Сознание - высшая форма психического отражения. Но отражение - это всегда свойство, функция определенного материального объекта. Поэтому и сознание рассматривается в марксистско-ленинской философии как особое свойство высокоорганизованных материальных образований, свойство человека как социального существа. В более узком и конкретном смысле сознание есть функция специального органа человека - головного мозга.
Развитие науки и практики убедительно показало, что именно головной мозг является органом психической деятельности человеческого индивида. Он представляет собой сложно организованную систему, реализующую и постоянно совершенствующую функции отражения. Головной мозг насчитывает примерно 12 миллиардов нервных клеток. Но сложность системы определяется не столько числом элементов, сколько числом связей между ними. В этом отношении [80] головной мозг демонстрирует поистине грандиозное, практически неисчислимое множество функциональных связей.
Сознание не существует вне деятельности головного мозга. Отрыв сознания от мозга неизбежно ведет к идеализму и дуализму. Сознание есть функция мозга, но явления сознания вместе с тем идеальны, то есть им не могут быть приписаны физические характеристики. Мысль не обладает массой, энергией, она не имеет пространственных свойств в том же смысле, в каком их имеет всякий физический объект.
Возникает вопрос: как связать мышление, идеальную мысль с материальными мозговыми процессами? Или, говоря словами И. П. Павлова, «каким образом материя мозга производит субъективное явление..?»[1].
Именно этот вопрос всегда находится в центре оживленных дискуссий философов и психологов.
Представители так называемого «научного материализма» (Г. Фейгл, Д. Армстронг, Дж. Старт, Р. Рорти и др.)[2] развивают так называемую теорию тождества духовных явлений с физическими состояниями мозга. Они, по словам Д. Армстронга, ставят своей задачей «показать, что нет философских причин для отрицания того факта, что духовные процессы являются чисто физическими процессами в центральной нервной системе»[3]. А отсюда, по его мнению, нет оснований отрицать возможность адекватного описания и объяснения человека в физических терминах и законах.
«Научные материалисты» критикуют идеалистические и дуалистические решения проблемы духовного и телесного. Однако вместе с тем они крайне упрощенно истолковывают явления сознания, сводя их к физическим, мозговым процессам. Они целиком игнорируют категорию идеального, а поэтому оставляют за бортом содержательно-ценностный аспект сознания и его творческую активность. В результате ими проводится сугубо натуралистическая трактовка сознания, отдающая дань вульгарному материализму.
Решение проблемы «сознание и мозг», отвечающее требованиям современной науки и общественной практики, возможно лишь с позиций марксистско-ленинской философии, диалектически связывающей идеальное с материальным, сознание как особую отражательную функцию с деятельностью мозга. Сознание представляет собой высший уровень развития информационной функции мозга. Информационная функция присуща всем живым системам; [81] она состоит в способности получать, хранить и перерабатывать информацию, имеющую значение для живой системы. В деятельности сознания информационная функция достигает особого совершенства, выражает способность глубокого и многостороннего отражения материального мира.
Явления сознания - наши чувственные образы, мысли, идеи - представляют собой информацию об объектах материального мира. Восприятие дерева есть субъективный образ внешнего предмета и, значит, определенная информация о нем. Информация необходимо воплощена в своем носителе, не существует вне его. Явления сознания, будучи для человека информацией об определенных объектах действительности, необходимо воплощены в мозговой нейродинамике. Например, когда человек переживает образ Луны, то в том же интервале времени в его головном мозгу существует определенная нейродинамическая система, ответственная за переживаемый им образ Луны, являющаяся материальным носителем информации об этом внешнем объекте. Образ Луны и его мозговой нейродинамический эквивалент суть явления одновременные и однопричинные. В противном случае следовало бы признать, что субъективный образ может существовать независимо от мозговой деятельности, а это неизбежно привело бы к идеалистическим или дуалистическим выводам.
Таким образом, связь между явлением сознания (субъективным образом) и мозговым процессом есть связь между информацией и ее носителем. Это особый тип связи, существенно отличающийся от обычной физической зависимости между явлениями. Он может быть назван кодовой связью, поскольку информация всегда воплощена в своем материальном носителе, а материальный носитель данной информации всегда является ее определенным кодом.
Мозговой нейродинамический носитель образа Луны сам по себе не является образом Луны. Это сложная мозговая динамическая система, представляющая собой связь множества возбужденных нервных клеток. Она выступает в качестве кода, существующего объективно, но переживаемого личностью именно в форме субъективного образа, в форме определенной информации о внешнем объекте.
Мы не знаем, что происходит в нашем мозгу, когда мы видим окружающие предметы, думаем о них или испытываем эстетическое наслаждение. Человек устроен так, что в его сознательных переживаниях ему дана информация как бы в «чистом» виде, поскольку ее мозговые носители им непосредственно не отображаются, никак не ощущаются (хотя они, конечно, необходимо существуют и определяют явления сознания). Эта способность иметь информацию как бы в «чистом» виде и возможность оперировать [82] ею есть то, что мы называем идеальным. Но идеальное существует только как свойство материального. Субъективный образ существует в качестве информации и лишь будучи воплощенным в своем мозговом нейродинамическом носителе.
В последние десятилетия достигнуты значительные успехи и исследовании функций головного мозга. Среди них нужно отметить открытие мозговых структур, раздражение которых вызывает определенные эмоциональные состояния. Хорошо изучены процессы кодирования в нервной системе простейших ощущений животных и человека. Эти успехи показывают, каким образом в процессе возникновения ощущений, говоря словами В. И. Ленина, энергия внешнего раздражения превращается в факт сознания.
Таким образом, новейшие достижения наук о мозге, изучение психики в связи с деятельностью головного мозга подтверждают важнейшие положения диалектического материализма о сознании как функции мозга, свойстве высокоорганизованной материи.
[1] Павлов И. П. Полн. собр. соч. М.-Л., 1951, т. 3, кн. 1, с. 247.
[2] «Научный материализм» - материалистическое направление в современной буржуазной философии, оформившееся в конце 50-х годов в США и в Австралии.
[3] Armstrong D. A Materialist Theory of the Mind. L., 1968, p. 2.