В период Крестьянской войны под предводительством С. Т. Разина из народной среды вышли десятки бесстрашных и талантливых военных предводителей и способных организаторов, целая когорта замечательных разинских соратников, возглавивших восставший народ. Но и на примере тех славных повстанческих атаманов, которым посвящена книга, чьи подвиги, героизм и самоотверженность во имя угнетенных масс навеки отпечатались в благодарной памяти народной, видно, как велика их роль в крупнейшем социальном движении XVII столетия, как много сил, энергии, труда вложили они в поход за волю и социальную справедливость. Они мужественно смотрели смерти в лицо, потому что верили в силу народа, были полны решимости до конца защищать его интересы.
Предводителям восставших масс приходилось вести в бой в основном разобщенных, не обученных военному делу крестьян, к тому же состав повстанческих отрядов то и дело менялся - локальность действий крестьян общеизвестна. Поэтому у большинства рядовых бойцов повстанческих отрядов не было не только боевого опыта, но и даже возможности его приобрести. И тем не менее разинские атаманы со своим необученным и плохо вооруженным войском вступали в сражения с царскими воеводами, возглавлявшими прошедшие специальную выучку полки «нового» строя, и одерживали убедительные победы над государевыми ратниками.
Конечно, следует учитывать, что повстанческие отряды пользовались, как правило, всемерной поддержкой местного населения, в то время как царские войска оказывались (особенно в районе Среднего Поволжья) в бушующем море Крестьянской войны. Но бесспорно и то, что в крупных успехах повстанцев сыграли свою роль природные полководческие дарования предводителей восставших, как и принадлежность многих из них к военному сословию. Трудно не согласиться с С. Г. Томсинским, писавшим более 50 лет назад, что угнетенные крестьянские массы выдвигали из своей среды талантливых руководителей, которые знали военное дело не [213] хуже правительственных специалистов[1]. Анализ многочисленных источников, а также карты маршрутов движения повстанческих войск убеждают, что действия предводителей восставших отличают довольно высокая военная грамотность, умение ориентироваться на местности, производить разведку, устраивать засеки (укрепления), равно как и не допускать в расположение своих отрядов вражеских лазутчиков, устойчивое стремление поддерживать связь друг с другом, хорошее знание тактики противника, забота о дисциплине, тенденция к объединению сил для совместных действий на важнейших участках борьбы.
Все это не означает, что у отважных борцов за народное дело не было слабостей, ошибок и просчетов. Неравны были силы сторон, слишком пестрым и нестабильным был состав восставших. В отличие от царских воевод разинские атаманы были лишены возможности неспешно обдумывать свои действия: им чаще всего приходилось делать ставку на один день, вкладывать все силы в конкретное сражение. Всецело подчиненные решению тактических задач текущего момента, они не всегда увязывали интересы дня сегодняшнего и завтрашнего, слабо представляли себе ближайшую стратегическую перспективу. Впрочем, в условиях стихийности и скоротечности народного движения иначе и быть не могло.
Отдавая немало энергии внесению организованности в действия повстанческих отрядов, С. Т. Разин и его сподвижники по вполне понятным причинам были не в силах преодолеть стихийность выступлений крестьянских масс. Тем удивительнее, что разинское казацко-крестьянское войско сумело занять большие районы, ряд сильных крепостей, захватить десятки городов, в том числе Астрахань, Царицын, Пензу, Саранск, Саратов, Самару, и привело в смятение своими успехами царское правительство, а также феодалов всех рангов.
Более трех веков отделяют нас ныне от времени Степана Разина, но нам бесконечно дорого его имя, имена его соратников. Они - наша национальная гордость и слава.
Советские люди свято хранят память о тех, в ком беднейшее казачество и обездоленное крестьянство нашли своих вождей. Взыскательно отмечая их слабости, мы признаем большую роль руководителей народных масс, поднявших знамя борьбы за свободу и справедливость в мрачные времена крепостничества.
[1] См.: Томсинский С. Г. Крестьянское движение в феодально-крепостной России. М., 1932. С. 87.
<< Назад | Содержание |