиком отвечать требованиям первого периода войны. Дело, однако, заключается в том, чтобы при практическом осуществлении этого, в основе правильного, взгляда не сделать опасного перегиба. Как замена одних образцов вооружения другими, так и экономия мобилизационных материальных запасов армии не могут, как правило, выходить за строго установленные пределы. В противном случае мобилизационные склады частей будут пустовать, а армия в момент неожиданного взрыва войны окажется неспособной к серьезным действиям. Легко может случиться, что, прежде чем будут пущены в ход даже наиболее подготовленные к массовой продукции заводы и прежде чем будет налажено серийное производство подготовленного во время войны наиболее современного типа оружия, мы проиграем войну. Это тем более справедливо, что в настоящее время окончательный результат боя в значительной степени зависит от технического снабжения действующих частей. Таким образом, [174] определение необходимых размеров первоначального снабжения мобилизуемых войск, гарантирующего их полное использование в первый период войны, и обеспечение их в дальнейшем промышленной продукцией материального снабжения являются в настоящее время проблемой большого значения.
Только такое мощное государство, как США, может себе позволить без особого риска применять вышеизложенную весьма удобную теорию. США располагают неограниченными промышленными возможностями, в то время как их общее военное положение продолжает быть исключительно выгодным. Поэтому длительность периода мобилизации и ее медленные темпы не играют там решающей роли.
В нормальных условиях материальные мобилизационные склады должны быть тем полнее (вне зависимости от числа и силы частей, идущих на фронт), чем слабее военная промышленность страны, чем меньше ее экономическая независимость и чем больше времени потребуется для того, чтобы наладить массовое производство промышленности.
Так как подготовленная в мирное время мобилизация промышленности даст полные результаты лишь после 3, а иногда и 6 месяцев, в зависимости от интенсивности и четкости работы промышленности, то в мобилизационных складах необходимо хранить требующееся на этот срок военное имущество. Не следует забывать, что война будущего будет иметь материальный характер и очень быстрый ритм и что первоначальные операции, если они будут иметь целью попытку быстрого решения конфликта, будут развертываться весьма интенсивно.
Поэтому удачное определение количества имущества, необходимого для первоначального снабжения войск, является в настоящее время вопросом первостепенного значения. Снабжение должно быть достаточным, чтобы привести в боевую готовность необходимое число тактических соединений, обеспечивая им одновременно с этим возможность полной активности в первый период войны. Их дальнейшее постоянное снабжение должно опираться на соответственно развитое производство. [175]
* * *
5. Подготовка мобилизации не была бы полной, если бы она не предусматривала в должной степени средств, дающих возможность сохранить во время войны на должном уровне моральные силы населения. Общеизвестно, чего может достигнуть в общественном мнении ловкая, не стесняющаяся никакими средствами и злоупотребляющая великими гуманитарными лозунгами социально-политическая пропаганда противника.
Поэтому в будущем необходимо считаться с усиленной разрушительной деятельностью в этой области. Правительство Третьей империи намерено пользоваться подобной пропагандой всюду, где имеется немецкое национальное меньшинство, используя для этой цели раздутую до размеров обязательной для всех немцев догмы идею национального единства.
Впрочем, этим оружием с успехом пользовались уже в мировую войну, во время которой политическая пропаганда играла серьезную роль. Опираясь на нейтральные государства, противники вели отчаянную борьбу за овладение мировым общественным мнением и стремились сломить моральное сопротивление друг друга. Деятельность подобного рода начала вести Германия, создав с самого начала войны специальные органы в министерстве иностранных дел и в главной квартире[7].
Франция использовала в том же духе свои довоенные культурные учреждения, действующие за ее пределами. Из них так называемый «Alliance Française» («французский союз») оказал государству весьма значительные услуги. В 1917 г. во Франции был создан мощный «Союз крупных французских обществ против враждебной пропаганды». Созданные позднее специальные учреждения - «Служба пропаганды» при министерстве иностранных дел и «Дом прессы» - вели пропаганду с участием наиболее известных французских писателей и ученых. Эта пропаганда была сосредоточена в «Генеральном комитете информаций [176] и пропаганды», призванном к жизни Клемансо в мае 1918 г.
Образцом военной пропаганды большого масштаба была английская организация, действовавшая как в пределах Британской империи, так и в нейтральных странах и на территории противника.
Этой пропагандой первоначально руководил так называемый «Центральный комитет национальных патриотических организаций», а затем призванный к жизни в 1917 г. «Комитет по военным делам» (War aims committee), который начал энергичную борьбу со всеми проявлениями пораженчества внутри страны. Созданное же в начале 1918 г. министерство информации со специальным департаментом наступательной иностранной пропаганды, направленной на неприятельские страны, с лордом Нортклифом во главе, значительно способствовало падению духа австрийской армии, действовавшей на итальянском фронте. Нельзя также недооценивать влияние, которое имел на германскую армию лозунг «освобождение германского народа от ига прусского милитаризма», сформулированный Вильсоном, а также обвинение вильгельмовской Германии в спровоцировании мировой войны.
На фронте пропаганда велась с помощью периодических изданий и листовок, перебрасывавшихся в ряды противника с помощью специальных снарядов, выпускавшихся вначале из мортир, а позднее из полевых орудий и переносимых также обычными детскими воздушными шарами и авиацией, роль которой в этой области еще более усилится в будущем.
Относительно будущей войны существует специальная теория, предсказывающая борьбу во всех возможных областях. Страны с диктаторским строем явно готовятся к наступлению и обороне в области пропаганды. Демократические же страны, уже вследствие самого факта существования в них свободных организаций, имеют гораздо меньше возможностей в этой области. Поддержание общественной моральной силы, опирающейся на полное сознание гражданской свободы, будет в этих странах более легкой задачей. Однако, ее решение требует долгих приготовлений своевременно начатых еще в мирное время. [177]
6. Как вытекает из предыдущего, организация рациональной и полной мобилизации, т. е. подготовка войны, чрезмерно усложняется в наше время как в военной, так и в гражданской областях. Поэтому в настоящее время план мобилизации должен быть тщательно разработан во всех отраслях государственной деятельности. В этом плане необходимо отметить руководящую роль министерств в областях, подлежащих их компетенции. Общее же руководство и окончательный план экономической мобилизации государства являются исключительной прерогативой главы правительства; генерал, предназначенный в качестве главнокомандующего, должен, наряду с военным министром, быть ближайшим сотрудником главы правительства.
Трудности, с которыми сталкивается будущая мобилизация, становятся тем серьезнее, чем более научный и промышленный характер имеет война. Она уже теперь требует весьма тщательно подготовленной мобилизации научно-технических лабораторий. В противном случае будет очень мало известно о подготовляемых противником технических сюрпризах, и невозможно будет быстро ответить на них с помощью нейтрализующих их изобретений. К полной мобилизационной готовности должны особенно стремиться более слабые государства. Сильные, богатые и густо населенные государства, имеющие в своем распоряжении хорошую сеть путей сообщения и крупную промышленность, будут в состоянии проводить свою мобилизацию более быстро и интенсивно. Они имеют значительно большие и более разнообразные возможности в этой области и могут применять, в случае надобности, всеобщую или частичную мобилизацию, одновременную или расчлененную во времени, предпринятую тайно в период политического напряжения или организованную явно в момент официального объявления войны.
В общем, проведение интегральной мобилизации требует в настоящее время полной, четкой и хорошо функционирующей организации, серьезного изучения и чрезвычайно тщательной подготовки. Кто это вовремя осуществит, тот приобретет мощный рычаг успеха в будущей войне. [178]
[1] Размеры мобилизационных усилий данной страны зависели тогда и будут зависеть в будущем от численности населения, т. е. от демографических условий и от экономически-промышленных и финансовых возможностей государства. Сохранение необходимого равновесия между этими двумя факторами гарантировало и гарантирует, в дальнейшем, численность и боевую готовность вооруженных сил. Таким образом, в странах с высоко развитой промышленностью объем их максимального напряжения при мобилизации определялся числом солдат, способных служить с оружием в руках. В таких же странах, как Россия, где проблема людских ресурсов не играла никакой роли, наиболее слабым пунктом мобилизации было снабжение военным имуществом и боеприпасами.
[2] В этом именно духе итальянское правительство ввело 8 июля 1925 г. закон, на основании которого в случае войны будут использованы для целей обороны все источники национальных сил. На основании этого закона:
- все граждане, как мужчины, так и женщины, и все без исключения организации обязаны материально и морально поддерживать оборону страны и подчиняться «военной дисциплине» (гл. 3);
- правительство пользуется правом требовать от граждан и всех их союзов оказания как индивидуальных, так и коллективных услуг; оно может использовать для этой цели все движимое и недвижимое имущество (гл. 9);
- исходя из нужд обороны государства, правительство может осуществить свои права даже до объявления мобилизации (гл. 15).
[3] Больше всего времени нужно будет для развития военной промышленности, которая потребует преобразования заводов и набора специалистов в каждой области, а также усовершенствования ее до такой степени, чтобы перейти к серийному производству. Промышленник, который преобразует свой завод для этой цели, будет нуждаться в сроке около 6 месяцев для достижения максимальных результатов. Благодаря помощи государства, этот период может быть сокращен до 3 месяцев. Некоторые утверждают, что Германия может сократить его до 45 дней.
[4] По довоенному курсу, 1 герм. марка была равна 46 1/2 коп. золотом. - Р е д.
[5] Д-р А. Г а с п а р и, Экономическая стратегия и руководство войной, изд. Митлер, Берлин 1932 г.
[6] Здесь Сикорский грубо извращает смысл и задачи первой пятилетки, утверждая, что пятилетка была ц е л и к о м (!) подчинена требованиям военной подготовки. - Р е д.
[7] Центральный орган иностранной службы, организованный в 1914 г., а также орган военной прессы, созданный осенью 1915 г.