Будучи творческой наукой, марксистская философия не стоит на месте, а постоянно развивается, совершенствуется. Всякий новый значительный шаг в развитии науки и общественной практики неизбежно сказывается на философии, вызывает изменение (обогащение, уточнение, дополнение) отдельных ее принципов, положений. После смерти Маркса и Энгельса огромный всесторонний вклад в развитие диалектического и исторического материализма внес Владимир Ильич Ленин.
Ленин всесторонне разработал марксистское учение о материи и сознании, обосновал определяющую роль практики в процессе [49] познания и на этой основе раскрыл активный, творческий характер сознания, уделив особое внимание проблеме отражения в теории познания. Он определил основные ступени развития познания, его диалектический путь движения к истине. Разрабатывая вопросы диалектики, Ленин исследовал сущность диалектической концепции развития, понимаемого как повторение пройденных ступеней на более высокой основе, как скачкообразное, революционное изменение действительности, обусловливаемое внутренними противоречиями, столкновением противоположных сил и тенденций.
Осмысливая диалектику Гегеля и ее развитие Марксом в «Капитале», Ленин сформулировал принцип тождества диалектики, логики и теории познания. Исследуя в свете этого принципа всеобщие стороны и связи действительности, всеобщие диалектические законы, он показал, что философские категории являются не только формами отражения сторон и связей действительности, но и ступеньками, узловыми пунктами развития общественного познания и практики, а законы диалектики представляют собой не только всеобщие законы действительности, но и законы мышления - методологические принципы, призванные ориентировать людей в их практической и познавательной деятельности.
Таким образом, Ленин вслед за Марксом и Энгельсом разрабатывал диалектический материализм не только как мировоззрение, но и как теорию познания, метод мыслительной деятельности и практического преобразования действительности.
Исключительно большое внимание уделял Ленин теоретической разработке проблем исторического материализма. Он дал всесторонний анализ взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания, материальных и идеологических отношений, объективного и субъективного, стихийного и сознательного. Подчеркивая определяющее значение материальных условий жизни людей, объективных обстоятельств, Ленин показал огромную роль правильной революционной теории в освободительном движении, ее значение для пролетарской партии рабочего класса, для революционно-преобразующей деятельности широких народных масс.
Показывая решающее значение марксистских идей для подчинения стихийного движения угнетенных масс единой цели революционного изменения существующего строя, Ленин выдвинул в качестве важнейшей задачи пролетарской партии разработку социалистической идеологии и внесения ее в сознание пролетариата, всех трудящихся.
Ленин, исследуя особенности империалистической стадии капитализма, доказал, что она представляет собой канун социалистической революции. На основе открытого им закона усиления неравномерности экономического и политического развития капиталистических [50] стран в условиях империализма Ленин сделал вывод о возможности победы социалистической революции первоначально в нескольких или даже в одной, отдельно взятой стране.
Ленин дальше разработал марксистское учение о буржуазнодемократической революции и ее перерастании в социалистическую революцию, обогатил его новыми важными выводами. Он доказал, что гегемоном в буржуазно-демократической революции, осуществляющейся в период, когда капитализм вступил в свою последнюю, империалистическую стадию, должна быть не буржуазия, а пролетариат, основным союзником которого выступает крестьянство, что в результате победы этой революции должна установиться не диктатура буржуазии, а диктатура революционного народа - рабочих и крестьян. С установлением революционно-демократической диктатуры рабочих и крестьян революция не завершается, а начинает перерастать в социалистическую революцию, в ходе которой пролетариат в союзе с беднейшим крестьянством, со всеми эксплуатируемыми осуществляет преобразование общественной жизни на социалистических началах. Ленин всесторонне разработал теорию социалистической революции, выдвинул идею необходимости соединения классовой борьбы пролетариата против буржуазии империалистических государств с национально-освободительной борьбой порабощенных народов за уничтожение национального гнета. Ему принадлежит также обоснование возможности некапиталистического пути развития, перехода отсталых стран к социализму, минуя капиталистическую стадию развития.
Большое место в ленинском теоретическом наследии занимает учение о диктатуре пролетариата как власти трудящихся. Развивая на основе опыта трех русских революций выдвинутую Марксом и Энгельсом идею диктатуры пролетариата, Ленин показал необходимость диктатуры рабочего класса в переходный период от капитализма к социализму, раскрыл ее сущность, особенности, задачи, механизм действия и пути дальнейшего развития. Величайшая заслуга Ленина - открытие им Советов как формы диктатуры пролетариата, родившейся в России в результате творчества революционных масс, и обоснование их роли в осуществлении Великой Октябрьской социалистической революции.
После победы Октябрьской революции внимание Ленина было направлено на теоретическую разработку проблем социалистического строительства и перспектив мирового революционного процесса. Ленин дал научное обоснование возможности построения социалистического общества в условиях капиталистического окружения, показал, что Советская Россия имеет все необходимое для построения социализма, разработал конкретные пути социалистического преобразования общественной жизни. [51]
Ленин научно обосновал гениальную идею о том, что успешное строительство социализма и коммунизма возможно только под руководством опирающейся в своей деятельности на трудящиеся массы и пользующейся их доверием марксистско-ленинской партии, которая на основе познания законов общественного развития определяет пути перестройки всей общественной жизни на новых, подлинно коллективистских началах.
В XX столетии философское осмысление мирового исторического процесса наиболее адекватную форму получило именно в ленинизме. Творчески применяя марксистскую диалектику к анализу новых исторических условий, теоретически обобщив мировую общественную практику и новейшие научные открытия, Ленин обогатил все составные части марксизма, открыл новый этап в его развитии. Ленинизм марксизм нашей эпохи, марксизм, развитый Лениным и его соратниками, развиваемый КПСС и другими марксистско-ленинскими партиями, учениками и последователями Ленина.
Идеи Ленина имеют всемирно-историческое значение. Они нашли свое реальное воплощение в процессе революционного преобразования мира, в практике социалистического строительства в СССР, других странах социализма, в развитии современного международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения. [52]