Основным вопросом философии, как отмечалось, является вопрос о соотношении материи и сознания. Поэтому изложение основ диалектического и исторического материализма мы должны начать с выяснения того, что собой представляет материя и как она связана с сознанием.
В материалистических учениях материя определяется как субстанция, основа всех вещей и явлений в мире. Этот взгляд противостоит идеалистическому миропониманию, принимающему в качестве первоосновы всего существующего то или иное духовное начало - божественную волю, абсолютный дух, оторванное от мозга и обожествленное человеческое сознание и т. п.
В домарксистском материализме субстанция трактовалась обычно как «первоматерия», сводилась к определенным первичным и бесструктурным элементам. Еще философы древности стремились найти так называемые первоначала всех вещей, простейшие «кирпичики» мироздания. Так, последователи учения червака (Древняя Индия), признавая единственной реальностью материю, первоначалами объявляли землю, воду, огонь и воздух. В материалистических учениях милетской школы (Древняя Греция) субстанцией считались отдельные конкретные формы вещества: вода (Фалес), воздух (Анаксимен); в философии Анаксимандра субстанцией считалась некоторая бесконечная, неопределенная материя - апейрон. Гераклит первоосновой всего сущего считал огонь. Основоположники атомистики древнегреческие философы Левкипп и Демокрит признавали два первоначала: атомы и пустоту. Они утверждали, что все многообразие мира зависит от соединения и разъединения атомов - мельчайших неделимых частиц материи.
Древние материалисты не видели различия между материей и конкретными материальными объектами. Такой подход был в основном традиционным для философов-материалистов и в последующие эпохи. Даже в XX веке философы и естествоиспытатели, не приемлющие принципов материалистической диалектики, по-прежнему [55] пытаются ставить знак равенства между материей и веществом (или даже между материей и одним из свойств вещества - массой). На рубеже XIX - XX веков в условиях революции в естествознании это привело некоторых естествоиспытателей к выводу об «исчезновении материи». В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» убедительно показал причины этого ложного метафизического вывода.
Правда, в метафизическом (механистическом) материализме Нового времени в основе понимания материи чаще всего лежало не понятие первичного материального начала, а понятие основных, первичных, неизмененных свойств, общих для всех материальных предметов. В эту же эпоху в материалистической философии возникает и иная тенденция в понимании материи. Так, для Дж. Бруно (1548-1600) и Б. Спинозы материя представляет собой весь материальный мир в целом. В противоположность идеализму и дуализму, Спиноза считал, что реально существует лишь природа, являющаяся причиной самой себя. Этот принципиально новый взгляд на мир имел особенно важное значение для развития философского понимания материи.
Начиная с XVIII века в материалистических учениях (прежде всего в трудах Д. Дидро и П. Гольбаха) формируются общетеоретические, философские предпосылки современного научного понимания материи. Так, у Гольбаха категория материи уже не отождествлялась с конкретными физическими и вообще определенными свойствами материальных объектов. Для него все, что действует на наши органы чувств, есть материя. «...Материя, - писал он, - вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства...»[1] Значительный вклад в развитие философских представлений о материи внес Л. Фейербах. Он подчеркивал объективность материи, ее существование «вне нас», независимо от мышления. Философское учение о материальном единстве мира решительно отстаивали русские революционные демократы 40-60-х годов XIX века В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и др.
Однако домарксовский материализм не мог разработать последовательное учение о материи. Только основоположники диалектического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс впервые смогли научно поставить и решить вопрос о материи как философской категории, выражающей понятие единства (цельности) мира, того общего, что присуще всем без исключения материальным объектам. Они подчеркивали всеобщность и неисчерпаемость материи, качественное многообразие ее форм, ее прерывность (дискретность) и непрерывность, то, что материю нельзя свести [56] к какому-то одному ее виду, например, к веществу, как это делали многие их предшественники. Диалектико-материалистическое понимание материи основоположники марксизма активно использовали в борьбе против идеализма, метафизического материализма и религии.
В. И. Ленин, обобщая достижения естествознания конца XIX - начала XX века, развил дальше марксистское учение о материи. В «Материализме и эмпириокритицизме» он впервые дал развернутое диалектическое определение материи, которое стало одним из фундаментальных положений марксистско-ленинской философии. «Материя, - писал он, - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»[2].
Рассмотрим основные признаки материи, о которых идет речь в ленинском определении.
1. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от наших ощущений (то есть вне нашего сознания), независимо от нас. Такое понимание материи отграничивает научный, материалистический взгляд на нее от точки зрения объективных идеалистов. Отсюда понятна также абсурдность суждений субъективных идеалистов о том, что материя - это, мол, комплекс наших ощущений, логическое построение и т. п. Ленинское определение материи направлено и против дуалистической трактовки соотношения души и тела как двух параллельных, не связанных друг с другом «субстанций». Лишены смысла попытки современных теологов совместить понятие материи с религией. Если в XVIII веке епископ Беркли, утверждая, что «материя - ничто», призывал изгнать само понятие материи из науки, так как из него вырастают материализм и атеизм, то в наши дни некоторые богословы любят подчеркивать единство духа и материи. Но в чем суть этого единства? Для диалектического материализма дух, сознание - продукт высокоорганизованной материи, мозга, высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Богословы же, напротив, считают, что «дух проявляется в материи», а следовательно, составляет основу (сущность) материи. Приспосабливаясь к духу времени, современные теологи пытаются в какой-то мере подновить религию, что нередко ведет к сближению их взглядов с воззрениями объективных идеалистов.
2. Объективная реальность дана человеку в его ощущениях. Однако они обусловливаются не только его собственной познавательной способностью, как утверждает субъективный идеализм, [57] и не каким-то вымышленным сверхиндивидуальным духовным началом, мировым разумом и т. п., как считает объективный идеализм, а реальным, объективно существующим материальным миром. Независимо от того, воспринимаем ли мы материальные явления непосредственно - с помощью органов чувств или опосредствованно - с помощью дополнительного промежуточного звена (например, приборов), материальная реальность всегда дана человеку в его ощущениях. Ощущение - это результат воздействия материального мира на наши органы чувств. Материя первична, а ощущение (и сознание вообще) вторично, производно. Ленинское определение материи органически связано с научным, диалектикоматериалистическим решением основного вопроса философии, с признанием первичности материи и вторичности мышления, сознания.
3. Материя копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Ощущение и сознание вообще - результат воздействия материального мира на наши органы чувств, показания которых проверяются на практике. Поэтому нет основания сомневаться в познаваемости мира. Следовательно, ленинское определение материи тесно связано также и с решением второй стрроны основного вопроса философии, подчеркивает познаваемость мира и его законов.
Ленинское определение материи охватывает собой как все известные ее состояния, так и те состояния, которые будут открыты в процессе дальнейшего углубления, развития научного познания. С какими бы удивительными видами и формами материи мы ни столкнулись в будущем, она всегда будет объективной реальностью, существующей вне и независимо от человеческого сознания. Конкретные же знания о материи, имеющие относительный характер, конечно, обязательно будут обогащаться новыми данными, углубляться и изменяться.
Непонимание различия между философским понятием материи и естественнонаучными представлениями о ее строении и свойствах может привести к грубым ошибкам. Так, большинство естествоиспытателей прошлого века, стоявших на позициях стихийного материализма, считали свои знания о конкретных свойствах материи и ее строении достаточными для понимания того, что представляет собой материя вообще. Однако в условиях кризиса в физике такая точка зрения оказалась опасной иллюзией.
В конце XIX - начале XX века одно за другим были сделаны выдающиеся открытия в области физики. В 1895 году В. К. Рентген (1845 - 1923) открыл неведомые ранее лучи, названные впоследствии его именем. В 1896 году А. А. Беккерель (1832 - 1908) открыл явление радиоактивности. А еще через год Дж. Дж. Томсон (1856 - 1940) открыл электрон. В 1900 году М. Планк (1858 - 1947) [58] выдвинул теорию квантов. В 1905 году была опубликована знаменитая, статья А. Эйнштейна (1879 - 1955) «К электродинамике движущихся тел», в которой излагалась специальная теория относительности. Эти открытия положили начало современному этапу развития физики, характеризующемуся прежде всего изучением явлений микромира, то есть проникновением науки в глубины материи.
Это была настоящая революция в науке, которая разрушила многие исходные представления физиков прошлого века. Они ошибочно считали,- например, что атом - это предел делимости материи, что материя представляет собой нечто непроницаемое. Оказалось, что это не так: был открыт электрон и было доказано, что радиоактивное излучение «пронизывает» материальные предметы. Теория квантов М. Планка ломала старую концепцию непрерывного излучения электромагнитных волн. Наконец, теория А. Эйнштейна заставляла коренным образом изменять устоявшиеся взгляды на пространство и время. Это был, по словам А. Пуанкаре, «всеобщий разгром принципов»[3], всех представлений о мире, всех основ классической физики. Большинство физиков восприняли этот переход на новую ступень познания мира как катастрофу, крушение науки.
Вместо правильного вывода о том, что прежние знания о свойствах и строении материи были просто ограничены, что наука перешла на новую, более высокую ступень познания, многие ученые стали всерьез рассуждать об «исчезновении» материи, что в конечном счете вело к идеализму и агностицизму. «Суть кризиса современной физики, - писал В. И. Ленин, - состоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т. е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом»[4].
Проанализировав с позиций диалектики новые открытия в физике, В. И. Ленин не только защитил материализм от нападок идеалистической философии, пытавшейся вытеснить его из естествознания, но и развил все стороны материалистического учения дальше. Ленин смотрел далеко вперед. Он уже тогда писал, что электрон так же неисчерпаем, как и атом.
Главной причиной кризиса в физике, указывал В. И. Ленин, было незнание физиками диалектики. Дело в том, что господствовавшие тогда в среде естествоиспытателей метафизические взгляды на мир пришли в явное противоречие с фактами. При помощи старых понятий уже нельзя было объяснить новые открытия. Отсюда появилось сомнение не только в реальности обнаруженных [59] объектов и процессов (например, в реальности электрона и изменения его массы), но и в реальности существования самой материи.
Кризис в физике был вызван также некоторыми частными причинами. Первой из них была математизация физики. Математика - сильнейшее оружие науки. Но применение математических расчетов в физике вызывало подчас впечатление, что эта наука как бы «оторвалась» от конкретных явлений, «ушла» от них в область сплошных абстракций. Причем сами абстракции при этом рассматривались как сфера «чистой» мысли. Второй такрй причиной, породившей «физический» идеализм, было ошибочное истолкование принципа относительности. Во-первых, новые открытия, о которых шла речь, привели к выводу об относительности прежних физических знаний, в том числе истин, считавшихся ранее совершенно незыблемыми. Во-вторых, существующая релятивность (относительность) материальных процессов связывалась в умах естествоиспытателей с обязательным введением наблюдателя. Иначе говоря, считалось, что определенные процессы относительны только тогда, когда есть исследователь, наблюдающий эти процессы, то есть относительны по отношению к нейу. Этот взгляд вел к субъективному идеализму, с точки зрения которого реальный процесс полностью зависит от наблюдающего субъекта.
Была также еще одна причина. Кризис в физике разразился на рубеже XIX-XX столетий, когда капитализм перерос в свою высшую, монополистическую стадию, когда господствующей идеологией, оказывающей постоянное давление на умы ученых, становится опирающаяся на идеализм и религию идеология империалистической- буржуазии. Находясь под ее влиянием, некоторые естествоиспытатели стали враждебно относиться к материализму, стремились сопровождать свои научные исследования идеалистическими выводами.
Полное преодоление этого кризиса возможно было лишь на основе диалектического материализма, овладения им представителями естествознания. «Материалистический основной дух физики, как и всего современного естествознания, - писал В. И. Ленин, - победит все и всяческие кризисы, но только с непременной заменой материализма метафизического материализмом диалектическим»[5]. [60]
[1] Гольбах П. Избр. произв. В 2-х т., т. 1, с. 84.
[2] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 131.
[3] См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 267.
[4] Там же, с. 272-273.
[5] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 324.