В ходе развития познания, осуществляющегося на основе практики, человек открывает все новые и новые свойства и связи окружающей его действительности, проникает все глубже и глубже [97] в мир явлении и начинает улавливать, выделять и выражать через соответствующие понятия такие свойства и связи, которые являются всеобщими, принадлежат всем материальным образованиям, всем явлениям внешнего мира. Такими свойствами и связями являются: движение, пространство, время, причинность, закономерность, необходимость, случайность, сходство, различие, противоречивость и т. д. Эти свойства и связи выступают неотъемлемыми характеристиками материальных образований, всеобщими формами бытия материи, а понятия, через которые они отражаются в сознании, выявляются в процессе творческой деятельности субъекта - философскими категориями.

Философские категории, таким образом, представляют собой всеобщие формы мыслительной деятельности людей, идеальные образы, отражающие свойства и связи, присущие всем явлениям действительности. Через них осмысливается конкретный материал, добываемый людьми в процессе научного исследования и практического изменения действительности, выделяются наиболее существенные характеристики объекта. Например, рассматривая исследуемый объект через призму категорий общего и особенного, мы, выявляем его тождество и различие с другими объектами; осмысливая его через категории «причинность» и «необходимость», мы улавливаем его причинную обусловленность, необходимые и случайные свойства и связи; анализируя этот объект в свете категорий качества и количества, мы уясняем его качественные и количественные характеристики и при определенных условиях взаимосвязь между ними и т. д.

Материальные образования, как отмечалось, не просто сосуществуют, а находятся в непрерывном взаимодействии между собой и через это взаимодействие проявляют свои свойства и утверждают себя как определенные качественно обособленные тела, вещи, при соответствующих условиях переходящие друг в друга. В результате этого все материальные образования находятся в универсальной взаимосвязи и взаимозависимости. Но если тела, составляющие объективную действительность, находятся в необходимой взаимосвязи и взаимозависимости, то и понятия, через которые человек отражает окружающую действительность в своем сознании, должны быть взаимосвязаны, взаимозависимы, подвижны, при соответствующих условиях переходить друг в друга и в свою противоположность. Ибо только в этом случае они могут отразить действительное положение вещей. «...Человеческие понятия, - писал В. И. Ленин, - не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни»[1]. Но если это так, то изучение понятий [98] предполагает выявление их взаимосвязи, взаимопереходов, построение системы, воспроизводящей необходимые соотношения сторон исследуемого объекта.

То, что характерно для исследований понятий вообще, естественно, относится к исследованию категорий - понятий, отражающих всеобщие формы бытия, всеобщие стороны и связи объективной действительности. Раскрыть богатство диалектических закономерностей возможно только в том случае, если мы будем рассматривать категории, их отражающие, в органической взаимосвязи и взаимозависимости, если мы их сведем в систему, в которой каждая из них будет занимать строго определенное место и находиться в необходимых отношениях со всеми другими[2].

Последовательно материалистическое решение проблема взаимосвязи категорий получила в марксистско-ленинской философии. Применительно к политической экономии она впервые была разработана К. Марксом в «Капитале», применительно к философии - В. И. Лениным в «Философских тетрадях».

В отличие от Гегеля, который взаимосвязь категорий выводил из творческой активности мышления, идеи, В. И. Ленин рассматривает категории как всеобщие формы отражения действительности и ступени развития общественного познания и практики. Каждая категория, согласно Ленину, связана со строго определенной стадией развития познания. Фиксируя всеобщие свойства и связи, выявленные познанием на данной стадии его развития, категории отражают особенности этой стадии и являются своего рода опорными пунктами возвышения человека над природой, познания ее. Другими словами, категории, отражая всеобщие стороны и связи внешнего мира, являются в то же время ступенями развития познания, моментами, фиксирующими переход познания с одних стадий развития на другие. «Перед человеком, - писал он, - сеть [99] явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею»[3].

Взаимосвязь категорий Ленин выводит из закономерностей бытия и познания, считает, что соотношение между ними, отражая известное соотношение соответствующих всеобщих сторон и связей действительности, выражает необходимое движение познания от низших ступеней к высшим.

Появление любой новой категории, по Ленину, необходимо, обусловлено самим ходом развития познания. Она появляется потому, что познание, проникая все глубже и глубже в мир явлений, раскрывает новые всеобщие стороны и связи, которые уже не укладываются в существующие категории и требуют для своего выражения и фиксации новых категорий. Появившись, всякая новая категория встает в определенные необходимые отношения, связи с уже существующими категориями и, таким образом, занимает свое особое, обусловленное развивающимся процессом познания место в общей совокупности знания, в общей системе категорий. И если расположить категории в той последовательности, в какой они появились в процессе развития познания и общественной практики, можно определить их необходимое соотношение и взаимосвязь.

Рассмотрим в общих чертах последовательность осознания человеком всеобщих сторон и связей окружающей его действительности, а вместе с этим и движение познания от одной категории к другой.

В отличие от животного, которое, подчиняя свое поведение инстинктам и привычкам, формирующимся на основе условных рефлексов, не отделяет себя от окружающей среды, а сливается с нею в единое целое, человек, обретя сознание, начинает отделять себя от окружающей среды, осознавать свое особое бытие, отличное от бытия внешнего мира. Осознавая свое бытие и бытие внешнего мира, человек осознает и свою отдельность, определенную обособленность так же, как и отдельность, обособленность предметов внешнего мира. Для выражения этой обособленности бытия у людей сформировалось понятие отдельного - отдельного предмета, явления, вещи.

Вместе с осознанием своей обособленности, известной самостоятельности человек осознает и свою связь с внешним миром и связь предметов внешнего мира между собой. Чтобы жить, человеку необходимо есть, пить, иметь жилище, защищаться от врагов и т. д. Удовлетворение этих и других его потребностей предполагало [100] его органическую связь с миром, использование определенных предметов природы.

Но взаимосвязь предметов предполагает их взаимодействие, а вместе с этим и определенное их изменение, то есть движение. Поскольку взаимосвязь органически слита с движением, то, осознавая взаимосвязь между предметами, человек неизбежно должен был осознать и то, что эти предметы изменяются, находятся в движении. Об изменчивости как следствии взаимодействия предметов человек неизбежно заключает из осуществляемой им повседневно трудовой деятельности. В процессе труда, ставя предметы в иную, чем они находились в естественном состоянии, связь, человек добивался их изменения в нужном ему направлении. Наблюдая постоянно это явление, он неизбежно приходил к мысли о том, что предметам внешнего мира свойственно движение.

На этой стадии познания осуществлялось осознание человеком пространственных отношений и времени. Пространственные соотношения человеку приходилось учитывать в каждом своем движении, в каждом действии. Занимался ли он охотой, рыбной ловлей, скотоводством или земледелием, он неизбежно сталкивался с пространственными отношениями и протяженностью, имел дело с площадями, расстояниями, высотами, глубинами, удаленностью вправо, влево, вперед и назад, то есть постоянно воспринимал пространственные характеристики и учитывал их в своей повседневной жизни и деятельности. Изменяя в процессе труда предметы природы, человек уяснял и такую характеристику этих изменений, как их длительность, а также соотношение данного состояния с предшествующими и последующими состояниями, с теми, которые должны наступить в будущем. Он постепенно научался различать прошедшее, настоящее и будущее.

Одновременно с переходом познания от отдельного (отдельных предметов, явлений) к взаимосвязи, движению, пространству и времени осуществлялось осознание и таких всеобщих моментов действительности, как единичное и общее. Каждый отдельный предмет, с которым человек впервые сталкивался в своей практической деятельности, сначала врспринимался им как единичное. Коли он оказывался способным удовлетворить ту или иную потребность людей, он выделялся, и по мере обнаружения других предметов, способных удовлетворить эту же потребность, совершался переход (и на практике и в сознании) от одного (единичного предмета) к нескольким предметам, к «многому». В результате сравнения этих многих предметов друг с другом и на практике, и в сознании выявлялось их тождество (сходство), на основе которого формировались общие представления, а затем и общие понятия. [101]

На этой же стадии развития познания происходит становление понятия качества и количества. Когда человек воспринимал отдельный предмет как единичный и единственный в своем роде и стремился уяснить, что он собой представляет, он отражал его со стороны качества. Поскольку предмет здесь рассматривается как таковой, сам по себе, вне отношения к другим предметам, его количество неразличимо и, по сути дела, сливается с качеством. Но по мере того как человеческое познание переходит от единичного предмета к многим предметам и в ходе сравнения их друг с другом устанавливает их сходство (тождество) и различие, начинают выявляться количественные характеристики. Каждая сторона качества, каждое его свойство как бы раздваивается, наряду с тем, что оно есть, оно обнаруживает свою величину, степень своего проявления и распространения - одним словом, свое количество.

Выявляемые качественные и количественные характеристики на первых порах не обнаруживали своей зависимости друг от друга. Казалось, что они ведут себя в отношении друг друга нейтрально, не связаны друг с другом, однако по мере дальнейшего углубления познания исследуемых явлений люди стали убеждаться, что отдельные качественные и количественные характеристики связаны между собой. Они замечали, что определенному количеству соответствует определенное качество и, наоборот, определенному качеству присуще определенное количество.

С осознанием взаимосвязи между отдельными качественными сторонами, количественными характеристиками и взаимосвязи количества и качества люди начинают понимать, что изменения одной стороны явления обусловливают определенные изменения другой стороны явления. Но то, что порождает другое, обусловливает его появление, является причиной, то же, что появляется, обусловливается, выступает как следствие. Наблюдение людьми взаимосвязи отдельных качественных и количественных сторон, таким образом, подводит их к осмыслению причинности, а вместе с этим и к необходимости формирования категорий причины и следствия.

Исследуя открываемые причинно-следственные связи, люди замечают, что причина со следствием связаны так, что, если появляется причина, неизбежно наступает и следствие, если причина отсутствует, отсутствует и следствие. Другими словами, люди обнаруживают, что связь причины со своим следствием носит необходимый характер.

Необходимость, таким образом, сначала осознается как свойство причинно-следственной связи. Однако в ходе дальнейшего развития познания содержание понятия необходимого уточняется и расширяется. Необходимыми начинают считаться не только причинные [102] связи, но всякие связи, неизбежно наступающие при определенных условиях, и не только связи, но и стороны, свойства, необходимо присущие исследуемым материальным образованиям.

Выявляемые в ходе развития познания необходимые связи часто формулируются в науке в виде определенных законов, то есть осознаются через категорию закона, которая обозначает и отражает общие, устойчивые, необходимые связи и отношения.

Параллельно движению познания от причинности к необходимости и закону осуществляется также переход к категориям содержания и формы. Он обусловлен тем, что познание не останавливается на выявлении отдельной причинно-следственной связи, а иод напором практики, требующей для своего развития все более и более полного знания предметов внешнего мира, переходит от одной причинно-следственной связи к другой, от объяснения одного свойства материального образования к другому.

По мере накопления знаний причинно-следственных связей, касающихся той или иной области явлений, возникает необходимость в новой категории, именно в категории содержания, которая обозначает совокупность всех взаимодействий и вызываемых ими изменений, происходящих в данном материальном образовании. Но познавая взаимодействия и вызываемые ими изменения в материальном образовании, мы улавливаем и шаг за шагом воспроизводим в сознании сначала внешние, а затем и внутренние способы соединения элементов содержания, относительно устойчивую структуру, в которой осуществляются все свойственные материальному образованию взаимодействия и изменения, то есть форму.

Отделение в процессе развития познания необходимого от случайного и выявление отдельных законов, проявляющихся в исследуемом целом, не составляет достаточного знания его, ибо все касается лишь отдельных его сторон и связей. И как бы ни было велико количество сторон и связей исследуемого объекта, которые познаны, объяснены, они (эти стороны и связи) в своей совокупности не смогут дать нам действительно полного знания его, поскольку они представляют собой механическую сумму отдельных сторон, материальное же образование является не простой совокупностью своих сторон, не суммой их, а органическим целым, диалектическим единством последних. Поэтому возникает потребность объединить все эти стороны и связи в единое целое, вывести их из единого принципа. Воспроизведение всех необходимых сторон и законов исследуемого целого в их естественной взаимосвязи и взаимозависимости представляет собой познание сущности.

Движение к сущности начинается с выявления основы - основных (определяющих) сторон, отношений. Основные стороны, отношения определяют формирование, функционирование, направление изменения и развития всех других сторон соответствующего [103] материального образования. Поэтому, приняв их за исходное начало, мы сможем шаг за шагом воспроизвести в сознании существующую взаимосвязь и других сторон, сможем определить место роль и значение каждой из них.

Правда, для того чтобы достигнуть последнего, основные стороны (отношения), а вместе с ними и само материальное образование необходимо рассматривать в возникновении и развитии. А это предполагает выявление источника развития, движущей силы, ведущей материальное образование вперед, обусловливающей его переходы с одной стадии развития на другую. Источником же развития является противоречие, единство и борьба противоположных сторон, тенденций, свойственные всем явлениям и процессам действительности.

Так, развивающееся познание вплотную подходит к необходимости раскрытия противоречий - противоположных сторон и тенденций, присущих всем вещам и явлениям объективной действительности. Раскрыв противоречия, свойственные основе, и прослеживая их развитие и обусловливаемое ими изменение других сторон исследуемого целого, мы неизбежно заметим, что развитие осуществляется через отрицание одних качественных состояний другими, через удержание всего положительного из отрицаемых состояний и повторение пройденного на новой, более высокой основе.

Воспроизведя сущность того или иного объекта, мы уже можем судить не только о том, что он представляет собой в данное время, в данных отношениях, но и о том, как он поведет себя в других отношениях. Более того, если мы познали, как данная вещь возникла, какие основные стадии она прошла в своем развитии, мы с достоверностью можем предсказать, во что эта вещь превратится, чем она станет в будущем, при других условиях. Другими словами, если мы познали сущность вещи, мы можем судить не только о ее действительных, но и возможных состояниях. Все это обусловливает необходимость различения действительного и возможного.


[1] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 226-227.

[2] Впервые проблема категорий была всеобъемлющим образом представлена и гегелевской философии. Гегель подверг резкой критике кантовскую концепцию категорий и, в частности, ее субъективистскую тенденцию. Но, критикуя Канта за субъективизм, Гегель критиковал его при этом не за идеализм, не за то, что он выводил всеобщность, необходимость и другие категории из сознания, а за то, что он не смог последовательно провести эту точку зрения, за то, что он остановился на полпути и распространил действие законов сознания, мышления лишь на явления, но не на весь мир в целом, то есть не распространил на «вещи в себе». Гегель дает свое решение проблемы взаимосвязи категорий. Показывая их взаимосвязь с позиций объективного идеализма, он в то же время в основу своей системы категорий положил диалектические принципы, представил категории в их движении, развитии, переходах одних в другие и вместе с тем в качестве моментов или ступеней развития абсолютной идеи. Не случайно, что при всей своей гениальности, умении угадать реальное положение вещей Гегель вынужден был, следуя своим идеалистическим принципам, то и дело противоречить действительности. Но, несмотря на это, ему удалось в своей противоречивой системе категорий воспроизвести ряд глубоких всеобщих закономерностей и связей.

[3] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 85.


<< Назад | Содержание | Вперед >>