Анализируя понятие материи, мы так или иначе касались и сознания, его связи с материей. Данная же глава специально предназначается для выявления сущности сознания, закономерностей его возникновения, функционирования и соответственно соотношения с материей.

В истории мировой философии существуют две исторически сложившиеся и прямо противоположные друг другу концепции сознания - материалистическая и идеалистическая. Материалисты считают сознание естественным свойством материи, появившимся на определенной ступени ее развития. Идеалисты, напротив, продолжая традиции, идущие от религиозно-мифологического миропонимания, утверждают, что сознание (дух, мышление, психическое) есть особая, чуждая материи духовная субстанция.

Представители объективного идеализма (Платон, Фома Аквинский, Гегель и др.) трактуют сознание, дух как вечное первоначало, которое лежит в основе всего существующего. Эта исходная предпосылка объективного идеализма фактически снимает вопрос о происхождении и сущности сознания.

Представители субъективного идеализма (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, Р. Авенариус и др.), в отличие от объективных идеалистов, отрицают существование какой-либо реальности вне сознания субъекта или рассматривают ее как нечто полностью определяемое его активностью. Вещи, по Беркли, будучи комбинациями идей, ощущений, не существуют вне сознания, вне восприятия. Последовательное развитие такой точки зрения приводит к солипсизму (от лат. solus - единственный; ipse - сам), то есть к выводу о том, что реален только мыслящий субъект, а все остальное существует лишь в сознании индивида. Стремясь избежать солипсизма, многие субъективные идеалисты допускают логическую непоследовательность и переходят на позиции объективного идеализма. Так, Беркли признавал существование бога, который якобы и определяет в конечном итоге все наши ощущения. Позиция субъективного идеализма абсолютизирует ощущения человека, отрывает [77] чувственные образы от их материального источника и тем самым вступает в непримиримое противоречие с наукой и общественной практикой.

Особое место в истории философии занимает дуалистический подход к проблеме сознания, классическим представителем которого был Р. Декарт. Дуализм признает существование двух субстанций - материальной и духовной. Рассматривая душу и тело как не зависящие друг от друга начала, дуалисты заходят в тупик при попытках объяснения взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме.

Нидерландский философ XVII века Б. Спиноза подверг критике декартовский дуализм, показав всю его несостоятельность. Он развил оригинальное материалистическое и атеистическое учение о мире, исходя из признания единого материального начала - материальной субстанции как основы всего существующего, считая мышление неотъемлемым свойством субстанции. Однако, развивая материалистическое учение о сознании, Спиноза опирался на традиции пантеизма; в его философской системе понятие «бог» отождествлено с понятием «природа». Он считал, что в принципе одушевлены все вещи, хотя и в различной степени.

Упрощенно трактовали сознание вульгарные материалисты (в частности, немецкие философы XIX в. Бюхнер, Фохт и Молешотт). Согласно их взглядам, сознание есть сутубо материальный процесс: мозг выделяет мысль, как печень желчь. Игнорируя социальную природу сознания, они утверждали, что содержание сознания определяется прежде всего химическим составом продуктов питания индивидов.

Домарксовские материалисты, несмотря на большие заслуги в разработке проблемы сознания, так и не смогли найти верный подход к ее решению, к определению качественной специфики человеческого сознания. Общим недостатком всего домарксовского материализма в трактовке сознания было то, что он не видел социальной природы сознания; из-за присущей ему созерцательности он не мог правильно объяснить принцип творческой активности сознания, выявить его связь с практикой. Эти недостатки в понимании сознания были преодолены диалектическим материализмом.


<< Назад | Содержание | Вперед >>