Великая Октябрьская социалистическая революция началась в ходе первой мировой войны. В те годы в армии находились многие миллионы рабочих и беднейших крестьян. Армия, как отмечал Ленин, «...вобрала в себя весь цвет народных сил»[1]. Она оказывала огромное влияние на политическую борьбу в стране и в свою очередь постоянно испытывала на себе влияние революционных событий в тылу. Опыт Октябрьской революции показал, что победа пролетариата в значительной мере определилась переходом на сторону восстания подавляющего большинства солдатских масс. Роль армии учитывалась не только большевистской партией, но и всеми политическими партиями России, стремившимися использовать армию в своих целях. Именно поэтому революционная партия большевиков с первых дней подготовки пролетарской революции повела активную борьбу за солдатские массы на фронте.
Известно, что господствующий эксплуататорский класс всегда использует армию для сохранения и упрочения своей политической власти, для угнетения трудящихся масс, для защиты своих богатств, прав и привилегий, для захвата новых территорий, рынков сбыта и покорения других народов. Без слома буржуазной армии невозможно разрешить основной вопрос революции - вопрос о власти.
Подчеркивая необходимость вооружения народа в революции, осуществляемой насильственными средствами, [5] Энгельс писал: «Революция есть акт, в котором часть населения навязывает свою волю другой части посредством ружей, штыков, пушек, то есть средств чрезвычайно авторитарных. И победившая партия по необходимости бывает вынуждена удерживать свое господство посредством того страха, который внушает реакционерам ее оружие. Если бы Парижская Коммуна не опиралась на авторитет вооруженного народа против буржуазии, то разве бы она продержалась дольше одного дня? Не вправе ли мы, наоборот, порицать Коммуну за то, что она слишком мало пользовалась этим авторитетом?»[2].
Основатель и вождь нашей партии гениальный Ленин отстоял и творчески развил учение марксизма о диктатуре пролетариата. В. И. Ленин учил, что без разрушения старой армии и создания новой пролетариат не в состоянии установить свою диктатуру и защитить ее от нападений контрреволюции.
Начало военно-боевой деятельности большевистской партии было положено ленинской «Искрой», систематически ставившей на своих страницах вопрос о необходимости работы среди солдат и матросов. Ленинская «Искра» горячо поддерживала все начинания местных комитетов по созданию социал-демократических групп, кружков и организаций в войсках.
Опыт двух русских революций со всей силой подтвердил ленинское положение о том, что «...если революция не станет массовой и не захватит самого войска, тогда не может быть и речи о серьезной борьбе»[3].
В своей революционной работе среди солдат большевики опирались прежде всего на значительную прослойку рабочих, призванных в армию и посланных на фронт за активное участие в революционном движении. Царские власти не подозревали того, что посылка революционных рабочих на фронт объективно способствовала революционизированию солдат и матросов. 40% кадровых пролетариев, прошедших еще до войны школу классовой борьбы, под руководством большевиков, мобилизованных в армию в годы первой мировой войны, являлись основными организаторами большевистской работы на фронте. [6]
Опорными базами большевиков на Северном фронте являлись такие крупные промышленные центры, как Петроград, Рига, Ревель, Гельсингфорс, Выборг и некоторые другие. Вместе с русскими большевиками революционную работу среди солдат Северного фронта вела социал-демократическая партия Латышского края, стоявшая на большевистских позициях[4].
В результате самоотверженной и кропотливой работы в армии к началу 1917 г. большевики сумели привлечь на свою сторону значительную часть солдат Северного фронта и матросов Балтийского флота. Солдаты Северного фронта, как и матросы Балтийского флота[5], приняли активное участие в свержении самодержавия.
После победы буржуазно-демократической революции перед большевистской партией встала задача: развернуть еще более активную работу в армии и флоте с целью привлечения солдат и матросов на сторону социалистической революции.
В. И. Ленин указывал на три основных условия, необходимых для победы социалистической революции: «1) подавляющее большинство среди пролетариата; 2) почти половина в армии; 3) подавляющий перевес сил в решающий момент в решающих пунктах, именно: в столицах и на фронтах армии, близких к центру»[6].
Ко времени победы Октябрьской социалистической революции большевистская партия создала политические ударные кулаки не только в столицах - Петрограде и [7] Москве, но и на ближайших к ним фронтах, которые обеспечивали ей в канун революции подавляющий перевес сил в решающем пункте. Одним из таких пунктов после Петрограда и Москвы, занимавшим наряду с Западным фронтом важное место в общем стратегическом плане подготовки и проведения социалистической революции, был Северный фронт.
Северный фронт, созданный после летней кампании 1915 г.[7], представлял один из важнейших участков русской армии во время первой мировой войны. В военностратегическом отношении Северный фронт предназначался для защиты подступов к столице России - Петрограду. В соответствии с этой задачей там были сосредоточены крупные вооруженные силы. Так, на 1 февраля 1917 г. из 68 армейских корпусов, дислоцированных на всем русском театре войны, на Северном фронте находилось 12. По данным Ставки на 8 февраля 1917 г., боевой состав фронта насчитывал 12 480 офицеров и 522 851 солдата[8]. Но, если учесть запасные и ополченские бригады, рабочие и тыловые команды, железнодорожные части и гарнизоны, подчинявшиеся штабу Северного фронта, то эту цифру надо по меньшей мере утроить.
Передовая линия Северного фронта тянулась с юга на север, от озера Богиньское, где проходила разграничительная линия с Западным фронтом, вдоль Западной Двины по морскому побережью до Ревеля (ныне Таллин) и южных окраин Финского залива. В театр военных действий включалась Финляндия.
Главные силы фронта составляли три армии: 12-я, 1 и 5-я.
Правый фланг оборонительного рубежа занимала самая многочисленная из армий фронта - 12-я. По сведениям на 1 апреля 1917 г., она состояла из трех армейских (21-й, 27 и 43-й) и двух сибирских корпусов (2-й и 6-й), Усть-Двинского крепостного гарнизона, охраны побережья и частей Приморского отряда (Ревельский укрепрайон). В состав 12-й армии входили также две латышские бригады (1-я и 2-я), представлявшие собой фактически дивизии (каждая состояла из 4 полков)[9]. [8]
Штаб армии размещался сначала в Риге, а затем в Валке.
В связи с военными и политическими планами Временного правительства и Ставки дислокация 1-й армии на фронте часто менялась. До начала апреля армия занимала левый участок Северного фронта (в нее входили тогда 15-й, 37 и 1-й армейские корпуса). Затем, когда началась непосредственная подготовка к июньскому наступлению, Ставка перебросила эту армию на центральный участок фронта. В задачу 1-й армии входило обеспечение охраны побережья Балтийского моря в районе Рижского и Финского заливов, а также оказание помощи 12-й армии в случае, если противник попытается высадить десант в устье Западной Двины и Ревельском районе[10] (в состав армии входили 37-й, 28 и 1-й корпуса). В начале июня с целью усиления Юго-Западного фронта Ставка перебрасывает туда управление 1-й армии. В начале октября управление было возвращено на центральный участок Северного фронта, получив прежних три корпуса[11]. Штаб армии в начале 1917 г. находился в селе Глубокое, а начиная с октября - в городе Альтшванненбурге (ныне г. Вецгулбен).
На левом фланге фронта находилась вторая по величине армия - 5-я, состоявшая из четырех армейских (13-й, 14, 19 и 28-й) и одного кавалерийского корпуса. Она должна была оборонять побережье Западной Двины[12].
В состав Северного фронта входил также 42-й армейский корпус (на правах отдельного), расположенный в Финляндии.
Со всеми сухопутными войсками фронта взаимодействовал Балтийский флот[13]. С 17 сентября 1917 г. для быстрейшего выполнения планов контрреволюции Ставка подчинила штабу Северного фронта Петроградский военный округ (за исключением правительственных учреждений [9] в Петрограде)[14]. Постоянным войсковым тылом фронта был Двинский военный округ, в который входили Лифляндская, Новгородская, Псковская губернии, а также частично Витебская и Тверская губернии.
Таким образом, вместе с оперативным и стратегическим тылом Северный фронт занимал огромное пространство северо-запада России.
Близость Северного фронта к Петрограду, а также переход солдат на сторону революции позволили большевистской партии организовать взаимодействие революционных сил фронта с революционными силами Петрограда в период подготовки и проведения Октябрьской революции.
Пример российского пролетариата, который в союзе с беднейшим крестьянством сверг в России власть капиталистов и помещиков и создал новый, советский общественный и государственный строй, вдохновил пролетариев Запада и угнетенные народы Востока на борьбу за свое освобождение, за ликвидацию гнета империалистической эксплуатации.
В. И. Ленин писал: «Мы имеем право гордиться и считать себя счастливыми тем, что нам довелось первыми свалить в одном уголке земного шара того дикого зверя, капитализм, который залил землю кровью, довел человечество до голода и одичания, и который погибнет неминуемо и скоро, как бы чудовищно зверски ни были проявления его предсмертного неистовства»[15].
Под влиянием Октябрьской революции во всем мире развернулось мощное революционное движение, одерживающее все более крупные успехи в борьбе за социальное и национальное освобождение. [10]
[1] В. И. Ленин, Соч., т. 30, стр. 236.
[2] К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. 1, 1955, стр. 591.
[3] В. И. Ленин, Соч., т. 11, стр. 148.
[4] В 1904 г. в Риге нелегально состоялся I съезд латышских с.-д. организаций и групп, на котором была создана партия латышского пролетариата, принявшая название Латышская с.-д. рабочая партия. С IV (Объединительного) съезда партии (1906 г.) ЛСДРП вошла в состав РСДРП как автономная областная организация, принявшая название Социал-демократия Латышского края (СДЛК). Решения Пражской партийной конференции были одобрены рядом партийных организаций СДЛК. Латышские большевики вели решительную борьбу против ликвидаторов и меньшевистского ЦК СДЛК. В 1912 г. в Латвии был создан большевистский Центр. IV съезд СДЛК (1914 г.) прошел под руководством В. И. Ленина. Он принял большевистскую резолюцию по текущему моменту и определил задачи партии. С началом первой мировой войны СДЛК заняла интернационалистическую позицию.
[5] Борьба моряков Балтийского флота за власть Советов показана в работе в той мере, какая необходима для уяснения картины революционных событий на Северном фронте.
[6] В. И. Ленин, Соч., т. 30, стр. 238.
[7] ЦГВИА (Центральный государственный военно-исторический архив), ф. 2003, оп. 2, д. 407, л. 98-196.
[8] ЦГВИА, ф. 2003, оп. 2, д. 1727, л. 40.
[9] ЦГВИА, ф. 2003, оп. 2, д. 407, л. 206-210.
[10] Ленинградский филиал ЦГВИА, ф. 631, д. 82, л. 119-120.
[11] ЦГВИА, ф. 2031, oп. 1, д. 63, л. 36.
[12] ЦГВИА, ф. 2003, оп. 2, д. 407, л. 206-210.
[13] Балтийский флот подчинен был в оперативном отношении главнокомандующему Северного фронта с 3 апреля 1917 г. (ЦГВИА, ф. 2031, oп. 1, д. 63, л. 36).
[14] ЦГАВМФ (Центральный государственный архив военно-морского флота), ф. р-29, oп. 1, д. 161, л. 1.
[15] В. И. Ленин, Соч., т. 27, стр. 460.
| Содержание | Вперед >>