1. Возможности и роль авиации во время войны 1914-1918 гг. - 2. Состояние авиации в 1934 г. - 3. Предположения на будущее и роль авиации в связи с ее взаимодействием с сухопутной армией и морским флотом. - 4. Возможности воздушно-химической войны. - 5. Оценка теории ген. Дуэ о решающей роли авиации в будущей войне. - 6. Мобилизация авиации.



1. В 1914-1918 гг. военная авиация делала свои первые шаги в бою, но уже в последний период мировой войны она заняла далеко не последнее место среди главных родов войск.

Уже одно появление самолетов на полях сражений и их активное участие в боевых действиях вызвали настоящий переворот в основах применения военного искусства, несмотря на то, что возможности авиации были в то время еще очень скромны. Первые самолеты в 1914 г. были весьма слабы и применялись как средство стратегической разведки. Со временем они дополнили и даже заменили конницу в разведке и в службе связи.

Истребители и бомбардировщики выступили позднее как орудие боя, не имея вначале большого значения. Одноместный истребитель этого времени был вооружен пулеметом, который мог вести стрельбу лишь вдоль оси полета, обладая при этом весьма малой меткостью и незначительной [125] действительностью огня на расстоянии, не превышающем 50 м. Мало поворотливый и недостаточно быстроходный, чувствительный к атаке сбоку и сзади, он имел слишком малый радиус действия, чтобы углубляться на территорию противника больше чем на несколько километров и в лучшем случае не более чем на 20 км. Таким образом, его главная задача заключалась в прикрытии передовых линий. Чрезвычайно трудный для управления в бою, он нуждался в летчиках-виртуозах, которые очень часто платили жизнью за свое необыкновенное удальство и достигнутые с его помощью результаты (Гюинемер, Ненжессер, Рихтгофен, Бельке и др.)[1].

Бомбардировщик того времени тоже был далек от совершенства. Имея ограниченный радиус действия, не превышавший 100 км, он обладал слабой грузоподъемностью (несколько бомб среднего калибра в 10-50 кг). Кроме того, бомбометание с воздуха не было точным, и его результат был скорее моральный, чем материальный. Таким образом, бомбардировочная авиация мировой войны оказывалась бессильной перед объектами, хотя и многочисленными, но небольшими, соответственно рассеянными в пространстве и в то же время примененными к местности или прикрытыми искусственными сооружениями. Она пыталась, в первую очередь, нападать на большие людские массы в открытом, поле. Но и в этом случае действительность ее обстрела не могла итти в сравнение с точностью огня усовершенствованной артиллерии. С другой стороны, значительная зависимость самолетов того времени от атмосферных условий приводила к тому, что воздушные рейды на большие расстояния были рискованы и мало успешны. Так, например, в 28 германских рейдах, направленных во время мировой войны на Париж, лишь 37 самолетов из 485 достигло намеченной цели (13 из них были сбиты французской артиллерией, другие - истребительной авиацией, а большинство потерпело неудачи или не могло выполнить своих задач вследствие большой зависимости от атмосферных влияний). [126]


* * *

2. Со времени этой сравнительно примитивной эпохи авиация достигла громадных успехов. Самолет 1934 г. несравненно прочнее по своей конструкции и вследствие этого имеет гораздо большую сопротивляемость, кроме того, он легче, поворотливее и удобнее для управления. Он обладает несравненно большей скоростью как в горизонтальном (350-400 км/час), так и в вертикальном полете. Он без труда достигает высоты от 8 000 до 10 000 м, в то время как радиус его действия при нагрузке 1-2 т доходит до 2 000 км (1 000 км в одну и 1 000 км в другую сторону). Он может производить полеты как днем, так и ночью, а также в тумане. При применении соответствующих приборов он будет производить слепые полеты и будет способен переносить на средние расстояния большой груз (значительное количество тонн).

Достигнуть бесшумного полета в самолетах, как и в автомобиле, можно с помощью автоматического устройства для выключения мотора. Однако, самолеты новейшего типа, не превосходя в этом отношении легких самолетов последнего периода мировой войны, не могут без ущерба для скорости выключать моторы на продолжительное время[2].

Самолеты всегда пытались укрыться, маневрируя в случае надобности в облаках. Однако, даже самолеты новейшего типа до сих пор не могут находиться продолжительное время в облаках, чтобы избежать преследования или неожиданно напасть на противника. Это им угрожает, прежде всего, столь опасным для них еще до сих пор намоканием крыльев, а также образованием серьезных дефектов в моторе, которые обычно приводят к внезапному падению самолета. В лучшем случае самолеты, маневрирующие в облаках, не смогут в дальнейшем ориентироваться в направлении полета.

Современный самолет не бронирован. Стремясь к увеличению скорости полета и радиуса действия, что является основным предъявляемым технике требованием в этой области, [127] до сих пор никто не решился на столь значительное увеличение его тяжести.

Однако, самолет новейшего типа располагает уже в настоящее время несравненно более мощным вооружением, чем в 1914-1918 гг. Он имеет радиосвязь, которая позволяет летчику отправлять и получать быстрые и точные сведения, а одновременно с этим дает возможность командованию с большой четкостью управлять эскадрильями. Таким образом, современный боевой самолет оправдывает то почетное место, которое он занял в настоящее время среди главных родов войск в результате технического прогресса в этой области.

 

* * *

3. Авиация как род войск, в равной степени пригодный и для атаки и для обороны, в будущей войне будет выполнять весьма разнообразные задачи и поручения. К ним относятся: бомбардировка и обстрел с воздуха, разведка, служба связи, перевозки и т. д. Однако, первоочередной задачей авиации будет борьба за господство в воздухе и за овладение им, а также бомбардировка важнейших центров сил противника на суше.

Воздушная атака будущего может быть направлена непосредственно против армии или против ее тылов. Во втором случае она будет направлена на дороги и вообще на пути сообщения, а также на их важнейшие узлы, на склады и материальные парки противника, на привалы и участки местности, в которых расположены его части, на аэродромы и места расположения авиации противника и т. п. Таким образом, цели и объекты, против которых может быть направлена в будущем воздушная атака, весьма многочисленны - особенно в тылу войск, имеющих современную организацию. Усилившееся там в связи с развитием новейших родов войск движение увеличивает возможности воздушного нападения и одновременно с этим усиливает их действительность.

Бомбардировочная авиация, которая до сих пор еще не обладает достаточной точностью попаданий, стремясь к достижению максимальных результатов своей разрушительной деятельности, должна будет в будущей войне действовать [128] массой, в составе целых полков и бригад, нападая, в первую очередь, на видимые, т. е. более значительные цели[3].

Были попытки устранить эту неточность бомбометания, с одной стороны, путем усовершенствования прицельных приспособлений, а с другой - путем использования отличных бомбардиров. Этой же цели соответствует введенный в последнее время метод воздушной атаки на пикировании, по которому самолет падает с очень значительной высоты с максимальной скоростью, почти перпендикулярно цели, и, бросив бомбу с высоты около 200 м, снова поднимается вверх как можно быстрее[4].

Однако, самых серьезных результатов в этой области могли бы безусловно достигнуть самолеты, обладающие таким значительным диапазоном скоростей, который дал бы им возможность повиснуть на некоторое время почти неподвижно в воздухе над разыскиваемым и атакуемым объектом.

Таким образом, область боевых действий авиации включает в себя многообразные возможности действий большого размаха, задачи которых будут скорее заключаться в прокладывании пути для сухопутной армии и морского флота, чем в самостоятельных поисках решения в будущей войне. Авиация должна в особенности затруднять и задерживать сосредоточение и перегруппировку войск противника, часто лишая его возможности перебросить войска в короткий срок к месту назначения, т. е. мешая выполнению [129] военных действий в переломные и критические, а следовательно, в решающие моменты.

Военная авиация сьгграет серьезную роль в прикрытии при условии, что с первого же дня войны она будет способна к развертыванию значительной активности. Во всех случаях политической напряженности и беспокойства она будет тщательно наблюдать за границами государства, а также за значительными пространствами прикрываемого фронта, не проникая при этом на территорию противника. С момента объявления войны разведывательные эскадрильи залетят далеко вглубь неприятельской страны (на 200 и более километров), чтобы разведать главные направления перевозок и передвижений войск противника, а также определить районы их сосредоточения. Эти эскадрильи, проникнув в тыл неприятельских войск, произведут там тщательную и точную разведку. Такая разведка, в общем, даст положительные результаты, даже если противник применит значительные средства охранения, так как ее облегчат многочисленные и потому трудные для прикрытия перевозки, происходящие как днем, так и ночью на всех важнейших железнодорожных линиях, а также на обыкновенных дорогах.

Особенно важно, чтобы прикрытие располагало с самого начала достаточно сильной разведывательной авиацией, способной к проведению как ближней, так и дальней разведки. Эта последняя, находясь в распоряжении главнокомандующего, потребует самолетов с очень большим радиусом действия и мощными моторами. Такие самолеты должны быть способны к полетам на предельных высотах и должны быть снабжены необходимыми навигационными приспособлениями. Ближняя же разведка может производиться эскадрильями средней силы, находящимися в распоряжении командиров крупных соединений прикрытия.

В это же самое время бомбардировочные эскадрильи, состоящие из самолетов со значительным радиусом действия, снабженные отличными наблюдательными приборами, имеющие сильное вооружение и большую грузоподъемность и входящие в состав воздушной армии, произведут массовые атаки на поезда противника, подвозящие войска, и на его автотранспортные колонны, беспокоя одновременно с [130] этим значительные центры военной промышленности противника и бомбардируя стратегические узлы, отстоящие на сотни километров от границы.

Истребительная авиация будет прикрывать сосредоточение собственной армии от разведки и бомбардировки авиации противника. Она также может участвовать в противовоздушной обороне страны в соответствии с общим планом войны, установленным в основных чертах правительством.

Технический прогресс истребительной авиации (в будущей войне это будут двухместные и многоместные самолеты) позволит ей со временем сопровождать разведывательную и бомбардировочную авиацию далеко вглубь страны противника, что было невозможно во время мировой войны.

Во всяком случае истребительная авиация уже теперь может весьма успешно обеспечивать продвижение и перевозки частей прикрытия от нападения авиации противника, а также принимать серьезное участие в активной противовоздушной обороне важнейших центров и стратегических узлов страны.

Методы действия авиации против живых объектов значительно усовершенствованы со времени окончания войны 1914-1918 гг. Цель этих действий заключается в рассеивании группировок противника, в отрезывании главных резервов противника от поля боя и в их изолировании, в задержке его продвижения и в облегчении собственного наступления. Таким образом, боевая авиация в современной войне должна быть способна к смелым и частым нападениям на места сосредоточения вооруженных сил. Эту роль будет выполнять, прежде всего, так называемая штурмовая авиация, часто применяя бреющий полет, тщательно изучаемый в последнее время в Советской России.

Участие воздушных эскадрилий в сухопутном бою было нередким явлением уже в 1918 г., однако, в то время оно имело скорее моральное, чем материальное значение. Методы и средства подобного рода, в основном, не подверглись с того времени коренным изменениям. Как правило, воздушные действия и в будущем будут заключаться в бомбардировке [131] с помощью осколочных, химических и дымовых бомб, а в исключительных случаях - до тех пор, пока не появятся новые изобретения в этой области, - в стрельбе из пулеметов. Как правило, воздушный бой будет происходить днем и его будут вести самолеты, сгруппированные в эскадрильи, летящие довольно низко, чтобы иметь возможность увидеть и атаковать ограниченные, подвижные и мало видимые цели, какими являются войсковые части во время предпринимаемых ими военных действий.

В этих случаях будут применяться следующие способы действий: эскадрильи штурмовой авиации будут летать в строю, дающем возможность обороняться с помощью пулеметов во всех направлениях[5]. Эти эскадрильи должны состоять из более легких, т. е. более поворотливых самолетов, гораздо менее нагруженных, чем большие транспортные самолеты, отличающиеся большим собственным весом и медленностью движения. При бомбардировке живых целей будут применяться бомбы среднего калибра, с таким расчетом, чтобы каждый самолет мог взять значительное количество этих бомб (исключением являются бронебойные бомбы и вообще бомбы, предназначенные для обстреливания укрепленных объектов).

При этих условиях задачей воздушных операций и наступления будет в будущей войне прикрытие предварительной подготовки, а также энергичная поддержка наступления танков и моторизованных частей. В обороне же главной целью этих действий будет задержка или даже приостановка продвижения (с помощью тяжелых бомб) наступающих бронечастей противника. В общем, боевая авиация в будущей войне продлит и усилит действительность огня тяжелой артиллерии.

Это - заманчивые и соблазнительные задачи. Однако, они связаны с риском тяжелых потерь в том случае, если [132] авиация встретит противника, хорошо подготовленного и способного к активной обороне.

Взаимодействие воздушной армии с морским флотом также следует принять в расчет, так как оно в будущем может сыграть большую роль в морском сражении.

Прежде полет над морем был весьма опасен. Вследствие этого вдали от берегов с морским флотом могли взаимодействовать лишь гидросамолеты, пилотируемые опытнейшими морскими летчиками. Впрочем, это взаимодействие было иллюзорным, так как гидросамолет мог держаться на поверхности только при спокойном море. В настоящее время это условие отпадает, так как существуют самолеты новейшего типа с соответственно устроенным фюзеляжем. Кроме того, самолету с несколькими моторами не угрожает в такой степени, как прежде, катастрофа, вызванная механическими причинами. Процесс в этой области столь значителен, что в некоторых странах проектируют даже включить в независимую воздушную армию всю морскую авиацию, рассматривая ее действия в будущем как самостоятельные действия в большом масштабе. Однако, сохранение некоторого числа воздушных эскадрилий, органически связанных с морским флотом, желательно и в дальнейшем для их постоянного взаимодействия с морским флотом. Независимая же воздушная армия будет взаимодействовать с морским флотом нерегулярно, атакуя, в зависимости от данной обстановки, либо воздушный, либо морской флот противника. Но и эти случаи будут более редкими, являясь в рамках общей деятельности авиации исключением.

Нормальные действия независимой воздушной армии будут, как правило, и в этом случае заключаться в бомбардировке портов и побережья, а также мест расположения авиации противника, по требованию командования морского флота и в согласии с директивами правительства.

В будущей войне весьма значительную роль сыграет все более и более развивающаяся истребительная авиация. Уже в настоящее время ее основой являются двухместные самолеты, годные для использования благодаря увеличению мощности современных моторов. Можно даже предвидеть, что в недалеком будущем самолеты этого типа, частично бронированные [133] и сильно вооруженные[6], будут иметь на борту довольно многочисленный и хорошо обученный экипаж. Эскадрильи, состоящие из самолетов подобного рода, будут, таким образом, в будущей войне весьма грозным противником для независимых воздушных армий.

В о з д у ш н а я  р а з в е д к а  придет на смену дальней кавалерийской разведке. Она доставит командованию сведения, необходимые для своевременного принятия основных решений. Ввиду того, что в современной войне возрастают требования оперативных перегруппировок под прикрытием темноты, разведка должна производиться как днем, так и ночью. В этом последнем случае самолеты будут разведывать местность с помощью осветительных бомб.

Эта разведка может быть чрезвычайно плодотворной, так как разведывательные эскадрильи не будут ограничиваться наблюдениями шоссейных и железных дорог, а будут разведывать весь оперативный район противника в целом. Такое наблюдение, в общем, может быть точным. Благодаря этому наблюдению и применению аэрофотографии будет замечено передвижение моторизованных частей, хотя бы они двигались не по дорогам.

При этом следует отметить, что в современной войне, чреватой резкими и неожиданными кризисами, командование оказалось бы бессильным, если бы не располагало разведкой, действующей постоянно и в большом масштабе. Оно должно быть в состоянии получать необходимые сведения очень часто. Оперативные группы, армии и армейские [134] группы должны, таким образом, располагать в будущей войне многочисленными и достаточно сильными разведывательными эскадрильями, иначе их командованию придется действовать вслепую.

Воздушное наблюдение уже в 1916-1918 гг. давало очень большие результаты как в области регулирования артиллерийского огня, так и в области связи между участвующими в бою частями, равно как и в постоянном осведомлении командования.

В будущем воздушное наблюдение встретит гораздо большие, чем в 1918 г., затруднения в результате значительного увеличения меткости стрельбы, которой в последнее время достигла зенитная артиллерия. Однако, с другой стороны, значительно улучшенная организация и усовершенствование связи будут оказывать положительное влияние на существенное улучшение результатов воздушного наблюдения.

Число наблюдательных эскадрилий будет меньше, чем в конце мировой войны, когда каждая дивизия располагала одной наблюдательной эскадрильей. Наблюдение за движением противника на поле боя во время его подготовки к атаке будет, однако, и в будущем необходимо. Без наблюдательных самолетов в будущей войне невозможно вести дальнюю разведку подготовки к быстрым и внезапным ударам со стороны моторизованных тактических единиц и быстроходных танков. Для достижения этой цели они должны будут летать как днем, так и ночью, фотографируя наблюдаемое пространство и поддерживая постоянную связь с командованием при помощи радиотелеграфа. Их задача может быть значительно облегчена в случае применения в будущем самолетов, располагающих максимальным диапазоном скоростей и способных к посадке на любой местности.

Выполнение задачи подобного рода требует применения многоместных самолетов (летчик, наблюдатель, радист, пулеметчик). Однако, эти самолеты могут быть более слабыми и иметь меньшую скорость, вследствие чего они будут дешевле многоместных истребителей, а тем более мощных самолетов, которые войдут в состав самостоятельной воздушной армии. [135]

Наблюдатели на самолетах подобного рода будут обычно набираться из рядов сухопутной армии или же в исключительных случаях - из морского флота. Таким образом, это будет авиация, специально приспособленная к взаимодействию с сухопутной армией; она не может быть применена в рамках воздушной армии там, где, как, например, в Италии, строго соблюдается различие между воздушными силами, предназначенными для взаимодействия с сухопутной и морской армиями, и авиацией, организованной под углом зрения самостоятельных действий.

Одной из задач авиации в будущем может быть перевозка войск. Для переброски пехотного батальона с полным вооружением и снабжением будет достаточно через несколько лет 20 транспортных самолетов большого тоннажа[7].

Таким образом, в будущей войне можно будет перебрасывать на большие расстояния мелкие и специально подобранные части для проведения в тылу противника смелых, точно определенных действий.

При этом следует помнить, что воздушные переброски, даже при их значительной скорости, бесшумном полете и ловкой маскировке самолетов, вовсе не являются безопасными. Если даже перебрасываемые таким способом части избегнут гибели в воздухе, они выполнят свою задачу лишь при наличии исключительных условий. При соответствующей бдительности обороняющегося и при правильно организованной им обороне подобные экспедиции будут постоянно связаны с опасностью потерять весь личный состав и те самолеты, которые перебрасывают его вглубь [136] территории противника. Таким образом, этот род борьбы будет иметь положительные результаты лишь в период разложения противника, например, во время вынужденного отступления, принявшего большие размеры. Занятие заранее намеченных пунктов по пути отступления войск, потерпевших поражение, значительно углубит это поражение. Могут оказаться также особые моменты, когда будет полезно и даже необходимо пойти на риск и произвести воздушный десант. Это относится в одинаковой мере как к отрезанным и окруженным частям, которые, таким образом, мы сможем усилить или доставить им снабжение, так и к важнейшим узлам стратегических путей сообщения, потеря или разрушение которых могут вызвать замешательство и дезорганизацию на стороне противника.


* * *

4. К сожалению, почти не подлежит сомнению, что если в наши дни произойдет война, боевые действия авиации не ограничатся чисто военными объектами. Это тем более вероятно, что, несмотря на постоянное повышение точности воздушной бомбардировки, авиация в настоящее время гораздо более пригодна для действий против больших объектов, чем против более ограниченных и сомкнутых целей.

Каждый цивилизованный человек, если он сохранил еще чувство человеческого достоинства, теоретически осуждает воздушно-химическую войну, тем не менее она является серьезной и реальной угрозой для мирного населения. Не входя в подробности, ограничимся установлением непреложной истины, на основании которой каждое человеческое общество, независимо от провозглашаемых им идеалов и независимо от своих интересов, может успешно отстаивать их лишь с оружием в руках.

Итак, война, как и всякое явление человеческого общества, имеет свой моральный облик. Нельзя, например, отрицать, что Вудро Вильсон, объявляя войну Германии, руководствовался, кроме экономических мотивов, также моральными соображениями. Нарушение бельгийского нейтралитета вызвало в 1914 г. присоединение Великобритании и России к войне на стороне Франции. Германия неоднократно в течение 1914-1918 гг. заслуживала всеобщего [137] морального осуждения и вследствие этого подверглась политической изоляции, так как считала, что она может безнаказанно пренебрегать общечеловеческими законами.

Несмотря на этот урок, такие германские ученые и техники, как проф. Ганслиан и Бергенсдорф, решительно поддерживаемые руководящими кругами Третьей империи, утверждают, что химическое оружие является одним из главнейших, имеющихся в распоряжении современной стратегии, и что мощность германской химической промышленности должна обеспечить Германии не только обычный перевес над более слабыми нациями, но и «власть над миром». Ведь, стремясь оправдать (?) и обосновать химическую войну, они вместе с тем подчеркивают, как легко перейти любому химическому заводу к производству нового газа с сохранением тайны этого производства. Впрочем, они теперь так же, как и в 1914 г., глубоко убеждены, что возмущение, вызванное применением подобных принципов, не будет продолжительным, в согласии с положением: «цель оправдывает средства».

Впрочем, не только Германия поддерживает подобную теорию. По мнению ген. Фрайс:

«...нет такой области, которая предсказывала бы столь большие возможности в будущем, как область химической войны. В течение 1914-1918 гг. отравляющие вещества оказались одним из лучших боевых средств. Этого вполне достаточно, чтобы считать, что химическое оружие всегда будет применяться... Бумажные договоры и соглашения не в состоянии аннулировать этот факт»[8].

Таким образом, не следует питать никаких иллюзий. С того момента, когда Англия, США, Германия, Италия, Голландия и Швеция отказались в Женеве от применения принципа коллективной репрессии к государству, пользующемуся химическим оружием, положение вполне выяснилось. С этого времени значительно возросло количество лабораторий, в которых в настоящее время изучаются ОВ. Применение же химического оружия в соединении с авиацией угрожает всюду, с той лишь оговоркой, что ответственность [138] за их применение будет свалена на того, кто первый проявит инициативу в этом направлении...

Проводникам этой «современной» стратегии нельзя возразить, что рекомендуемые ими методы не сулят успеха. В будущей войне несколько эскадрилий, состоящих из самолетов с грузоподъемностью во много тонн снарядов, содержащих стойкие ОВ, действительно будут в состоянии, если им удастся достигнуть цели, нарушить на продолжительное время жизнь таких больших центров, как Париж, Берлин, Рим, Лондон или Варшава. Впрочем, в этом случае принимаются во внимание не только ОВ. Сравнительно небольшие электронные и фосфорные бомбы, весящие всего лишь несколько килограммов, могут в течение нескольких секунд произвести такие пожары, погасить которые в короткое время будет почти невозможно. Кроме того, в настоящее время существуют двухтонные бомбы, которые, будучи сброшены с высоты 4 000 м, могут разрушить все объекты, находящиеся на пространстве нескольких сот метров, и произвести разрушения в глубину на несколько десятков метров.


* * *

5. Все эти столь многочисленные возможности, непосредственно связанные с постоянным техническим прогрессом в области авиации, являются источником чрезвычайно смелых взглядов на роль авиации в будущей войне. Так, например, Муссолини в своей речи, произнесенной в палате депутатов в июне 1927 г., занял по этому важному вопросу следующую заслуживающую серьезного внимания позицию:

«Необходимо, чтобы наша авиация, в которую я верю все больше и больше, была столь многочисленна и мощна, чтобы шум ее моторов заглушил все другие шумы на всем полуострове и чтобы размах ее крыльев закрыл солнце над всей нашей землей. Достигнув этой цели, мы сможем завтра, т. е. между 1935 и 1940 гг., когда Европа дойдет до нового поворота в истории, заставить других выслушать нас и признать наши права»...

О том, что эти слова не были лишь пустой фразеологией, несмотря на заключающееся в них явное преувеличение, [139] свидетельствует исключительное развитие итальянской авиации и ее мировые рекорды. Среди этих последних происходивший в 1933 г. итальянский перелет Рим-Чикаго, Нью-Йорк - Рим, в котором участвовали с полным успехом 24 гидросамолета и 100 чел. экипажа, имеет весьма серьезное военное значение.

Приведенные выше слова Муссолини полностью соответствуют знаменитой теории[9], сформулированной ген. Дуэ в его труде «Господство в воздухе»; эта теория предусматривает создание независимой воздушной армии и интегральную воздушную войну. Эта армия должна решить будущую войну. Стремясь, в первую очередь, к господству в воздухе путем уничтожения авиации противника, она должна затем предпринять систематическое наступление против сухопутных и морских сил противника, преодолевая одновременно предполагаемое сопротивление гражданского населения.

Идеи ген. Дуэ имеют своим источником особое военно-географическое положение Италии. 80% итальянских границ - это морское побережье, чрезвычайно чувствительное, вследствие своей протяженности, к одновременному нападению с моря и с воздуха. Сухопутная же граница Италии, проходящая вдоль мощной цепи Альп, очень удобна для обороны. Этим в значительной мере можно объяснить известную формулу Дуэ: «Оборона на суше и на море и наступление в воздухе».

Следует также, между прочим, отметить, что военные приготовления Италии, безусловно, находятся в связи с ее средиземноморской политикой. Мощная воздушная армия позволит Италии в случае европейского конфликта занять сильную позицию на Средиземном море. Эта позиция, быть может, не обеспечит Италии полного господства на этом море, но во всяком случае даст ей возможность производить некоторого рода контроль во время войны и позволит ей играть роль арбитра в средиземноморских вопросах. [140]

Кроме того, теория Дуэ не вполне оригинальна и нова. В последний период мировой войны в Англии был построен мощный воздушный флот, с помощью которого Англия надеялась добиться окончательной победы в конфликте, растянувшемся на несколько лет. Как известно, предпринятая попытка не была доведена до конца.

В предыдущих выводах мы высказались уже достаточно ясно, что следует думать о национальной обороне и военной доктрине, опирающихся исключительно на один род войск, пользующихся слишком односторонним методом и наряду с этим приписывающих себе уменье предрешать победы в свою пользу. Кроме того, необходимо заметить, что технический прогресс авиации касается в одинаковой мере всех стран, в то время как организация повсюду противовоздушной обороны также значительно шагнула вперед.

Таким образом, действительность массовой воздушной атаки зависит от количества и качества авиации обоих участников и от применения активных средств противовоздушной обороны. Воздушная атака может быть уничтожена в зародыше или нейтрализована авиацией противника. Если даже самолеты достигнут намеченных целей и атакуют их зажигательными или химическими бомбами, то и тогда достигнутые результаты могут не привести к быстрому решению войны, раз оборона страны будет стоять на должной высоте. Стоит при этом отметить, что ее гораздо труднее организовать в странах с большим скоплением населения, как, например, Германии, чем в странах с равномерным распределением населения, как в Польше и даже частично во Франции, - понятно, кроме Парижа и его ближайших окрестностей.

Кроме того, необходимо особенно подчеркнуть, что нация, имеющая прочную моральную спайку, не сдастся так легко в результате нескольких частично удачных воздушно-химических атак на ее города, в особенности, если она располагает хорошей и организованной на современный лад армией, к которой она питает полное доверие и которая будет способна к быстрому нападению на территорию противника.

Воздушные эскадрильи противника подверглись бы, кроме случаев стратегической внезапности, опасности больших [141] потерь, если бы они попытались выполнить свои задачи, несмотря на атаку истребителей, или если бы они, будучи вынуждены огнем зенитной артиллерии, поднялись на очень большие высоты или же действовали в облаках искусственного дыма, что значительно уменьшило бы точность воздушной бомбардировки.

Что касается ночных полетов, то хотя они и стали гораздо более точными и безопасными по сравнению с мировой войной, но и теперь они будут действительны лишь тогда, когда противник недостаточно подготовился к обороне.

Мощные и сильно бронированные воздушные корабли с очень большим радиусом действия и большой быстроходностью значительно повысили бы ценность авиации как одного из главных родов войск, имеющих решающее значение в будущей войне. Броненосцы подобного рода, вооруженные легкими скорострельными мелкокалиберными орудиями и многочисленными пулеметами и перевозящие на большие расстояния значительное число взрывчатых веществ, были бы грозным оружием, особенно в случае их одностороннего применения в будущей войне.

Таких воздушных дредноутов пока еще нет, хотя уже существуют самолеты, приближающиеся к этому типу[10].

Первым условием победного решения войны с помощью воздушной армии является безусловное овладение воздухом, а затем удержание в своих руках достигнутого, таким образом, господства. А это вовсе не легко.

Борьба за господство в воздухе будет развертываться в совершенно иных условиях, чем борьба за ту же цель на земле, где могут быть созданы постоянные фронты, способные к прикрытию занятого пространства и допускающие действительную оборону занятой позиции. Таким образом, они дают возможность постепенно осуществлять ранее установленный план и позволяют приближаться шаг за шагом к первоначально намеченной цели.

В воздухе дело обстоит иначе. Там все течет. В воздухе нет никаких точек и центров опоры, нет естественных [142] препятствий. Так же, как и на море, но в еще гораздо большей степени, противник в воздухе может быть неуловим вследствие ограниченного наблюдения не только ночью, но даже и днем. Кроме того, в то время как новые технические изобретения усиливают обычно обороноспособность сухопутной армии, в воздушной армии дело обстоит как раз наоборот. Там технический прогресс усиливает наступательные возможности авиации, которая, кроме того, коренным образом отличается от сухопутной армии своей способностью к почти неограниченному маневру.

Атакующие самолеты, поднявшиеся на высоту 7 000-8 000 м, в настоящее время недоступны для наземной ПВО. Эта последняя становится все более трудной также вследствие непрерывного роста радиуса действия наиболее современной авиации.

Таким образом, самая сильная воздушная армия не может полностью исключить и заранее пренебречь опасностью воздушного нападения на страну, которой она принадлежит. Прикрытие, которое она может дать сухопутной армии и морским силам, является, по существу, лишь частичным.

Во время мировой войны встречи в воздухе не превышали своими размерами столкновений отдельных звеньев. Они часто ограничивались лишь боем между отдельными самолетами. В будущем необходимо считаться с возможностью значительных боев в воздухе, хотя эти последние легко могут подвергнуться распылению вследствие рассеивания столкнувшихся масс авиации. Воздушный бой в будущем будет похож на большое столкновение кавалерийских масс или на морской бой. Побежденный выйдет из этого боя совершенно разбитым, победитель же будет чрезвычайно ослаблен. На гекатомбы подобного рода не так легко решатся идущие в бой друг с другом противники. Это произойдет лишь в том случае, если один из них будет располагать сокрушительным перевесом в воздухе. В противном случае каждый из них будет пытаться сначала развить до максимальных пределов авиационную промышленность в собственной стране и лишь после этого решится на воздушный бой большого масштаба. [143]

Кроме того, господство в воздухе лишь тогда будет полным и верным, когда авиация противника будет уничтожена. Но воздушную армию противника нельзя заставить принять бой, который будет решающим для ее судьбы. Она почти всегда сможет уклониться от него и вернуться к своим исходным позициям, если в ее состав входят самолеты с достаточной скоростью, если она располагает точной разведкой и если ее руководство стоит на высоте своих задач и находится в крепких руках.

Этими возможностями всегда будет пользоваться более слабый. Поэтому более сильная авиация может легко подвергнуться столь грозному для нее риску преждевременного ослабления, если она будет стремиться ввязаться в бой во что бы то ни стало.

Насколько трудно завязать генеральное сражение в воздухе, если один из участников избегает этого, легко понять, констатируя, что даже тогда, когда оборона своевременно и правильно установит направление воздушной атаки, захватить противника и заставить его принять бой большого масштаба, как правило, возможно лишь при условии обладания более быстрыми и лучшими самолетами.

Короче говоря, чтобы обеспечить себе господство в воздухе, необходимо атаковать авиацию противника у его исходных позиций, стремясь к их разрушению. Регулярное воздушное сражение может произойти лишь случайно, вследствие непредвиденной встречи двух воздушных армий или в случае, если воюющие стороны сознательно стремятся к бою. Такие случаи можно считать в общем исключениями. Как правило, воздушная война будет состоять из ряда атак обеих воздушных армий против наземного авиационного оборудования противника. Пока что это наиболее действительный вид воздушного поединка.

Но и этот прием может со временем потерять свое значение, если вследствие технического прогресса специальные соответственно оборудованные посадочные площадки перестанут быть необходимыми для самолетов, т. е. когда самолеты будут стартовать на любой удобной местности. Если же дальнейший технический прогресс авиации сделает возможной быструю разборку самолетов и их укрытие; если он сделает возможным пребывание самолетов в группах в [144] открытом поле, подобно батареям полевой артиллерии, и исключит ангары и даже палатки; если, с другой стороны, самолеты смогут в случае их размещения вблизи от фронта пользоваться подземными, выдерживающими бомбардировку убежищами, тогда и этот род боя не даст столь серьезных, а тем более решающих исход войны результатов.

Организованные таким образом авиационные базы будут несравненно менее чувствительны к нападению. Возможность их разрушения не будет в этом случае играть столь важную роль, как до сих пор.

Таким образом, не следует питать преувеличенных надежд относительно возможности полного господства в воздухе, которое, как правило, будет такой же химерой, как полное господство на море. А это и есть предварительное условие успешного осуществления теории Дуэ в будущей войне.

Тем не менее в будущей войне бой за господство в воздухе будет возможен и даже необходим. Без розыгрыша этого боя с положительным результатом в первый период войны проведение мобилизации и сосредоточение вооруженных сил встретились бы с такими большими препятствиями, что нормальное их развитие и дальнейший ход войны могли бы принять неисчислимое в своих последствиях и грозное направление.

Понятно, что будущее может во многих отношениях изменить высказанные взгляды. Впрочем, уже теперь авиация является одним из наиболее мощных рычагов победы. Таким образом, поддерживая тезис, что решение войны по-прежнему зависит от целеустремленного и действительного взаимодействия всех родов войск на суше, на море и в воздухе, необходимо одновременно с этим признать, что значение авиации чрезвычайно увеличилось в течение последнего десятилетия и что она призвана сыграть самостоятельную роль в будущем вооруженном конфликте государств.


* * *

6. Таким образом, не подлежит сомнению, что до тех пор, пока в жизни государств существует риск подвергнуться агрессии и в результате ее - воздушной войне, необходимо [145] при организации государственной обороны серьезно принять во внимание те из взглядов Дуэ, которые гласят о необходимости создания в будущем воздушных армий. Классический образец формирований подобного рода мы имеем в Италии. Независимая воздушная армия должна будет действовать в будущей войне массово, то выступая самостоятельно, то в соединении с сухопутными войсками и морским флотом, как в наступлении, так и в обороне.

В будущем большая часть военной авиации должна входить в состав воздушной армии. Остальные воздушные формирования, органически входящие в состав сухопутной армии и морского флота, могут быть менее многочисленны, так как, с авиационной точки зрения, они будут выполнять второстепенные задачи. Впрочем, эта армия должна быть способна одновременно как к независимым и чисто воздушным действиям, так и к операциям, проводимым совместно с сухопутной армией или морским флотом. Подобные взгляды на организацию авиации в будущем применяются, надо полагать, с большим размахом в Третьей империи. Подобным же образом дело обстоит в Японии.

За исключением Великобритании, позиция которой по этому вопросу до недавнего времени не была выяснена, все другие державы, не исключая США и Франции, проявляют с некоторых пор ясно выраженное стремление в том же направлении.

При настоящем положении вещей военные воздушные силы располагают таким многообразием образцов, которое усложняет и затрудняет организацию воздушной армии. Если бы мы даже исключили разницу, существующую между наблюдательной авиацией и авиацией разведывательной, требующими самолетов одного типа для ближней и другого типа для дальней разведки[11], а также разницу между дневными [146] и ночными бомбардировщиками, то при сохранении отдельных типов для истребительной, транспортной и санитарной авиации все же приходится считаться с необходимостью существования значительного числа типов самолетов[12].

Вполне понятно, что, с точки зрения техники, рациональная организация воздушной армии, безусловно, потребует дальнейших исследований и опытов в области конструкции самолетов в целях ограничения их многообразия. Только этим путем можно рационально организовать во время войны их дешевое и быстрое серийное производство.

В то же время это упрощение облегчило бы в значительной мере хранение самолетов, их ремонт и пополнение, а также обучение пилотов, механиков, конструкторов и вообще технического персонала; наконец, оно позволило бы [147] гораздо свободнее перебрасывать в будущей войне воздушные эскадрильи из одной оперативной группы в другую.

В пользу развития авиации в этом направлении говорят также соображения оперативного характера. Независимая воздушная армия должна являть собою плотную массу с мощным наступательным вооружением. Кроме того, она не должна быть лишена поворотливости и значительной способности к передвижениям. Поэтому ее интересы требуют, чтобы в ее состав входили бомбардировщики одного типа, способные не только к бомбардировке наземных целей, но могущие также обороняться и вести самостоятельный бой в воздухе[13].

Двухместный бронированный и хорошо вооруженный самолет, главными качествами которого попрежнему будут большая скорость[14] и поворотливость, в будущем должен выполнять роль истребителя и одновременно с этим наблюдательного самолета и самолета связи.

Действия воздушной армии могут успешно развертываться лишь при наличии некоторого коэфициента безопасности. При равной силе самолетов эта цель будет достигнута, если будет обеспечен численный перевес над организованными подобным образом эскадрильями противника.

 

* * *

7. Воздушная армия лишь тогда выполнит свою роль, когда она будет обладать надлежащей боеспособностью, будет иметь личный состав, близкий к составу военного времени, и будет в любой момент готова к действиям. Отсюда вытекает также для авиации мирного времени указание, согласно которому авиация в материальном отношении должна [148] быть настолько сильной, чтобы отвечать требованиям войны до того момента, пока не будут готовы самолеты, произведенные заводами, перешедшими на их производство в период политического напряжения и мобилизации. При этом следует считаться с тем, что из числа самолетов, имеющихся на вооружении, к моменту войны не больше двух третей может быть введено в действие, в то время как одна треть должна служить резервом для покрытия первоначальных потерь.

Таким образом, до того, как будет пущено в ход военное производство, авиация данной страны будет сравнительно слабой, что вызовет некоторую осторожность в начальный период ее применения и стремление к отказу от слишком большого риска.

Предусмотренное мобилизационным планом массовое производство самолетов и моторов в нормальных условиях может достигнуть полноты своего развития лишь по истечении приблизительно 12 месяцев с момента пуска в ход промышленности военного времени. С этого же момента воздушные бои усилятся и достигнут, по всей вероятности, колоссального напряжения.

С началом войны, как правило, боевой авиацией будет исключительно военная авиация, существующая уже в мирное время. Тем не менее будут использованы также и гражданские самолеты, в особенности государствами, проводящими политику поддержки больших транспортных воздушных обществ и обусловливающими свою поддержку правом использования крупных транспортных самолетов в качестве бомбардировщиков. Там, где гражданская авиация не получает поддержки, транспортные самолеты по большей части имеют очень малую скорость и их размеры слишком малы, чтобы они могли во время войны служить этой цели. Они по необходимости будут использованы в качестве санитарных самолетов. Туристские самолеты обычно имеют слабые моторы, вследствие чего они могут быть использованы лишь для второстепенных задач. Одновременно с реквизицией во время войны гражданских самолетов будут также призываться на действительную военную службу гражданские летчики и механики, а также обслуживающий их персонал. [149]

Большого внимания требует проблема военного летного персонала. Активный военный персонал, состоящий из пилотов, механиков, бомбометателей, пулеметчиков, радистов и фотографов, набирается в добровольном порядке и обязан в мирное время нести продолжительную действительную службу. Этот персонал должен быть достаточно многочисленным, чтобы создать необходимые резервы, которые должны часто призываться на сборы в целях поддержания тренировки и обучения летчиков на должном уровне. Не следует забывать, что непрерывный рост скорости и высоты полета приводит к тому, что воздушный бой, который уже в настоящее время происходил бы на очень значительной высоте, будет ставить перед летным составом все большие и большие требования. Уже само управление самолетом при наличии специальных кислородных приборов, дающих летчику возможность дышать, становится трудной задачей. А между тем от достижения военными летчиками максимальной четкости и выдержки в значительной степени зависит работа авиации в будущей войне.


[1] Капитан французской армии Фонк, избежавший смерти в бою, несмотря на необыкновенные успехи (100 сбитых самолетов противника), является одним из немногих исключений.

[2] В настоящее время на самолетах, снабженных дизель-моторами, достигнуто почти полное глушение звука и при работе мотора на полной мощности. - Р е д.

[3] Точность бомбометания, каковы бы ни были применяемые для этой цели снаряды - бомбы большого или малого калибра, зажигательные или химические, равно как небольшие снаряды, применяемые против людских целей, - оказалась во время мировой войны весьма относительной. Известно, например, что вокзал Метц-Саблон очень часто подвергался во время войны 1914-1918 гг. бомбардировке целых воздушных эскадрилий, однако, после подписания перемирия выяснилось, что он находится в довольно хорошем состоянии.

[4] Как правило, бомба, сброшенная с самолета, имеет такие же шансы попасть в цель, как и орудийный снаряд. Она точно сохраняет свое первоначальное направление, полученное ею при сбрасывании, так как имеет скорость около 500 км/час, т. е. 140 м/сек.

[5] Прикрытие крупной операции бомбардировочной авиации с помощью истребителей в настоящее время невозможно, как это уже было указано выше. Это вытекает из того, что при конструировании истребителей имеется в виду увеличение их быстроты и поворотливости, а не радиуса действия (они обычно имеют запас бензина на 2-3 часа полета).

[6] В последнее время некоторые специалисты предлагают вооружить истребительные самолеты орудиями вместо пулеметов. Эти последние, вследствие усиливающейся скорости полета, постепенно теряют свои боевые качества; несмотря на это, применение орудия на истребителе всегда будет гораздо более сомнительным. Орудие может производить лишь отдельные выстрелы и действовать против отдельных целей, в то время как пулеметный огонь является непрерывным и покрывает все пространство. Основным преимуществом проектируемого нововведения является бóльшая дальнобойность пушки, чем пулемета. Впрочем, дело идет об орудии весьма малого калибра - от 25 до 35 мм. Но и такое орудие будет иметь второе невыгодное качество: оно будет слишком отягощать легкий самолет, каким должен быть истребитель.

[7] Большие транспортные самолеты в недалеком будущем, безусловно, смогут поднимать несколько десятков пассажиров, Таким образом, для перевозки батальона в составе военного времени потребуется свыше 10 самолетов этого типа. К этому надо добавить вооружение, продовольствие и боеприпасы, которые требуют на земле: 2 повозок по 1 000 кг на роту, 4-5 повозок с тоннажем 1 000 кг на батальон и 16 повозок с тоннажем по 200 кг для пулеметов; кроме того, каждый боец несет на себе около 20 кг груза; все вместе это дает от 15 до 20 т груза, которые необходимо перебросить вместе с пехотным батальоном. Для этой цели потребуется еще 3-4 транспортных самолета.

[8] Ген.  А.  Ф р а й с  и майор  С. Ж.  В э с т,  Химическая война.

[9] Поддержанная с самого начала людьми такого масштаба, как ген. Грациоли, теория ген. Дуэ может в общих чертах рассматриваться как составная часть официальной военной доктрины итальянского генерального штаба.

[10] Например, Юнкерс Г-38, построенный в Японии на основе германской лицензии.

[11] Разведывательный самолет должен иметь качества гончей собаки и породистой лошади. Его скорость должна быть равной скорости истребителя и даже превышать ее. Он должен быть способным к достижению высоты 10 000 м, иметь радиус действия, доходящий до 2 000 км, и не должен быть слишком большим, чтобы легче укрываться от противника. Таким образом, это должен быть истребитель, но менее поворотливый и с гораздо большим радиусом действия

[12] Существует некоторая аналогия между ролью, предназначенной для разных типов современных самолетов, и функциями разных подразделений современной конницы, а также ролью военных кораблей разных типов. Это сходство можно видеть из следующей таблицы:

Типы самолетов Формирование современной
конницы
Военные корабли
Разведывательные Бронеавтомобили, легкие
кав. полки
Легкие крейсеры
Наблюдательные Дивизионная конница
Конница, приданная корпусам
и армиям
Линкоры
Бомбардировочные Конная артиллерия
Тяжелая кавалерия, танки,
мощные бронеавтомобили,
легкие и быстроходные
танки, а также обычные
бронеавтомобили
Крейсеры
Самолеты связи Кавалерийские части связи -
Транспортные самолеты Конница, возимая на автомобилях Вспомогательные крейсеры
Санитарные самолеты Полевые госпитали Госпитальные суда

[13] Прототипом такого самолета, впрочем, довольно отдаленным, будет в будущем многоместный и многомоторный бомбардировщик, частично бронированный, с радиусом действия 2 000 км, со скоростью 250 км в час, с мощным вооружением, с грузоподъемностью в несколько тонн бомб. Воздушный флот, составленный из самолетов этого типа, станет первоклассным орудием стратегического маневра и будет играть чрезвычайно важную роль во всеобщей войне, с многочисленными весьма отдаленными фронтами.

[14] Скорости современных боевых самолетов уже достигают 400-450 км/час. - Р е д.


<< Назад | Содержание | Вперед >>