Сознание возникает на определенном этапе развития материи. Основные трудности проблемы возникновения сознания связаны с пониманием того, как из материи неощущающей возникает материя ощущающая, мыслящая. В «Материализме и эмпириокритицизме» [78] В. И. Ленин в полемике с махистами высказал идею, что «вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения...»[1].
Отражение в неживой природе - только предпосылка возникновения сознания. Отражение в его простейшем виде есть особая функция взаимодействующих материальных тел, каждое из которых представляет собой некоторую систему, обладающую элементами и структурой. Отражение есть способность материальных объектов (систем) воспроизводить в изменениях своих свойств, состояний, структуры особенности воздействующих объектов. Воздействующий объект как бы «запечатлевается», оставляет «след» на более или менее длительный срок в другом объекте. Таким образом, отражение предполагает взаимодействие. Возникающие в результате взаимодействия изменения в структуре отображающего тела зависят от его особенностей и адекватны структуре отображаемого объекта. Структурное соответствие как раз и выражает сущность отражения, присущую всем его формам, в том числе и сознанию человека.
Историческое развитие форм отражения неотделимо от общего прогресса в организации материи. Чем выше организована материальная система, тем выше развита и ее способность отражения. В неорганической природе отражение проявляется в совокупности физико-химических изменений, адекватных внешним для воспринимающей системы воздействиям.
Движущаяся материя на определенном этапе своего развития порождает жизнь. В результате перехода к биологической форме движения материи возникает новая форма отражения - раздражимость, активная реакция, организма на внешние воздействия и условия окружающей среды. Растение активно реагирует лишь на факторы среды, которые имеют для него непосредственное биологическое значение (например, движение головки подсолнуха вслед за солнцем).
С появлением животных возникает поведенческая деятельность. Постоянное перемещение животного в пространстве в поисках пищи требует более тонкого приспособления к среде, что обусловливает возникновение и развитие психического отражения. В отличие от раздражимости психическое отражение предполагает появление ощущений.
Критикуя взгляды Э. Маха на ощущения как первично данное, В. И. Ленин подчеркивал, что ощущение есть простейшая форма психического отражения, это субъективный образ объективного мира. Ощущение - это не сам по себе физиологический процесс, протекающий в субстрате живой системы, а его «внутренняя сторона», [79] представляющая результат отражения, информацию о внешнем объекте.
Простейшие животные целесообразно реагируют на раздражитель, приближаясь или удаляясь от него. На более высокой ступени развития животное, воспринимая сигналы, способно осуществлять серию сложных действий. Это инстинктивное поведение - цепь связанных между собой безусловных рефлексов, присущих представителям данного вида животных. Особое значение для понимания поведения животных имеют закономерности условно-рефлекторной деятельности, открытые советским физиологом И. П. Павловым (1849 - 1936). На базе условно-рефлекторной деятельности у животных развивается способность восприятия, посредством которого отражаются уже не отдельные свойства, а их комплексы, целостность предметов. Высшую форму отражения на уровне животных составляет восприятие сравнительно сложных отношений между предметами внешнего мира, что свидетельствует о появлении у них элементарного мышления. Например, обезьяна может достать плод, воспользовавшись палкой, подставкой и т. п. Интеллект высокоорганизованных животных - важная предпосылка человеческого мышления.
Таким образом, можно выделить следующие формы отражения: элементарное отражение, присущее всем материальным объектам; раздражимость как свойство живых систем; психическое отражение, отчетливо связанное в своем развитии с усложнением нервной системы, головного мозга. Высшей формой отражения является сознание человека.
[1] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 91.