Июньская всеобщая забастовка иваново-вознесенских рабочих проходила под руководством местной организации большевиков. Зачинщиками забастовки на всех фабриках были большевики, они же разрабатывали требования и сплачивали вокруг них рабочие массы. За время забастовки повысился авторитет и укрепились связи партийной организации с широкими слоями рабочих. Ряды организации стали расти за счет передовых элементов ивановского пролетариата.

Оживление рабочего движения и повышение революционного настроения широких рабочих масс происходили не только в одном Иваново-Вознесенске, но и во всем обширном текстильном районе. Известия о забастовках приходили из Кохмы, Тейкова, Лежнева, Коврова, Южи, Середы, Родников, Вичуги. В Костроме дело дошло до кровавых столкновений рабочих с полицией.

15 июня рабочие Большой Костромской льняной мануфактуры объявили забастовку с требованием выдачи квартирных денег. Фабрикант отказал. Рабочие решили продолжать борьбу и пошли к рабочим других фабрик с призывом присоединиться к стачке. Но только они вошли во двор фабрики Зотова, как их встретил спрятанный в засаде отряд пешей и конной полиции. Полиция атаковала рабочих, вытеснила их на улицу и арестовала девять демонстрантов, [29] которых затащила на двор и тут же на глазах у рабочих стала избивать. Рабочие остановились у ворот фабрики и потребовали освобождения товарищей. В ответ на требования рабочих полиция открыла стрельбу, в результате чего свыше 10 человек оказались убитыми и около 30 - 40 человек ранеными. В числе убитых и раненых были не только взрослые рабочие, но и дети, наблюдавшие в стороне за шествием рабочих.

Наглость и трусость костромской полиции дошли до того, что тела убитых не были выданы родственникам, а похоронены тайно ночью. Явившиеся на похороны родственники убитых в числе 40 человек были арестованы и целую ночь просидели под стражей.

Костромской расстрел вызвал огромное возмущение в рабочих массах всего текстильного района. Рабочие увидели, что готовит им царское правительство в союзе с капиталистами. Боевое настроение рабочих стало быстро расти. Для общей массы рабочих все яснее и яснее становился лозунг большевиков: „превращение империалистической войны в войну гражданскую" и необходимость воплотить его в жизнь. Иваново-Вознесенская организация большевиков возглавила растущее боевое настроение рабочих Иваново-Вознесенского района. Прежде всего было решено объединить партийные организации всего обширного текстильного района. В этих целях 28 июля в Иваново-Вознесенске была организована окружная конференция, на которую собрались представители большевистских организаций Тейкова, Родников, Гольчихи, Кохмы и Иваново-Вознесенска. Приглашались [30] делегаты и из других городов (Саратова, Нижнего-Новгорода, Ярославля, Москвы, Коврова), но они не смогли приехать из-за преследования полиции.

На конференции наиболее многочисленной делегацией была иваново-вознесенская - 9 человек: Бобков И. А. (по прозвищу „Карл"), Черников И. И. („дядя Ваня"), Гаричев К. М. („Спутник"), Краснов И. Е. („Клоун"), Кадыков М. Н., Рахов М. М., Егоров В. А. („Анархист"), Цибизов И. М. („Мухобой") и Колесников А. Ф. („Зорька"). От Кохмы было три представителя - Соловьев И. И., Райков В. П. и Иванова А. („Клара"); от Родников - два представителя: Голубев М. М. и Столбов Т. Н; от Гольчихи - тоже два представителя: Карасев П. А. и Лукин; от Тейкова был один представитель - Лебедев.

Из докладов на конференции о положении дел на местах выяснилось, что настроение рабочих масс везде боевое. Повсеместно отмечается рост авторитета партийных организаций. Делегат из Кохмы заявил, что если бы имелась возможность шире развернуть партийную работу, если бы был хотя бы один постоянный партпрофессионал, который бы вел исключительно партийную работу, то можно было бы вовлечь в организацию большое количество работающих на фабрике рабочих.

Учитывая политическое положение в стране и настроение рабочих, конференция вынесла резолюцию о необходимости усиления партийной работы в районе и о переходе от экономических к политическим забастовкам. Одновременно конференция решила, начать среди рабочих агитацию за вооруженное восстание и свержение царского правительства. [31]

Выполнение этих задач требовало объединения всех партийных сил в областную организацию. Конференция поручила Иваново-Вознесенскому комитету принять меры к созыву в ближайшее время областной партийной конференции, а до этого ему были даны полномочия объявить себя временным областным комитетом.

На этом конференция закончила свои работы. Через несколько дней Черников И. И. („дядя Ваня") объехал партийные организации Кохмы, Родников, Гольчихи и Кинешмы; где сделал доклады о вынесенных конференцией решениях. Везде резолюция конференции о переходе к решительной борьбе против империалистической войны и самодержавия встретила полнейшее одобрение.

Большевики перестраивали свои ряды, чтобы возглавить борьбу рабочего класса против империалистической бойни. Огромное большинство рабочих было за ними. Надо было эту политическую армию организовать, сплотить и повести на бой с царизмом, с капитализмом, за пролетарскую революцию.

„Все сознательные рабочие России, - писал В. И. Ленин в августе 1915 года, - стоят на стороне Российской Социал-Демократической Рабочей Фракции в Государственной Думе (Петровского, Бадаева, Муранова, Самойлова и Шагова), которые сосланы царизмом в Сибирь за революционную пропаганду против войны и против правительства. Только в такой революционной пропаганде и революционной деятельности, ведущей к возмущению масс, лежит спасение человечества от ужасов современной войны и грядущих войн. Только революционное свержение [33] буржуазных правительств, и в первую голову самого реакционного, дикого и варварского царского правительства, открывает дорогу к социализму и к миру между народами".[1]


[1] Л е н и н,  том ХVIII, стр. 183.


<< Назад | Содержание | Вперед >>