Отражая действительность в идеальной форме, сознание человека всегда существует в качестве определенного знания о материальном мире. К. Маркс подчеркивал: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание»[1].

Наблюдая за собой, легко убедиться, что всякий сознательный акт представляет не только знание о внешних объектах, но и знание о себе и своей психической деятельности. В сознательном состоянии мы никогда не теряем чувства собственного Я. Поэтому сознание необходимо предполагает и включает [87] самосознание, отображение человеком самого себя и своего отношения к объекту.

Уже в этом проявляется активность Сознания, поскольку оно представляет собой целенаправленное, контролируемое и управляемое личностью отражение действительности. Сознание обязательно включает эмоционально-волевые характеристики, выражающие его ценностные структуры и его устремленность в будущее. Ценностные структуры, формирующиеся под влиянием социальной среды, определяют наши оценки явлений действительности и соответственно выбор желаемого будущего.

Цели и планы человека - это идеальные модели желаемого будущего. Приступая к практической деятельности, человек мысленно «проигрывает» различные варианты действий, которые могли бы привести к цели, он постоянно упреждает в своих мыслях результаты деятельности. Сознание - высшая форма опережающего отражения действительности.

Эта особенность сознания человека отчетливо проявляется в научном предвидении. Глубокие знания объективных законов действительности позволяют предсказывать неизвестные явления, предвидеть ход событий. Вспомним хотя бы предсказание Д. И. Менделеевым существования неизвестных еще химических элементов на основе открытого им периодического закона или предсказание П. Дираком существования позитрона. Ярчайшим свидетельством мощи человеческого разума служит предвидение К. Марксом и Ф. Энгельсом неизбежного торжества социализма над капитализмом, предвидение В. И. Лениным возможности победы социалистической революции первоначально в одной, отдельно взятой стране.

В отличие от домарксовского метафизического, созерцательного материализма диалектический материализм подчеркивает творческую природу сознания. «Сознание человека, - писал В. И. Ленин, - не только отражает объективный мир, но и творит его»[2]. Это положение дает важнейший ключ к пониманию единства познавательной и практически-преобразующей деятельности. Оно подчеркивает диалектическое единство отражения и творчества.

Наши идейные противники, буржуазные философы и ревизионисты, пытаются изобразить дело так, будто отражение исключает творчество. Однако это совершенно ложное представление. Отражение на уровне сознания носит активный, творческий характер, а творчество так или иначе связано с адекватным отражением действительности. Творчество ученого, создание им новой научной теории есть результат глубокого отражения объективных [88] законов материального мира. Разве мыслима творческая деятельность конструктора или архитектора, если она не опирается на объективные знания, на результаты верного отражения законов природы? Великие произведения искусства дают нам образцы глубокого проникновения в истинную сущность человеческих отношений, человеческих характеров, сложных социальных процессов. И в этом смысле они всегда носят отражательный характер.

Творить - это значит открывать новое и создавать новое. Но подлинный творческий продукт, имеющий социальную значимость, непременно «состоит» из элементов реальности. Даже самые причудливые фантазии всегда обнаруживают вполне реальные элементы в их необычных комбинациях.

Человек создает и такие продукты, которых нет в естественной природе (машины, технические сооружения, транспортные средства и т. п.), он придумывает новые конструкции, оригинальные приемы решения практических задач. Но все созданное в процессе творческой деятельности человека имеет в своей основе естественные явления, опирается на реальные возможности и тенденции объективного развития естественной природы или общественной жизни.

Творческий акт составляет необходимое звено диалектики взаимоперехода материального и идеального, то есть превращения субъективной реальности - идей, замыслов, планов - в объективную действительность, которая, в свою очередь, отражается в сознании людей, творчески преобразуется в нем и затем вновь обретает свое материальное воплощение.


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 165.

[2] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 194.


<< Назад | Содержание | Вперед >>