1. Эволюция взглядов. - 2. Общие условия обороны. - 3. Активная оборона. - 4. Пассивная оборона. - Выводы.
1. Противовоздушная оборона страны может быть активной и пассивной. Она должна парализовать все возможные формы воздушной атаки. Ее задачей, в первую очередь, является недопущение авиации противника на территорию своей страны. Если же самолеты противника все-таки достигнут своей цели, она должна действительно защищать человеческую жизнь и здания от воздушной бомбардировки, которая может пользоваться зажигательными, осколочными и химическими бомбами, не исключая бомб с болезнетворными микробами.
Еще в последнее время существовали две различных теории противовоздушной обороны: одна чисто оборонительного, а другая наступательного характера. Первая преобладала и до сих пор еще частично удержалась в Англии, причем до настоящего времени требовала для этой цели большого [150] количества истребительной авиации и зенитной артиллерии. Основой второй, поддержанной в свое время Италией, была бомбардировочная авиация. Истребительная авиация еще до сих пор действует слишком медленно и имеет слишком малый радиус действия; хотя огонь активной ПВО и может действовать почти непрерывно, но он не имеет еще достаточной меткости и вследствие этого необходимой действительности. ПВО, заключающаяся в бомбардировке воздушных баз противника, может быть действительной лишь в предупредительной форме или в виде репрессии. Таким образом, предпочтение и исключительное применение одной из этих систем нам кажется в существующих условиях нежелательным. Этим объясняется последняя, столь характерная эволюция взглядов на ПВО. Правда, Великобритания осталась верной, особенно в отношении метрополии, своей оборонительной системе, основой которой попрежнему являются модернизированные и усовершенствованные истребители с большой горизонтальной скоростью и такой же скоростью подъема[1]. Однако, одновременно с этим в Англии в последнее время приступили к организации самостоятельной воздушной армии, без которой действительная ПВО широко раскиданных коммуникационных линий Британской империи была бы в будущей войне невозможна. Наоборот, итальянцы последовательно работают в течение нескольких лет над усовершенствованием своей первоначально слишком наступательной системы. В настоящее время Италия может служить примером организации активной и пассивной ПВО[2].
2. Основой и необходимым условием действительности ПВО, каков бы ни был ее характер, является хорошо организованная [151] разведка. Она необходима для научно-технических целей в мирное время, если мы желаем избежать грозных неожиданностей в будущей войне. Как боевая разведка, она является первым условием успеха любого оборонительного действия. Наблюдать днем за воздушными эскадрильями противника можно не только с помощью зрения, но также и с помощью слуха. Несмотря на это, даже днем нелегко отличить собственную авиацию от авиации противника. Тем более это справедливо ночью, когда мы можем пользоваться лишь слухом и когда можем ориентироваться лишь по заранее установленным сигналам собственных самолетов.
Если установлено, что противник начал воздушное нападение, необходимо за ним следить непрерывно. С этой целью вся страна, начиная от угрожаемых границ, должна быть покрыта широко разветвленной сетью постоянных наблюдательных постов, связанных с соответствующими центрами и снабженных, по возможности, приборами для подслушивания и наблюдения. Обязанностью этих постов является внимательное наблюдение за воздухом, а также немедленная сигнализация о каждом вторжении неприятельских самолетов. Эта служба должна быть в образцовом порядке.
3. Лучшим средством борьбы с атакующей авиацией является самолет, несмотря на все его недостатки. Атака исходных позиций противника, ответные рейды и, наконец, принятие воздушного боя - вот три главных рода оборонительных действий. Эти задачи выпадут, с одной стороны, на долю воздушной армии, с другой - на долю легкой противовоздушной авиации, в состав которой войдут в будущем усовершенствованные истребители. Будучи сосредоточены в соответственно избранных пунктах и готовы в любой момент вступить в бой, они выйдут навстречу воздушной армии противника, чтобы атаковать ее во время полета или вблизи целей наступления и разбить ее или вынудить к отступлению, или во всяком случае не допустить ее до выполнения намеченных ею задач. [152]
Следует, однако, констатировать, что в настоящее время действительность ПВО, проводимой лишь с помощью истребительной авиации, будет весьма ограниченной, за исключением нескольких отдельных случаев. В будущем это положение вещей еще больше изменится не в пользу ПВО, так как скорость бомбардировщиков возрастет еще больше. Иаребительная авиация должна располагать временем, необходимым для получения нужных сведений, а также для старта и развертывания контрнаступления, что при значительной скорости больших бомбардировщиков новейшего типа вовсе не является легкой задачей. В результате действительность этого средства ПВО будет зависеть от результатов того соревнования, которое всегда будет происходить между готовностью воздушных средств ПВО и скоростью эскадрилий, выполняющих атаку.
Главная задача авиации, как самостоятельной, так и входящей непосредственно в состав сухопутной армии и морского флота, попрежнему заключается во взаимодействии с этими последними, в борьбе за окончательную победу. Таким образом, интересы дела требуют, чтобы воздушную армию не ослаблять, а также не ограничивать свободы ее действий вменением ей в задачу выполнения ПВО страны, что может являться лишь исключением. Как правило, авиацию нужно привлекать к активной обороне страны только тогда, когда флот противника будет атаковывать важнейшие центры в государстве или если воздушные действия противника будут угрожать всеобщей паникой, могущей иметь место в очень взбудораженной стране. Но и в этом случае правительство будет пользоваться эскадрильями истребительной авиации. Воздушная же армия в таких случаях будет использована для предупредительных действий, в виде ответной воздушной атаки на территорию противника. Правительство ни в коем случае не должно допускать, чтобы воздушные силы рассеялись и, таким образом, стали слабыми, что неизбежно, если их использовать для постоянной ПВО отдельных областей страны. Нападение на авиационные базы противника, разрушение аэродромов, ангаров и материальных складов противника с помощью бомб большого калибра является в таких случаях нормальной формой реакции собственной воздушной армии. [153] Она будет стремиться подавить в зародыше сосредоточение неприятельской авиации, готовящейся к нападению, или предпримет воздушное контрнаступление в ответ на удар противника. Точная подготовка операций подобного рода и соблюдение внезапности обеспечат хорошие результаты.
Во избежание опасности воздушной атаки или по крайней мере для уменьшения ее результатов в 1918 г. избегали группировать воздушные эскадрильи на малых пространствах или же строили специальные убежища для самолетов.
Это последнее средство обходится слишком дорого для многочисленной и сильной авиации и потому трудно осуществимо в будущем. Ввиду этого образцовым типом самолета будущего будет мощный поворотливый самолет, который может производить посадку на любой местности и находиться ночью в открытом поле, т. е. самолет, который может обходиться без специально оборудованных аэродромов и ангаров, что в значительной степени затруднит противнику их нахождение.
Однако, как правило, самолет является лишь одним из средств активной ПВО. Ее основой, наряду с привязными аэростатами, является в настоящее время зенитная артиллерия, состоящая из специальных орудий 75- и 105-мм калибра и станковых пулеметов большого калибра - от 13 до 25 мм.
В 1918 г. требовалось в среднем 5 500 артиллерийских снарядов, чтобы сбить один самолет. В настоящее время зенитная артиллерия стала ходошо специализированным и модернизированным средством; ее стрельба одновременно целыми батареями или даже группами батарей, при хорошо организованном руководстве, будет значительно более грозной для бомбардировочной авиации, чем в 1918 г. Этому будет способствовать также то обстоятельство, что самолеты будут во время атаки чрезвычайно нагружены, будут лететь медленно на средних высотах и будут вынуждены снижаться еще более, чтобы бомбардировать с необходимой меткостью земные объекты. Поэтому в настоящее время можно считать, что для того, чтобы сбить самолет, вполне достаточно [154] третьей части вышеприведенной цифры[3]. При дальнейшем же повышении действительности артиллерийского огня (уже теперь орудия 105-мм калибра стреляют с положительным результатом на высоту 7 000 м) и при наличии достаточно сильной артиллерии активная ПВО, созданная на этой основе, может быть, в общем, действительной в будущей войне.
Во всяком случае мощная зенитная артиллерия вынудит атакуемые ею самолеты подниматься на большие высоты и выполнять многочисленные и бесполезные эволюции, не позволяя им долго кружиться над целью. Таким образом, она значительно ослабит возможные результаты нападения. Если же атакующие эскадрильи будут рассеяны, то отдельные самолеты легко могут стать добычей контратаки собственной истребительной авиации.
Стрельба современной зенитной артиллерии будет действительной в будущей войне как днем, так и ночью при условии, что звукоулавливатели точно установят нахождение авиации противника, а взаимодействующие с ней прожекторы вовремя подхватят и постоянно будут сопровождать световыми волнами атакующие эскадрильи. Опыт показал, что если самолет попадает под лучи батареи прожекторов, то летчик, ослепленный светом, теряет направление полета.
Возможно также организовать действительную ПВО против низко летящих самолетов с помощью станковых и сверхтяжелых пулеметов при условии, что они будут в достаточном числе и будут обслуживаться хорошо обученными стрелками. Это заставит самолеты не снижаться ниже 1 000-1 200 м.
В активной обороне воздуха существует разница между войсковой ПВО - тактических единиц, находящихся в движении или на привале, а также батарей, занимающих позиции служб, находящихся на фронте, и т. п. - и территориальной ПВО - пространств, расположенных в глубине страны. Таким образом, необходимо разделить имеющиеся [155] в нашем распоряжении средства ПВО между этими двумя зонами.
Части ПВО, органически связанные с сухопутной армией, должны постоянно приспособляться к передвижениям войск, а также к непрерывно меняющейся боевой обстановке. Таким образом, они должны быть значительно более подвижными, чем части активной ПВО страны. В то же время они должны быть достаточно сильны и многочисленны, так как в противном случае свобода маневрирования прикрываемых ими войск подвергнется в будущей войне серьезным ограничениям со стороны авиации противника. Понятно, что подразделения зенитных пулеметов, которые могут также действовать против танков, должны быть гораздо более многочисленны, чем зенитные артиллерийские батареи. Поэтому, если эти последние будут обычно находиться непосредственно в распоряжении главнокомандующего, который будет их придавать, в зависимости от боевой обстановки и от потребности, отдельным армиям, то группы станковых пулеметов, приспособленных для ПВО, должны входить в состав тактических соединений (каждое из них, от полка включительно, должно располагать пулеметами, способными действовать против авиации). Так, несомненно, будет во всех армиях, хорошо снабженных современным вооружением.
Активная ПВО страны должна быть по разным - и в первую очередь финансовым - соображениям ограничена самыми жизненными районами. Однако, ей необходимо уделить максимум внимания, так как она является одной из основных гарантий безопасности. Уже самый факт существования организации подобного рода заставит противника задуматься, а также затруднит и ограничит его инициативу в области организации воздушных нападений.
4. Как показал опыт мировой войны, даже наилучшим образом подготовленная активная ПВО, несмотря на наличие многочисленных и значительно усовершенствованных средств, которыми она в настоящее время пользуется, не сможет защитить всю страну от опасности бомбардировки со стороны неприятельских эскадрилий. Вследствие этого [156] необходимо одновременно предусмотреть организацию так называемой пассивной ПВО, заключающейся в укрытии или укреплении наземных целей. Чтобы стать действительной, она потребует совершенно радикальной перестройки человеческих жилищ и значительного приспособления современной архитектуры и городского строительства к требованиям воздушной войны.
Таким образом, она потребует, чтобы дома в больших городах строились исключительно из железобетона и в форме американских небоскребов. Вытягивание этих зданий вверх уменьшит объем цели и, таким образом, ограничит действительность будущих воздушно-химических нападений. Устройство специальных железобетонных крыш должно обеспечить от действия легких бризантных бомб, соответствующее же укрепление верхних этажей и фундаментов должно обеспечить их от действия бомб большого калибра. Обеспечение водопроводной сети, газа и электричества путем помещения их в достаточно прочных бетонных трубах; умышленное рассеивание необходимых общественно-полезных учреждений; постройка широких улиц и бульваров, облегчающих движение внутри города; ограничение пешего движения на поверхности до необходимого минимума и организация подземного сообщения для всеобщего пользования; наконец, уменьшение застроенной площади в городах путем перестройки их как в высоту, так и в ширину, при одновременном увеличении свободных и озелененных площадей; перенесение важнейших учреждений из столицы, а из больших городов - тяжелой промышленности и производства взрывчатых веществ; снабжение всего населения противогазами и организация коллективной ПВО путем постройки подземных убежищ, могущих выдерживать удары бризантных бомб и освежающих воздух с помощью фильтрующих аппаратов или с помощью насосов, накачивающих воздух из неотравленных верхних слоев; постройка улиц, дающих доступ ветру и не допускающих концентрации ОВ; отказ от тесных и кривых переулков и малых закрытых дворов - вот, в основном, принципы, которыми желательно руководствоваться при постройке городов, в целях максимального ограничения действия будущего воздушно-химического нападения. [157]
Идеальным решением этой задачи являются города-сады, в более крупных городах - такое устройство, когда все учреждения и торговля сосредоточены в центре, а предместья тонут в садах, где будут расположены лишь жилища[4]. Большинство из этих проектов является чистейшей утопией, так как для их осуществления пришлось бы разрушить почти все города на земном шаре. В настоящее время такая густота населения, как в Париже (в 15 раз больше, чем в Берлине и Лондоне), при наличии улиц, переулков, дворов и закрытых со всех сторон двориков, делает почти невозможной организацию пассивной ПВО.
Направить на ложный путь воздушные эскадрильи противника днем с помощью ложных знаков и строений, а ночью тушением света при одновременном освещении ложных точек - вот дальнейшие и значительно более скромные элементы пассивной обороны. Существуют также проекты эвакуации угрожаемых городов и переброски учреждений и промышленных предприятий в более безопасные районы. Первые из этих предупредительных средств уже в настоящее время дали бы лишь частичные результаты. Вторые же вовсе нереальны. Значительное усовершенствование аэрофотосъемки, а также усовершенствованная разведка и шпионаж аннулируют в будущей войне положительные результаты первого из этих средств. Полная же или даже частичная эвакуация больших городов совершенно неосуществима. Чтобы быть действительной, она должна быть проведена совершенно тайно, что в настоящее время невозможно; с другой стороны, современная авиация, имеющая возможность действовать на территории всей Европы, легко достигнет даже наиболее отдаленных центров. Впрочем, применение эвакуации в большом масштабе воспрепятствовало бы быстрой мобилизации и сосредоточению войск, а также совершенно разрушило бы нормальную жизнь нации, значительно ослабляя ее сопротивляемость во время войны[5]. Разброска же более мелких, но очень важных центров, как, например, прифронтовых железнодорожных узловых [158] станций, применялась с положительным результатом еще в 1918 г. При их постройке была принята во внимание угроза обстрела с воздуха, благодаря чему обстрел не мог полностью нарушить их работу. Вызванные же обстрелом повреждения обычно бывали легко исправимы.
Прогресс современной авиации указывает- на необходимость еще большего расчленения объектов подобного рода. Расчленение, примененное в большом масштабе, приведет во время войны к далеко идущей экономической и административной децентрализации, что находится в явном противоречии с нормальными условиями жизни страны.
В конце концов, придется удовлетвориться постройкой коллективных убежищ по типу, установленному международной комиссией Красного креста, чтобы защитить хотя бы часть гражданского населения от бризантных и зажигательных бомб и ОВ. В первую очередь, они будут необходимы для обеспечения правильного функционирования территориальной ПВО. Они потребуются также для больших вокзалов и заводов, работающих на оборону страны[6]. В Италии пытаются использовать для ПВО гражданского населения существующие туннели и метрополитены, приспособляя их для этой цели с помощью дополнительных технических мероприятий[7].
Рассматривая эту проблему и проекты, связанные с ее решением, необходимо с полным сознанием ответственности отметить, что действительная пассивная защита гражданского населения от действий воздушного и, прежде всего, [159] химического нападения является химерой. Стремясь по этому пути к максимальному уменьшению потерь, мы будем, прежде всего, заботиться об обеспечении нормального функционирования организации обороны и управления страной во время войны. Но и эту скромную задачу нелегко будет осуществить в финансово слабых странах. В отношении массы гражданского населения очень важно привить ей хладнокровие и дисциплинированность, а также обеспечить должную подготовку в мирное время в области организации самопомощи во время воздушного нападения.
Настоящей и действительной ПВО и ПХО территории страны, если не удастся избежать воздушно-химической войны, этого варварского метода борьбы, можно будет достигнуть в будущей войне лишь с помощью активных средств и предупредительных действий. Эту оборону можег обеспечить, в первую очередь, современная воздушная армия, которая должна быть настолько сильной, чтобы задушить авиацию противника, а затем разрушить его оперативные базы или, в крайнем случае, ответить на его неподобающую чувству гуманности инициативу безжалостным нападением на его страну.
Огромную долю ответственности за организацию территориальной ПВО несут гражданские власти. Как правило, обороной города руководит в этом случае президент или бургомистр, а уезда - староста. Большие города делятся для этой цели на районы, во главе которых должны стоять заранее назначенные комиссары, располагающие собственной разведкой и соответствующим административным аппаратом. На этой организационной ступени будут сосредоточиваться сведения об угрожающей городу или уезду воздушной опасности. Отсюда будут исходить приказы о тревоге, сигналы которой, будучи заранее установлены, известят население об опасности. Отсюда также будут исходить приказы о применении всех средств пассивной обороны (тушение света ночью, прекращение нормального уличного движения, ложные световые сигналы, спасательные действия). Соответственно снабженная и обученная пожарная охрана должна будет заботиться о тушении пожаров, специальные [160] же отряды будут дегазировать и дезинфицировать зараженные улицы. Организованная соответствующим образом санитарная служба развернет пункты первой помощи для населения, пострадавшего от воздушно-химического нападения.
Выполнение всех этих задач требует большой дисциплинированности гражданского населения и четкой организации перечисленных выше служб и местных органов безопасности.
Таким образом, этот вопрос входит в область действий целого ряда министерств. Военное министерство, министерство авиации и морское министерство обязаны организовать ПВО и ПХО в военном отношении. Министерство внутренних дел руководит той частью организации, которая относится к гражданскому населению. С ним взаимодействуют министерства почт и телеграфов, здравоохранения и общественных работ, а также министерства торговли и промышленности и даже министерство просвещения.
Все эти усилия, охватывающие столь разнородные области государственной жизни, сосредоточиваются в Италии в руках главы правительства - министра национальной обороны, в одном лице.
Ему помогает в этом начальник генерального штаба, располагающий с 1927 г. специальным штабом ПВО, в состав которого входят офицеры сухопутной армии, морского флота и авиации. При нем состоят: совещательный орган в виде высшей комиссии национальной обороны и комитет гражданской мобилизации.
Во Франции в 1931 г. был создан генеральный инспекторат ПВО. По существу, эти две организации ничем не отличаются друг от друга. На практике генеральный инспектор ПВО Франции хотя и располагает довольно значительной самостоятельностью, вынужден всегда обращаться в президиум совета министров, как только потребуется, чтобы намеченные им мероприятия были выполнены соответствующими министерствами. Однако, французская организация стоит настолько выше итальянской, что в случае войны, после исключения оперативных зон из области компетенции генерального инспектора, он может автоматически [161] взять на себя руководство пассивной и активной обороной во всей стране.
Издание специальных инструкций, касающихся общей безопасности и наблюдения за воздухом, а также относительно активной и пассивной ПВО; деление и классификация местностей по их значению и величине на населенные пункты первой и второй категорий; организация во всей стране сети воздушной разведки и сети тревоги; установление постов активной ПВО; накопление необходимого снаряжения и обучение соответствующего персонала; снабжение противогазами той части гражданского населения, которая будет принимать активное участие в ПВО; создание складов противогазов и продажа противогазов широчайшим массам населения; наконец, организация гражданских отрядов пассивной ПВО - вот область компетенции руководства ПВО страны.
Кроме того, это руководство должно быть источником инициативы по всей совокупности вопросов ПВО страны, а также должно внушать гражданским властям необходимость постепенного проведения всех тех работ, которые могут уменьшить степень опасности воздушно-химического нападения для важнейших центров страны.
Условием успеха пассивной коллективной ПВО является соответствующее обучение гражданского населения (этому способствуют рациональная пропаганда и практическое обучение, предпринятые в последнее время в целом ряде стран). Все вопросы, связанные с этой важной проблемой, необходимо решать законодательным путем, как это имеет место в Советской России, Польше и, прежде всего, в Италии, где за последние три года издан целый ряд законов, на основании которых участие в коллективной ПВО является безусловной обязанностью каждого гражданина.
Придавая должное значение территориальной ПВО страны, не следует, однако, забывать, что, согласно изложенной здесь теории, ПВО никоим образом не должна быть организована за счет численности и усовершенствования активных вооруженных сил государства. Способность этих сил к обороне и нападению обеспечивает государству безопасность в мирное время, а в случае войны создает лучшие условия победы. Это в одинаковой степени относится [162] как к сухопутной армии и военно-морскому флоту, так и к военно-воздушным силам.
Тем не менее, ясно, что если война затянется, то от выдержки, хладнокровия и мужества гражданского населения, а также от организации его ПВО будет в значительной степени зависеть сопротивляемость страны, совершенно необходимая до того момента, когда организованные вооруженные силы добьются решающей победы. [163]
[1] Английская истребительная авиация насчитывает менее 200 самолетов. Из них тип Хаукер-Фери (325 км/час) и биплан Хаукер-Демон принадлежат к числу лучших в мире истребителей.
[2] Итальянская истребительная авиация насчитывает около 350 самолетов. Из них С. R. 20 и С. R. 20 бис, вооруженные двумя пулеметами, достигают скорости до 230 км/час и поднимаются в течение 15 минут на высоту 7 500 м. С. R. 30 обр. 1932 г. достигает скорости 342 км/час. Новейшие типы, над которыми ведутся исследования, несомненно, будут еще лучше.
[3] В настоящее время существуют уже зенитные орудия, обеспечивающие значительно больший прогресс в этой области.
[4] Ср. В о т ь е, Воздушная опасность и будущее страны, Париж 1931.
[5] Например, для эвакуации Варшавы необходимо было бы занять все железнодорожные линии более чем на 10 дней.
[6] Для ПВО важнейших промышленных центров небходимо, прежде всего, обеспечить хорошо налаженную связь с разведывательным центром. Каждый большой завод должен иметь, по возможности, собственное убежище, а также постоянные отряды ПВО, состоящие из рабочих и служащих завода; необходимо также иметь собственную пожарную охрану и санитарную службу. Все служащие и рабочие должны иметь противогазы. Весь план пассивной обороны должен быть разработан и изучен уже в мирное время; на территории завода должны быть соответствующие ориентировочные знаки. По тревожному сигналу весь заводской персонал занимает заранее указанные посты.
[7] Закон от 20 декабря 1932 г. вводит в Италии обязательную реконструкцию туннелей и метрополитенов, чтобы они могли служить убежищем в случае воздушно-химического нападения.