Рассмотрим теперь вопрос о том, какие причины обусловили переход от психики животных к человеческому сознанию. Научная постановка этого вопроса стала возможной во второй половине XIX века, после того как Ч. Дарвин (1809 - 1882), используя имевшиеся к тому времени научные данные, обосновал учение о происхождении человека. В своей теории Дарвин, как известно, отводил решающую роль биологическим факторам, в силу чего он не смог удовлетворительно ответить на вопрос о причинах появления человеческого сознания. Ответ на этот вопрос был впервые дан Ф. Энгельсом в его произведении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
Обширный археологический материал свидетельствует о том, что примитивные люди были объединены в группы, в которых они совместно жили, добывали пищу, а также изготовляли простейшие орудия труда. Это вместе с изменением физического строения организма (развитием руки, увеличением объема и усложнением структуры мозга) вело к развитию психики человека. «Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии - вообще по чему угодно, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс. - Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства - шаг, который обусловлен их телесной организацией»[1]. [83]
С развитием труда возникает принципиально новое отношение человека к действительности: объект становится предметом труда, то есть противопоставленным человеку предметом, так как для его изменения необходимо опосредствующее звено - орудие труда. Процесс труда требует предвосхищения событий, чему в полной мере не может удовлетворить предметно-чувственное отражение. Труд неизбежно требует мыслительного аппарата, с помощью которого можно было бы в идеальной форме представить желаемый результат, то есть поставить цель и найти средства ее достижения.
К. Маркс писал: «И если ясно, что производство доставляет потреблению предмет в его внешней форме, то столь же ясно, что потребление полагает предмет производства идеально, как внутренний образ, как потребность, как влечение и как цель»[2]. В процессе труда человек начинает в идеальной форме отображать способ действия одной вещи на другую, и, наконец, труд порождает потребность передавать другим людям эту цель и возможные средства к ее достижению (поскольку труд с самого начала носит общественный характер). Таким образом, трудовая деятельность - решающий фактор развития мышления, сознания и самосознания, выделения себя из среды, развития языка как средства общения и взаимопонимания.
В процессе трудовой деятельности и общения с другими людьми человек создает средства, позволяющие «отчуждать» психические образы, сохранять и передавать их содержание в форме, доступной для восприятия другими людьми (речь, письменность, произведения искусства и т. п.).
Человек всегда выступает в качестве элемента сложной общественной системы. Благодаря многосторонним связям с обществом у индивидов появляются специфически человеческие черты и качества. Итак, сознание является общественно-историческим продуктом, оно возникает вместе с человеческим обществом в процессе становления и развития трудовой деятельности и языка и формируется только в условиях социальной среды, постоянного общения индивидов между собой.
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М., 1966, с. 23.
[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 28.