II Всероссийский съезд Советов заложил основы новой государственной власти и провозгласил, что высшим органом государственного управления Советской республики является Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным. В состав СНК вошел и народный комиссар по внутренним делам[1].

Под руководством Коммунистической партии трудящиеся формировали советский аппарат на местах. ВЦИК и СНК поручили органам НКВД принять активное участие в создании местного советского аппарата, объединить деятельность различных советских органов, обеспечить охрану революционного порядка, подавлять саботаж чиновников[2].

17 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров под председательством В. И. Ленина назначил народным комиссаром внутренних дел Г. И. Петровского. В коллегию наркомата вошли Ф. Э. Дзержинский, М. С. Урицкий и другие.

Феликс Эдмундович занимался самым неотложным делом - организацией снабжения населения продовольствием. Саботажники не выполняли постановлений Советской власти, запутывали учет и делопроизводство, прятали продукты питания. Прежде всего необходимо было сломить саботаж чиновников бывшего министерства продовольствия, отказавшихся признать народного комиссара продовольствия и передать делопроизводство. 27 ноября 1917 г. Дзержинский подписал три ордера на изъятие необходимых документов[3]. [206]

Энергичные меры, принятые НКВД и Военно-революционным комитетом по отношению к злостным саботажникам, широкая разъяснительная работа среди служащих, чистка аппарата от антисоветских элементов позволили наладить деятельность Народного комиссариата продовольствия.

Большую работу в НКВД вел Г. И. Петровский. Председатель ВЧК и народный комиссар внутренних дел постоянно координировали свою деятельность. Они всегда считали, что успешная борьба с контрреволюцией и надежная охрана общественного порядка - их общая задача.

Взаимоотношения НКВД и ВЧК были определены Положением о ВЧК, утвержденным ВЦИК 28 октября 1918 г. В нем было сказано, что председатель ВЧК входит в коллегию НКВД, а Наркомат по внутренним делам делегирует своих представителей в ВЧК[4].

14 ноября 1918 г. состоялось заседание коллегии НКВД, на котором присутствовали нарком внутренних дел Г. И. Петровский и председатель ВЧК Ф. Э. Дзержинский. С докладом «О согласовании действий ВЧК и НКВД» выступил Г. И. Петровский.

Ф. Э. Дзержинский заявил, что «ввиду того что принципиальный вопрос о взаимоотношениях Всероссийской Чрезвычайной комиссии и Комиссариата внутренних дел разрешен уже высшим центральным учреждением, приступить к детальному развитию и проведению в жизнь этого постановления»[5]. Феликс Эдмундович лично занимался выработкой основных положений, позволивших наладить правильные взаимоотношения уездных ЧК и милиции, их деловые контакты. Создание политбюро при уездной милиции способствовало ее укреплению, лучшей координации действий ВЧК и НКВД.

В течение полутора лет Г. И. Петровский руководил Наркомвнуделом, в работе которого активное участие принимал Ф. Э. Дзержинский. После восстановления Советской власти на Украине по просьбе украинского правительства и по рекомендации В. И. Ленина туда был направлен Г. И. Петровский. С его уходом ЦК РКП (б) и Советское правительство решили объединить руководство ВЧК и НКВД. 30 марта 1919 г. ВЦИК назначил [207] председателя ВЧК Ф. Э. Дзержинского и народным комиссаром внутренних дел РСФСР. Заместителем наркома внутренних дел в это время был член партии с 1895 г. соратник В. И. Ленина М. Ф. Владимирский. Объединение руководства ВЧК и НКВД укрепило эти органы и позволило сосредоточить силы и средства на обеспечении революционного порядка и борьбе с внутренней контрреволюцией.

Феликс Эдмундович много сил и энергии отдавал налаживанию правильных, деловых взаимоотношений между органами ВЧК и НКВД. 4 июня 1919 г. резолюция III Всероссийской конференции чрезвычайных комиссий была одобрена и коллегией Народного комиссариата внутренних дел[6]. 7 июня народный комиссар внутренних дел Ф. Э. Дзержинский издал циркуляр, которым обязал все губернские милицейские и чекистские органы провести в жизнь решения, принятые конференцией, и об исполнении «немедленно сообщить Главному управлению милиции и ВЧК»[7].

Совместными мерами ВЧК и НКВД удалось добиться хорошего взаимодействия чекистских органов и милиции. Успешно решались вопросы охраны общественной и государственной безопасности на местах. Органы милиции и уголовного розыска укреплялись чекистскими кадрами. В ведение милиции и уголовного розыска были частично переданы функции чрезвычайных комиссий по борьбе со спекуляцией и должностными преступлениями. Усилия ВЧК сосредоточивались на борьбе с контрреволюционными преступлениями.

Дзержинский заботился о дальнейшем организационном совершенствовании аппарата НКВД. 23 апреля 1919 г. коллегия НКВД с участием Дзержинского приняла решение о разработке силами своих отделов и управлений окончательного проекта Положения об НКВД[8]. Она указала, что в этом документе должны быть определены основные задачи Наркомата внутренних дел и его взаимоотношения с другими ведомствами, задачи коллегии, отделов, подотделов и установлен внутренний распорядок комиссариата.

На коллегии НКВД 11 июня 1919 г. Феликс Эдмундович выступил с докладом о предстоявшей реорганизации [208] наркомата с целью объединения некоторых управлении и отделов и сокращения его аппарата. Коллегия одобрила предложения Дзержинского и рекомендовала руководствоваться ими при подготовке Положения о Народном комиссариате внутренних дел[9].

25 августа 1920 г. коллегия рассмотрела проект Положения о Народном комиссариате внутренних дел и утвердила структуру его центрального аппарата.

В проекте Положения было записано: «Задачами НКВД являются: а) организация органов местного управления и руководство их деятельностью, наблюдение за повсеместным соблюдением конституции, декретов и распоряжений центральной Советской власти и понуждение к их выполнению всеми имеющимися в его распоряжении средствами и силами»[10].

Постановлением СНК от 10 февраля 1921 г. НКВД поручалось докладывать Советскому правительству все заявления, запросы и жалобы местных исполкомов на постановления и действия народных комиссариатов.

Окончание гражданской войны и переход к мирному строительству требовали дальнейшего совершенствования структуры, четкого определения задач Наркомата внутренних дел в новых условиях. Ф. Э. Дзержинский продолжал работу по совершенствованию его аппарата, вносил конкретные предложения в партийные и советские инстанции.

6 января 1921 г. коллегия под председательством Ф. Э. Дзержинского поручила заместителю наркома внутренних дел М. Ф. Владимирскому подготовить проект общего положения об НКВД. Его основная задача - наблюдение за организацией и деятельностью местных органов управления в качестве исполнительного аппарата Президиума ВЦИК, а также наблюдение за исполнением постановлений и распоряжений центральной и местной власти административного характера и принятие мер к их выполнению[11]. Как исполнительный аппарат ВЦИК и СНК в области административного управления Народный комиссариат внутренних дел РСФСР был наделен широкими полномочиями[12]. [209]

Проект положения был принят коллегией НКВД и затем представлен в СНК РСФСР на утверждение. 26 мая 1921 г. Малый Совет Народных Комиссаров под председательством В. И. Ленина рассмотрел проект и утвердил его. За подписью В. И. Ленина Положение об НКВД РСФСР поступило во ВЦИК и было им утверждено 24 мая 1922 г.

В связи с образованием в составе НКВД Государственного политического управления (ГПУ) функции Наркомата внутренних дел расширились. Нарком внутренних дел Ф. Э. Дзержинский стал и председателем ГПУ.

XII съезд РКП (б) уделил особое внимание вопросам дальнейшего совершенствования органов управления[13]. В свете его решений происходила перестройка всего государственного аппарата, в том числе и аппарата НКВД. Феликс Эдмундович заботился о том, чтобы его работа строилась на основе научной организации труда, отличалась бы четкостью, оперативностью, умелым взаимодействием органов государственной и общественной безопасности. Он подчеркивал, что совершенствованием деятельности аппарата необходимо заниматься постоянно, и предлагал своим заместителям «дать задание на разработку общего плана сокращения числа сотрудников...». В записке 25 ноября 1923 г. Дзержинский поставил вопрос об укреплении аппарата НКВД путем назначения туда работников из ГПУ и сделал вывод, что «перспективы были бы большие». В другой записке 18 апреля 1924 г. он вновь напоминает о необходимости централизации работы милиции и уголовного розыска, их тесной связи с Объединенным государственным политическим управлением.

Учитывая, что Советской республике приходилось вести борьбу не только с внешней, но и с внутренней вооруженной контрреволюцией - врагом жестоким и опасным, Дзержинский считал одной из важных задач создание специальных внутренних войск.

Под его председательством коллегия ВЧК 30 марта 1919 г. заслушала доклад начальника штаба войск ВЧК К. М. Валобуева и поручила ему выработать проект декрета Совета Обороны о создании единого органа для руководства вооруженными отрядами в борьбе с контрреволюцией[14].[210]

Как народный комиссар внутренних дел и председатель ВЧК, Ф. Э. Дзержинский поставил вопрос об объединении всех внутренних войск на заседании Совета Обороны 19 мая 1919 г. Для подготовки решения была создана комиссия из представителей народных комиссариатов путей сообщения, по военным делам, внутренних дел, а также привлечен представитель Народного комиссариата продовольствия. 28 мая 1919 г. Совет Рабочей и Крестьянской Обороны принял постановление «О войсках вспомогательного назначения», которое было отредактировано и подписано В. И. Лениным. «Все вспомогательные войска особого назначения (состоящие в распоряжении отдельных ведомств, учреждений и организаций)... - говорится в этом документе, - за исключением войск железнодорожной и пограничной охраны, с 1 июня текущего года переходят в подчинение Наркомвнудела через штаб войск ВЧК, который одновременно переименовывается в штаб войск внутренней охраны»[15].

Выполняя это постановление, народный комиссар внутренних дел Ф. Э. Дзержинский 21 июля 1919 г. утвердил структуру войск внутренней охраны и штаты. Были сформированы бригады, полки, батальоны, эскадроны, батареи и команды различного назначения. Вся территория республики разделялась на 11 секторов, по числу имевшихся в то время военных округов. Войска каждого сектора возглавлял штаб.

Для руководства ими был образован Военный совет. В приказе по войскам ВОХР наркомвнудел Ф. Э. Дзержинский 21 октября 1919 г. писал: «Ввиду расширения задач, поставленных перед войсками внутренней охраны Республики, приказываю образовать под моим председательством Военный совет в составе начальника войск т. Валобуева и члена Совета заведующего политическим отделом т. Мехоношина»[16]. Реввоенсовет республики 31 декабря 1919 г. предоставил штабу войск права штаба фронта. Штабом войск руководил Военный совет во главе с Ф. Э. Дзержинским[17].

Усиление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, иностранная интервенция вызвали необходимость [211] объединения всех вооруженных сил, действовавших в тылу Красной Армии. В конце 1919 г. была начата передача в войска ВОХР войск железнодорожной охраны. 23 января 1920 г. эта мера была подтверждена постановлением Совета Рабочей и Крестьянской Обороны[18]. 21 апреля на основе представления Дзержинского Совет Труда и Обороны утвердил подробное положение о войсках внутренней охраны НКВД. Они выполняли оперативные задачи НКВД и ВЧК и считались резервом Красной Армии; их формирование и обеспечение осуществлялись военным ведомством.

В целях сохранения единства организации войск и лучшей постановки внутренней охраны в Российской Федерации по предложению Феликса Эдмундовича ВЦИК декретом от 27 мая подчинил войска внутренней охраны автономных республик РСФСР начальнику войск внутренней охраны[19].

Дзержинский глубоко вникал в содержание выполняемых войсками задач с учетом конкретной обстановки. В конце гражданской войны они вели активную борьбу с бандитизмом и охраняли наиболее важные объекты. В это время к их функциям прибавилась еще одна - охрана народного достояния от покушения врагов Советской власти, защита имущества рабочих и крестьян от расхищения[20]. Это потребовало принятия новых мер по укреплению сил ВОХР. Постановлением Совета Труда и Обороны от 1 сентября 1920 г., подписанным В. И. Лениным, войска внутренней охраны НКВД были объединены с караульными войсками, которые раньше подчинялись Всероссийскому главному штабу и Наркомюсту. Так образовалась единая система внутренней службы (войска ВНУС) при НКВД РСФСР[21].

Совет Труда и Обороны 24 ноября 1920 г. всю ответственность за охрану границ РСФСР возложил на Особый отдел ВЧК. В связи с этим войска ВНУС были призваны обеспечить особые отделы вооруженной силой по охране границ.

Для застав, караулов и постов на границах командующий войсками внутренней службы выделил необходимые части. Они переходили в оперативное подчинение [212] особых отделов ВЧК на местах и через своих командиров получали задания Особого отдела ВЧК[22].

Поскольку Дзержинский являлся народным комиссаром внутренних дел и председателем ВЧК, достигалось четкое взаимодействие между особыми отделами ВЧК по охране границ и войсками ВНУС, находившимися в ведении НКВД.

Таким образом, по инициативе Феликса Эдмундовича к концу гражданской войны и иностранной военной интервенции все войска внутренней службы были сосредоточены в одном ведомстве. Это позволяло использовать их на важнейших участках, в случае необходимости эффективно маневрировать силами и средствами.

Под руководством Дзержинского, во внутренних войсках работали такие видные советские военачальники, как прославленный командир 51-й дивизии В. К. Блюхер - начальник Восточно-Сибирского сектора войск ВОХР, С. С. Вострецов - командир дивизии, с 1920 г. начальник войск в Сибири, Р. П. Эйдеман - командующий войсками внутренней службы Украины, Э. С. Кадомцев - начальник войск ВОХР Приуральского сектора, а затем начальник войск республики - и другие.

Укрепляя кадры внутренних войск, Дзержинский строго следил, чтобы в войсках ВОХР - ВНУС осуществлялась военная политика Коммунистической партии, принятая VIII съездом РКП (б). Особое внимание он уделял повышению роли политорганов. 23 июля 1919 г. решением ЦК партии был утвержден политический отдел войск внутренней охраны республики (он был передан целиком из бывшего корпуса ВЧК). При секторах войск создавались политсекретариаты, штат и разряды которых приравнивались к штатам и разрядам политотдела армейской дивизии[23].

Как председатель Военного совета войск НКВД, Ф. Э. Дзержинский добивался, чтобы их деятельность отвечала требованиям, установленным для Красной Армии. 15 августа на внутренние войска было распространено Положение о культурно-просветительной работе в частях Красной Армии[24]. На основе общих положений разрабатывались инструкции для войск НКВД. Так, 25 августа [213] была введена в действие временная Инструкция политическим комиссарам войск внутренней охраны, утвержденная Политуправлением Реввоенсовета республики. «Институт политических комиссаров, - говорилось в ней, - является непосредственным высшим органом Советской власти в каждой красноармейской части... Пост политического комиссара имеет исключительное значение»[25].

Дзержинский предъявлял высокие требования к комиссарам в деле воспитания личного состава, одновременно обязывал их активно проводить в жизнь мероприятия Советской власти на местах. По его инициативе 26 июня 1919 г. состоялся I съезд делегатов коммунистических ячеек войск внутренней охраны республики. Его решения имели большое значение для активизации всей политической и воспитательной работы в войсках.

В связи с усложнением их задач, увеличением численности Политотдел 21 октября был реорганизован в Политуправление войск внутренней охраны республики. Положение о нем было утверждено Ф. Э. Дзержинским и Политуправлением Реввоенсовета республики, объявлено приказом войскам ВОХР 24 ноября 1919 г. В административном отношении через коллегию ВЧК оно подчинялось Наркомату внутренних дел и вело политическую и культурно-просветительную работу под общим руководством Политуправления Реввоенсовета республики, по планам политической подготовки в Красной Армии[26].

28 февраля 1920 г. Дзержинский подписал приказ о введении единоначалия в частях ВОХР, установив, что в частях, где командирами были коммунисты, должности комиссаров заменяются должностями заместителей командиров (начальников) по политической части. «Эта мера, - говорилось в приказе, - должна быть проведена в тех частях, где командир является членом РКП с партийным стажем не менее года или менее года, но с определенным революционным прошлым, по рекомендации РКП»[27].

Ответственность за политическую работу несли как командиры, так и их заместители по политчасти. [214]

Центральный Комитет РКП (б) дважды (в ноябре 1919 г. и в мае 1920 г.) обращался с письмами к местным партийным организациям о необходимости усиления партийно-политической работы среди личного состава войск. «Войска ВОХР, - говорилось в письме ЦК РКП (б) от 29 мая 1920 г., - соприкасающиеся в своей работе с населением, должны быть лучшими проводниками коммунистических идей среди него и лучшими, наиболее верными и преданными делу пролетарской революции и Советской власти красноармейцами, оберегающими красный тыл фронта»[28].

Под непосредственным руководством Центрального Комитета партии и лично В. И. Ленина, благодаря повседневной заботе Ф. Э. Дзержинского внутренние войска постоянно укреплялись кадрами, росла их партийная прослойка и боеспособность. К лету 1920 г. в войсках насчитывалось 16,7% коммунистов[29], что для того времени было высоким показателем.

В частях внутренних войск, обслуживавших чрезвычайные комиссии, некоторые батальоны и роты почти полностью состояли из коммунистов.

Несмотря на большую служебную нагрузку, непрерывную борьбу с контрреволюцией, выполнение специальных заданий Советского правительства и командования Красной Армии, бойцы и командиры внутренних войск настойчиво учились военному делу. Дзержинский особое внимание уделял их строевой подготовке, изучению оружия, воинских уставов, умению быстро действовать по сигналу тревоги.

Он внес большой вклад в развитие и совершенствование принципов партийно-политической работы в войсках, обучения и воспитания бойцов. Ее основными формами и методами Феликс Эдмундович считал политические занятия со всем личным составом подразделений, учебу с неграмотными и малограмотными, а также с красноармейцами учебных команд, специальные чекистские занятия с политработниками, командирами-коммунистами. Важное значение он придавал идейно-воспитательной работе партийных и комсомольских организаций, политическим докладам на общих собраниях, индивидуальным беседам с красноармейцами по разъяснению политики партии, международного положения. [215]

Особенно много было сделано по ликвидации неграмотности среди личного состава. Если в начале 1919 г. каждый третий боец не умел ни читать, ни писать, то к концу 1920 г. неграмотным был только каждый десятый[30].

Росло число клубов в войсках, улучшалась их работа. В батальонах регулярно выпускались листовки, рукописные журналы. Бойцы и командиры принимали активное участие в проводившихся политических кампаниях по оказанию помощи фронту и восстановлению народного хозяйства, в первомайских субботниках 1920 г.[31]

На основе решения Центрального Комитета партии под руководством Дзержинского был разработан план чекистского воспитания личного состава войск, и прежде всего политсостава, коммунистов и командиров. Они должны были глубоко, всесторонне знать работу органов и войск государственной и общественной безопасности.

Дзержинский требовал, чтобы каждая часть стала настоящей школой будущих активных работников, воспитателем идейных и квалифицированных сотрудников для борьбы с еще «не выдохнувшейся контрреволюцией и попытками подорвать путем экономических подвохов нашу возрождающуюся промышленность и вообще советское хозяйство».

Поставленные Дзержинским вопросы политического воспитания личного состава были в центре внимания проходившего в декабре 1921 г. I Всероссийского совещания военкомов и начальников политсекретариатов. Оно отметило, что внутренние войска повседневно выполняют боевые задания партии и правительства, и призвало каждого красноармейца стать хорошим бойцом и чекистом, уметь разбираться в политике Коммунистической партии, изучить формы и методы подрывной работы контрреволюции[32].

Будучи командующим внутренними войсками республики, Дзержинский проявлял постоянную заботу об изучении опыта их службы и боевой деятельности, бережном отношении к славным революционным и боевым традициям. 27 ноября 1920 г. он издал приказ, который [216] обязывал всех руководителей частей и соединений подготовить обзоры их трехлетней боевой и служебной деятельности «в деле защиты завоеваний Октябрьской революции, в деле укрепления Советской власти»[33].

В другом приказе по войскам Дзержинский указывал, что история частей, принимавших участие в подавлении контрреволюционных выступлений русской и иностранной буржуазии, героическая борьба первых чекистов имеет большое значение для воспитания молодых воинов. Он предложил «командирам всех частей немедленно приступить к составлению исторического очерка своей части».

Воспитывая весь личный состав внутренних войск иа славных революционных традициях, Ф. Э. Дзержинский требовал от всех командиров и красноармейцев держать тесную связь с массами, опираться в работе на общественные организации, строго соблюдать социалистическую законность, проявлять инициативу, мастерство и отвагу.

Внутренние войска, находившиеся в распоряжении НКВД и ВЧК, вели борьбу против контрреволюции внутри страны. Их успешная деятельность способствовала победам Красной Армии, разгромившей иностранных интервентов и белогвардейцев. Однако в необходимых случаях части внутренних войск непосредственно участвовали в боях с белогвардейцами и интервентами на фронте. Так, в 6-й армии, воевавшей на севере страны, находились бойцы и командиры 33-й, 45-й бригад внутренних войск[34]. В составе легендарной Чапаевской дивизии геройски сражался 38-й батальон войск ВОХР. Только с марта по июнь 1919 г. на фронт было направлено 42 тысячи бойцов и командиров внутренних войск.

По далеко не полным данным за мужество и героизм в боях с врагами более 150 военнослужащих этих войск награждены высшей наградой того времени - орденом Красного Знамени.

Партия и Советское правительство отметили выдающуюся роль Ф. Э. Дзержинского в создании и укреплении внутренних войск. В 1926 г. дивизии Особого назначения и 8-й Минской дивизии ОГПУ было присвоено имя Феликса Эдмундовича. Объявляя это решение Советского [217] правительства, В. Р. Менжинский 19 августа 1926 г. в приказе от имени коллегии ОГПУ выражал твердую уверенность, что воины-чекисты «будут с честью носить его имя, своей повседневной работой по обеспечению революционного порядка доказывая преданность тому великому делу, борьбе за осуществление которого отдал свою жизнь т. Дзержинский».

Наряду с непосредственным руководством внутренними войсками Ф. Э. Дзержинский принимал личное участие в осуществлении ленинского плана создания и укрепления рабоче-крестьянской милиции. По поручению Совнаркома 28 октября 1917 г. НКВД издал постановление о создании рабочей милиции, переданное телеграфно всем Советам[35]. Оно явилось первым директивным актом Советской власти, направленным на создание вооруженных сил республики.

Местными Советами формировались вооруженные отряды Красной гвардии или рабочей милиции. Они являлись вооруженной силой Советов, защищали власть трудящихся, несли охрану революционного порядка.

Местным органам власти предоставлялась полная свобода в определении форм и структуры вооруженных отрядов. Большинство Советов пошло по пути создания постоянной милиции, куда принимались только трудящиеся по рекомендации общественных организаций.

Создание советской милиции при отсутствии какого бы то ни было опыта было делом чрезвычайно трудным. Большую помощь в этом оказал Советам Народный комиссариат внутренних дел. Ф. Э. Дзержинский как член коллегии НКВД, а затем председатель ВЧК непосредственно участвовал в выработке форм организации милиции, ее комплектования, обучения и оперативного использования.

С момента назначения Ф. Э. Дзержинского наркомом внутренних дел руководство милицией заняло в его деятельности одно из центральных мест. Прежде всего он принимал меры, чтобы сделать милицию военизированной организацией. С этим вопросом он обратился в ЦК РКП (б) и Совнарком. 3 апреля 1919 г. за подписью В. И. Ленина был опубликован декрет СНК «О советской рабоче-крестьянской милиции»[36], по которому в ее органах [218] вводилось обязательное обучение военному делу и военная дисциплина. Сотрудники милиции и уголовного розыска, подлежавшие призыву в ряды Красной Армии, оставались на своих местах и считались прикомандированными к месту службы. Части милиции, находившиеся в районе боевых действий, по соглашению соответствующих реввоенсоветов с местными исполкомами, если это вызывалось обстановкой, могли привлекаться к участию в боевых действиях совместно с Красной Армией.

Руководствуясь этим декретом, народный комиссар внутренних дел Ф. Э. Дзержинский разослал всем местным исполкомам и органам милиции циркуляр. В нем намечались меры по выполнению декрета СНК и письма ЦК РКП (б) о необходимости укрепления органов милиции. Народный комиссар внутренних дел подчеркивал, что ЦК партии предложил губернским и уездным комитетам партии «уделять возможно больше внимания органам милиции... что милиция почти военная организация, на которую падает в настоящее время ответственная задача...»[37].

В циркуляре Дзержинского указывалось на случаи, когда сотрудники милиции, и особенно командный состав, отзывались без ведома и согласия их начальников. Разъяснялось, что увольнение сотрудников милиции, их перевод или отзыв могут производиться только с согласия начальника губернской милиции. Ему предлагалось о каждом нарушении установленного порядка немедленно сообщать в НКВД для принятия срочных мер к нарушителям.

Феликс Эдмундович выезжал на места, лично знакомился с состоянием работы милиции, принимал меры по ее укреплению. В апреле 1919 г. он прибыл в Петроград в связи с ликвидацией Северной коммуны и упразднением областного Комиссариата внутренних дел Союза коммун Северной области. Ф. Э. Дзержинский непримиримо относился к местничеству и сепаратизму, творчески подходил к вопросу охраны общественного порядка, был противником формального подхода к организации органов управления. 30 апреля 1919 г. он выступил с докладом на коллегии НКВД, в котором говорил о том, что в Петрограде много опытных работников и их необходимо сохранить, высказался против резкой ломки аппарата [219] милиции бывшей области, подчеркнув, что нельзя формально разделить его по губерниям, от этого пострадает дело, в частности не будет единого органа, отвечающего за охрану водного бассейна. Дзержинский рекомендовал оставить единый центр управления и контроля за деятельностью органов милиции, который был бы тесно связан с НКВД. Он советовал назначить заведующего отделом управления[38] Петроградского Совета членом коллегии НКВД и возложить на него координацию деятельности органов милиции в соседних губерниях. Предложения Феликса Эдмундовича были приняты коллегией НКВД, и ему поручалось войти с предложением в ЦК РКП (б) о введении в коллегию НКВД руководителя органа НКВД Петрограда.

Идея Дзержинского о координации работы органов общественной безопасности в масштабе нескольких губерний впоследствии была принята и в ВЧК.

Председатель Всеукраинского ЦИК Г. И. Петровский в письме Ф. Э. Дзержинскому 16 мая 1919 г. излагал свои взгляды на вопрос постоянной координации деятельности милиции Украины и России и просил оказать содействие в обеспечении обмундированием украинской милиции.

Уже 21 мая 1919 г. коллегия НКВД рассмотрела этот вопрос на своем заседании и поддержала предложение о необходимости объединения усилий милиции РСФСР и Украины в охране революционного порядка.

Дзержинский принимал деятельное участие в создании и укреплении железнодорожной, речной и промышленной милиции, утверждал положение о их работе и взаимоотношениях с внутренними войсками и ведомственной охраной. По предложению НКВД и НКПС 23 января 1920 г. В. И. Ленин подписал постановление Совета Обороны о порядке охраны и обороны железных дорог. «Для выяснения точного разграничения функций Войск Внутренней Охраны Народного Комиссариата Путей Сообщения и железнодорожной милиции образуется особая деловая Комиссия из представителей Народного Комиссариата Путей Сообщения, Милиции и Войск Внутренней Охраны для разработки соответственных положений и инструкций»[39].

В тот же день комиссия была утверждена наркомом [220] внутренних дел Ф. Э. Дзержинским, наркомом путей сообщения Л. Б. Красиным и начальником войск внутренней охраны К. М. Валобуевым.

В период мирного хозяйственного строительства в условиях новой экономической политики необходимо было перестроить органы государственной и общественной безопасности применительно к новым задачам. Ф. Э. Дзержинский считал, что это потребует хорошо налаженного и гибкого аппарата управления и руководства милицией.

В целях повышения ее боеспособности и улучшения материального положения сотрудников Совет Труда и Обороны по инициативе Дзержинского принял ряд важных документов. Так, 7 февраля 1921 г. снабжение личного состава милиции вещевым довольствием поручалось Главному военно-хозяйственному управлению[40]. Были приняты меры по обеспечению работников милиции оружием и боеприпасами, обмундированием и продовольственным пайком.

Феликс Эдмундович уделял особое внимание улучшению руководства милицией в центре и на местах. Он добивался, чтобы во главе ее органов стояли идейно стойкие, работоспособные и профессионально хорошо подготовленные руководители. Большое значение он придавал чистке аппарата милиции от чуждых Советской власти элементов и укомплектованию его надежными кадрами. Дзержинский требовал укрепления связи милиции с ВЧК и внутренними войсками НКВД.

По его ходатайству 24 октября 1921 г. ВЦИК издал декрет, которым обязывал исполкомы Советов более тщательно относиться к подбору кандидатов на должности начальников милиции, а освобождение или перемещение их производить только с согласия Управления милиции республики[41].

В связи с огромными экономическими трудностями в 1922 г. милиция была переведена на местный бюджет[42]. При сокращении советского аппарата иногда непомерно сокращались штаты милиции, происходила неоправданная ломка структуры, что, безусловно, ослабляло ее боеспособность. Коллегия Народного комиссариата внутренних дел приняла решение обратиться «в СНК и [221] В ЦИК с проектом декрета о воспрещении каких бы то ни было реорганизаций этих органов, нарушающих их форму, структуру и функции, установленные в законодательном порядке»[43].

Одновременно Дзержинский в письме в ЦК РКП (б) просил оказать милиции необходимую помощь. Оргбюро ЦК в январе 1923 г. приняло постановление «О состоянии и задачах строительства милиции», в котором указывалось, что с переходом республики на твердый бюджет и с введением основных норм советского права милиция должна решать все более сложные задачи внедрения революционной законности в среду рабоче-крестьянских масс, настойчиво добиваться, чтобы каждый трудящийся сознательно выполнял свои гражданские обязанности.

Предъявлялись высокие требования к идейно-теоретической подготовке работников милиции, призванных быть не только техническими исполнителями заданий Советской власти, но и активными проводниками ее политики. Губкомам партии предлагалось укрепить милицию кадрами, улучшить политическое воспитание, юридическую и специальную подготовку ее сотрудников. Особое внимание обращалось на необходимость повышения уровня всей идейно-воспитательной работы политсекретариатов органов милиции.

Оргбюро ЦК РКП (б) приравняло политсекретариаты милиции в отношении проведения партийной работы к отделам соответствующих парткомов по работе в милиции: Политсекретариат Главного управления милиции - к отделу ЦК РКП (б), политсекретариаты губернских управлений милиции - к отделам губкомов, политсекретариаты уездных управлений милиции - к отделам уездных комитетов партии.

На основе решений партии и правительства была проведена чистка милиции от ненадежных и неработоспособных элементов, организована сеть школ и курсов по подготовке и переподготовке кадров. Они укреплялись за счет выдвижения на службу в милицию наиболее подготовленных партийных и комсомольских работников.

Все сделанное Ф. Э. Дзержинским и другими видными деятелями партии в осуществлении ленинских идей по охране общественного порядка было потом закреплено в Положении о службе в Рабоче-Крестьянской милиции. [222] В разработке его активное участие принимал Дзержинский.

В ведении НКВД находились также исправительно-трудовые учреждения. Советская власть была вынуждена вести борьбу с элементами, совершавшими уголовные преступления. В. И. Ленин, Коммунистическая партия определили основные принципы советской исправительно-трудовой политики, показали ее коренное отличие от методов принуждения, применяемых господствующими классами в капиталистическом обществе. Проект судебного раздела Программы партии, принятой VIII съездом РКП (б), разработал В, И. Ленин. Съезд одобрил важнейшие положения о советском суде, советской карательной исправительно-трудовой политике и исправительно-трудовом праве. В Программе подчеркивалась воспитательная роль социалистического правосудия: «В области наказания организованные таким образом суды уже привели к коренному изменению характера наказания, осуществляя в широких размерах условное осуждение, введя как меру наказания общественное порицание, заменяя лишение свободы обязательным трудом с сохранением свободы, заменяя тюрьмы воспитательными учреждениями и давая возможность применять практику товарищеских судов»[44].

Дзержинский был активным проводником политики партии и Советского государства в вопросах борьбы с преступностью и трудового перевоспитания осужденных. Вся его деятельность на посту председателя ВЧК и народного комиссара внутренних дел была проникнута заботой о том, чтобы ни один человек не был незаконно арестован и привлечен к уголовной ответственности.

Ликвидацией старых тюремных, учреждений и введением новых начал исправительно-трудовой политики Дзержинский занимался с первых дней Советской власти. За председателя Военно-революционного комитета он подписал циркуляр комиссарам Военно-революционного комитета и всем начальникам домов заключения, в котором извещалось о назначении главного комиссара над всеми домами заключения.

Феликс Эдмундович внес большой вклад в осуществление ленинских принципов карательной и исправительно-трудовой политики Советского государства. [223]

В. И. Ленин подчеркивал: «История показала, что без революционного насилия невозможно достигнуть победы. Без революционного насилия, направленного на прямых врагов рабочих и крестьян, невозможно сломить сопротивление этих эксплуататоров. А с другой стороны, революционное насилие не может не проявляться и по отношению к шатким, невыдержанным элементам самой трудящейся массы»[45].

По инициативе Ф. Э. Дзержинского Советское правительство неоднократно реорганизовывало революционные трибуналы, добиваясь более четкой и действенной работы этих судебных органов. В напряженные годы гражданской войны Феликс Эдмундович считал, что основная задача судебных органов Советской республики - быстрое и энергичное нанесение карающих ударов по врагам революции. Это положение было краеугольным камнем в докладе Ф. Э. Дзержинского, с которым он выступил по предложению В. И. Ленина на заседании ВЦИК 17 февраля 1919 г., где обсуждался вопрос о реорганизации трибуналов.

«Практика... показала, - говорил Дзержинский, - что для того, чтобы успешно бороться с преступлениями, необходимо, чтобы суд, чтобы наказание шло в возможно краткий срок после совершения преступления».

Необходимо было оградить интересы подавляющей части народа от посягательств на завоевания рабочих и крестьян незначительной кучки контрреволюционеров. Он также требовал всемерного повышения ответственности советских учреждений за порученное дело, предложив меры «наказания за недобросовестное отношение к делу, за нерадение, за опоздание и т. д.»[46]. Эти предложения были приняты сессией ВЦИК.

С особой актуальностью вопросы карательной и исправительно-трудовой политики встали в период нэпа. 13 января 1921 г. под председательством Феликса Эдмундовича состоялось заседание специальной комиссии, посвященное этим вопросам. В ее работе приняли участие представители НКВД, ВЧК, НКЮ, Ревтрибунала, ВЦСПС.

Было принято решение образовать комиссии в центре при ВЦСПС, а на местах - при губернских профсоюзах. [224] «Эти комиссии, - докладывал Ф. Э. Дзержинский в ЦК РКП (б), - не имея судебных функций, ставят своей задачей пересмотр дел осужденных лиц пролетарского и крестьянского происхождения, а также вовлечение широких пролетарских масс в борьбу с преступностью в пролетарской среде»[47].

Основное направление в карательной и исправительно-трудовой политике Советского государства, как неоднократно отмечал в своих выступлениях Дзержинский, - строго дифференцированный подход к совершившим преступления, сочетание элементов воспитания и принуждения.

Наряду с решительным пресечением каждого преступления он предлагал шире применять средства убеждения, меры профилактики к тем советским гражданам, которые впервые совершили преступные действия; не формально «подбирать» обвиняемому статью кодекса, а глубоко, по-партийному исследовать мотивы и существо содеянного, конкретные условия, учитывать общественное мнение о человеке.

Феликс Эдмундович решительно выступал против формализма в карательной политике, - клеймил позором любителей «статей и параграфов». Он критиковал таких работников, которые как бы специально выжидают, пока враг соберется с силами, а затем с «эффектом» ликвидируют целую организацию, считая такое отношение к делу преступлением, серьезным браком в работе. «Нас внешний эффект не интересует», - неоднократно говорил Дзержинский.

С бандитами, злостными рецидивистами и с другими отъявленными преступниками он предлагал вести решительную борьбу. В отношении рабочих и крестьян, совершивших преступления в силу недостаточной политической зрелости или под влиянием вражеской пропаганды, Дзержинский рекомендовал совершенно иной подход. Призывая зорко смотреть за тем, чтобы в тюрьмы попадали только те, кто действительно опасен Советской власти, Феликс Эдмундович писал: «...если заставить проворовавшегося рабочего вместо тюрьмы работать на своем же заводе под ответственностью остальных рабочих, то такое пребывание на всем честном народе, который будет ждать: украдет Сидоров или Петров еще раз, опозорит [225] он опять завод или станет настоящим сознательным товарищем, - такой порядок будет действовать гораздо сильней и целесообразней... Рабочая среда сумеет выправить слабых, малосознательных товарищей, а тюрьма их окончательно искалечит»[48].

В приказе 8 января 1921 г. Дзержинский предлагал обследовать места заключения с целью выявления осужденных рабочих и крестьян, предоставить завкомам профсоюзов право возбуждать ходатайства о их досрочном освобождении, о взятии на поруки. Ответственным работникам органов государственной и общественной безопасности вменялось в обязанность регулярно посещать места заключения и в личной беседе с арестованными рабочими и крестьянами выяснять мотивы преступления и возможность досрочного освобождения. Такую же просьбу Феликс Эдмундович высказал и партийным работникам.

Он требовал обратить серьезное внимание на дела подследственных рабочих и крестьян и рассматривать их не как классовых врагов, а как лиц, нередко совершавших проступки в силу недостаточной сознательности, и предлагал материалы на них изучать в первую очередь, широко применять взятие на поруки и подписку о невыезде.

Дзержинский настаивал на применении строгих мер наказания контрреволюционеров и рецидивистов, изоляции их в местах заключения от арестованных рабочих и крестьян.

Призывая к усилению воспитательной, профилактической работы среди трудящихся, Дзержинский в то же время был непримирим к опасным «крайностям» в исправительно-трудовой политике в отношении выходцев из рабочих и крестьян, так называемой теории «классового подхода» к преступнику, которую пытались использовать враги в борьбе против Советской власти.

В феврале 1924 г. Ф. Э. Дзержинский в письме в ЦКК РКП (б) писал: «Я в корне не могу согласиться с предложениями по карательной политике...

Основная мысль их - это льготы и послабления лицам пролетарского происхождения за преступления и смягчение карательной политики». По словам Феликса Эдмундовича такая практика может привести к увеличению преступлений, [226] разложению части рабочих. Борьбу с преступностью следует подкреплять увеличением производительности труда, повышением благосостояния трудящихся. Это длительный и нелегкий процесс, он требует величайшей дисциплины и чувства ответственности каждого труженика перед обществом.

Во всей многогранной деятельности Дзержинский был последовательным и неутомимым проводником ленинских идей, решений партии и Советского правительства. Карательную и исправительно-трудовую политику он считал действенным средством защиты интересов трудящихся, одним из условий успешного строительства социализма. Именно этой цели была подчинена деятельность органов государственной безопасности, судов и прокуратуры.

Поистине многогранна деятельность Ф. Э. Дзержинского в НКВД. Он не только руководил работой его аппарата, но и, как народный комиссар внутренних дел, по поручению Центрального Комитета партии и Советского правительства, возглавлял многие временные комиссии. И всегда Феликс Эдмундович выполнял эти задания со свойственной ему энергией, настойчивостью и целеустремленностью.

Так, ВЦИК и СНК 3 февраля 1920 г. приняли постановление о порядке проведения всеобщей трудовой повинности и утвердили положение о соответствующих комитетах. В положении было записано: «В целях планомерного осуществления всеобщей трудовой повинности и объединения деятельности различных ведомств в этом направлении создаются Главный, губернские, уездные, а в необходимых случаях и городские комитеты всеобщей трудовой повинности, на каковые учреждения возлагается полностью ответственность за фактическое проведение всех видов и форм трудовой повинности»[49]. 19 февраля 1920 г. СНК утвердил председателем Главного комитета по всеобщей трудовой повинности народного комиссара внутренних дел Ф. Э. Дзержинского[50].

Главкомтруду разрешалось привлекать к восстановлению хозяйственных объектов части Красной Армии, отзывать квалифицированных рабочих и специалистов из [227] военного ведомства, производить необходимое перераспределение рабочей силы в различных отраслях экономики. Под руководством Феликса Эдмундовича была проведена огромная работа по обеспечению промышленности необходимыми кадрами.

Совет Народных Комиссаров 31 января 1920 г. создал комиссию во главе с Дзержинским для принятия экстренных мер по очистке железнодорожных путей от снежных заносов.

19 февраля 1920 г. В. И. Ленин подписал постановление о подчинении этой чрезвычайной комиссии («Чрезкомснегопуть») Главному комитету по всеобщей трудовой повинности. Ф. Э. Дзержинский, как председатель Главкомтруда, одновременно оставался и председателем «Чрезкомснегопути».

Его самоотверженный труд позволил спасти от голода и холода миллионы советских людей.

Выполнение заданий В. И. Ленина, партии и Советского правительства вооружили Ф. Э. Дзержинского большим опытом организаторской деятельности, что в последующем помогло ему в руководстве транспортом и промышленностью. [228]


[1] См. «Декреты Советской власти», т. I, стр. 20. Наркомом внутренних дел 26 октября (8 ноября) 1917 г. на II съезде Советов был назначен А. И. Рыков, который был сторонником создания коалиционного правительства с участием меньшевиков и эсеров и, заявив о несогласии с политикой партии, на заседании ВЦИК 4 (17) ноября 1917 г. вышел из Советского правительства. Народный комиссариат внутренних дел оставался без наркома.

[2] См. «Власть Советов», 1919, № 1, стр. 1.

[3] ЦГАОР, ф. 336, oп. 1, д. 1, лл. 1, 2, 4.

[4] Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (далее - СУ), 1918, № 80, ст. 842.

[5] «Из истории ВЧК», стр. 215.

[6] См. «Из истории ВЧК», стр. 295.

[7] ЦГАОР, ф. 393, оп. 15, д 6, л. 23.

[8] ЦГАОР, ф. 393, оп. 4, д. 2, л. 17-18.

[9] ЦГАОР, ф. 393, oп. 1, д. 19, л. 136.

[10] ЦГАОР, ф. 393, оп. 19, д. 3, л. 16.

[11] ЦГАОР, ф 393, оп. 26, д. 206, л. 2.

[12] См. СУ, 1922, № 33, ст. 386.

[13] См. «КПСС в резолюциях...», т. 2, стр. 444.

[14] ЦГАОР, ф. 1235, оп. 94, д. 176, л. 185.

[15] «Из истории войск ВЧК и пограничной охраны. Документы и материалы. 1917-1921». М., Воениздат, 1958, стр. 68-69.

[16] Центральный государственный архив Советской Армии (далее - ЦГАСА), ф. 42, oп. 1, д. 1297, л. 32.

[17] ЦГАСА, ф. 4, оп. 3, д. 55, л. 645-646.

[18] См. СУ, 1920, № 11, ст. 70.

[19] См. СУ, 1920, № 50, ст. 220.

[20] См. «Исторический архив», 1957, № 5, стр. 185.

[21] «Из истории войск ВЧК и пограничной охраны», стр. 266.

[22] ЦГАСА, ф. 42, oп. 1, д. 59, л. 45.

[23] «Служим отчизне». М., Воениздат, 1968, стр. 22.

[24] См. «Из истории войск ВЧК и пограничной охраны», стр. 77.

[25] «Внутренние войска Советской республики 1917-1922 гг. Документы и материалы». М., «Юридическая литература», 1972, стр. 297.

[26] ЦГАСА. ф. 42, оп. 2, д. 12, л. 3-4.

[27] ЦГАСА, ф. 42, oп. 1, д. 1395, л. 69.

[28] «Из истории войск ВЧК и пограничной охраны», стр. 222.

[29] См. там же, стр. 271.

[30] См. «Из истории войск ВЧК и пограничной охраны», стр. 280.

[31] См. «Внутренние войска Советской республики 1917-1922 гг.», стр. 326, 341, 347, 348.

[32] См. «Служим отчизне», стр. 44.

[33] ЦГАОР, ф. 393, оп. 19. д. 7, л. 17-18.

[34] ЦГАСА, ф. 42, oп. 1, д. 912, л. 42.

[35] См. СУ, 1917, № 1, ст. 15.

[36] См. СУ, 1919, № 13, ст. 133.

[37] ЦГАОР, ф. 393, oп. 23, д. 1, л. 9.

[38] Отделы управлений являлись местными органами НКВД.

[39] СУ, 1920, №11, ст. 70.

[40] ЦГАОР, ф. 393, оп. 26, д. 7, л. 69.

[41] См. СУ, 1921, № 70, ст. 572.

[42] ЦГАОР, ф. 393, оп. 39, д. 48, л. 157.

[43] ЦГАОР, ф. 393, оп. 26, д. 1, л. 1-3.

[44] «КПСС в резолюциях...», т. 2, стр. 47-48.

[45] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 40, стр. 117.

[46] «Из истории ВЧК», стр. 256

[47] «В. И. Ленин и ВЧК», стр. 425.

[48] «Из истории ВЧК», стр. 417-418.

[49] «Декреты Советской власти», т. VII. М., Политиздат, 1975, стр. 175.

[50] См. «Декреты Советской власти», т. VII, стр. 248.


<< Назад | Содержание | Вперед >>