Несмотря на то что каждое явление одновременно находится как в состоянии изолированности, так и в состоянии взаимосвязанности, значение этих видов отношений неодинаково. Первый из упомянутых видов отношений, а именно изолированность, относителен, второй же вид отношений - взаимосвязь - абсолютен. Для доказательства этого возьмем приводившийся пример полета космического аппарата к Луне. Говорилось, что в начале полета аппарат будет находиться в зоне притяжения Земли, затем выйдет из этой зоны и, наконец, войдет в зону притяжения Луны. Однако не является секретом, что притяжение Земли, которое, конечно, во многих случаях может быть крайне слабым (ведь оно обратно пропорционально квадрату удаления от Земли), все же не имеет границ. Кроме того, сама Луна находится в состоянии гравитационной взаимосвязи с Землей. Поэтому даже для аппарата, который уже находится на Луне, состояние гравитационной изолированности от Земли будет относительным. Если же принять во внимание не только силы тяготения, но и многие другие факторы (наличие радиосвязи, связи телевизионной и т. д.), то аппарат окажется связанным с нашей планетой и во многих других отношениях.

Из сказанного вытекают два вывода. Первый: явления действительности могут быть изолированными в своем отношении друг к другу только непосредственно и только некоторыми своими сторонами. Второй: в конечном счете в итоге явления так или иначе всегда связаны между собой. Нетрудно заметить, что в основе данных выводов лежит принцип материального единства мира. Именно материальность мира обусловливает всеобщую взаимосвязь явлений, ибо последние, возникая и изменяясь, принадлежат этому миру, а исчезая, порождают новые явления, принадлежащие ему же. Абсолютность реально существующей взаимосвязи явлений действительности находит свое отражение в категории взаимосвязи. Последняя представляет собой одну из самых общих и абстрактных категорий материалистической диалектики. Другие категории, о которых будет идти речь дальше, выражают те или иные специфические виды взаимосвязи.

К категории «взаимосвязь» непосредственно примыкает категория «взаимодействие». И это неудивительно. Взаимная связь всех [96] явлений материального мира невозможна без их влияния, воздействия друг на друга. Но несмотря на то, что эти категории органически связаны, каждая из них имеет свое специфическое содержание. При употреблении первой обычно подчеркивается момент устойчивости, при употреблении второй - момент изменчивости. Взаимодействие есть всеобщая форма взаимосвязи явлений действительности, выражающаяся в их взаимном изменении. Каждый тип взаимосвязи находится в единстве со своим типом взаимодействия, ибо взаимные связи предметов и явлений создают условия, необходимые для их взаимодействия. Все это говорит о важнейшей роли, которую играют в реальном мире взаимосвязь и взаимодействие. Именно на это указывал Ф. Энгельс, когда отмечал справедливость гегелевского положения о том, что «взаимодействие является истинной causa finalis (конечной причиной. - Ред.) вещей»[1]. Нужно также отметить, что любая взаимосвязь и любое взаимодействие выражаются как движение, ибо, писал Энгельс, в том обстоятельстве, что «тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга, и это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение»[2]. Таким образом, познание взаимосвязи и взаимодействия явлений действительности означает и познание их движения.

Но если каждая вещь находится в органической взаимосвязи с другими вещами и эта взаимосвязь является необходимым условием и формой существования, обусловливает проявление соответствующих свойств, то, чтобы познать вещь, выявить характеризующие ее свойства, необходимо ее рассматривать не саму по себе, не изолированно от других вещей, а в органической связи с ними, нужно учитывать всю «совокупность многоразличных о т н о ш е н и й этой вещи к другим»[3]. Только такое рассмотрение обеспечивает действительное познание вещи. «Чтобы действительно знать предмет, - подчеркивает В. И. Ленин, - надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования»[4].


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 546.

[2] Там же, с. 392.

[3] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 202.

[4] Там же, т. 42, с. 290.


<< Назад | Содержание | Вперед >>