Создав диалектический и исторический материализм, Маркс и Энгельс совершили революционный переворот в философии. Разработанное ими учение коренным образом отличается от всей прежней философии.

Предшествующие марксизму материалистические учения были преимущественно механистическими. И это не случайно. Из всех естественных наук в XVIII веке наибольшее развитие получила механика. Химия, по выражению Энгельса, существовала еще в наивной форме: в ней господствовала теория флогистона; биология была еще в пеленках; функционирование организма объяснялось здесь чисто механическими причинами; через призму законов механики в этот период развития науки рассматривали и человека: последний представлялся в виде сложной машины[1]. Механика наложила свой отпечаток не только на другие науки, но и на философию. Философы-материалисты этого периода пытались объяснить мир на основе законов механики. Диалектический и исторический материализм свободен от механицизма. В объяснении явлений действительности он исходит из всего многообразия законов, считает, что законы механики позволяют понять лишь сущность механической формы движения материи. Что же касается других форм движения материи, то их сущность определяется не законами механики, а специфическими законами, характерными для каждой из них.

Предшествующий марксизму материализм был метафизическим. Он не способен был представить мир в виде процесса, в историческом развитии. Хотя материалисты этого периода и признавали движение, но его трактовка носила упрощенный характер. В противоположность этому диалектический и исторический материализм считает, что мир (материя) находится в постоянном движении (развитии), обусловленном борьбой противоположностей, противоположных тенденций, свойственных всем вещам и явлениям природного и социального порядка.

Домарксовский материализм был созерцательным: его представители считали, что мир можно познать независимо от практики, от целенаправленной, предметно-преобразующей деятельности людей. Основоположники диалектического материализма, напротив, решительно ввели в теорию познания практику, которая выступает здесь в качестве основы познания и критерия истины. Согласно диалектическому материализму, мир познается не путем созерцания происходящих явлений, а в ходе и в результате [47] активной деятельности людей, направленной на изменение тех или иных сторон действительности, в процессе практического воздействия на нее.

Многие домарксовские философы считали, что их системы выражают абсолютную, окончательную истину. Такую точку зрения развивал, например, Гегель, объявивший свою философскую систему абсолютной истиной. В отличие от подобных воззрений марксизм считает, что его философское учение не является истиной в последней инстанции, что оно неизбежно будет изменяться, уточняться, обогащаться в ходе развития науки и общественной практики. Диалектический и исторический материализм имеет творческий характер.

Предшествующий материализм не был последовательным, завершенным. Его представители исходили из материалистических принципов лишь в объяснении явлений природы. Когда же заходила речь о явлениях общественной жизни, они изменяли своим исходным принципам, считая, что в обществе определяющим выступает духовное начало, сознание. В объяснении социальных явлений они были идеалистами, исходили из идеальных мотивов, побуждающих людей к деятельности, и не раскрывали действительных причин, обусловливающих эти мотивы.

Создатели диалектического и исторического материализма не остановились на идеальных побудительных силах, а пошли дальше и открыли истинные причины идеальных побудительных сил людей, увидев их в материальной деятельности самих людей. Они открыли тот простейший, но скрытый под идеологическими наслоениями факт, что «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они Поэтому должны быть объяснены, - а не наоборот, как это девалось до сих пор»[2]. Маркс и Энгельс последовательно распространили материализм на общество и историю, доказав, что в развитии общества определяющими факторами являются не духовная деятельность, не сознание, не идеи, а материальные условия жизни людей, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения.

Выявив определяющую роль материального производства в жизни людей, Маркс и Энгельс, естественно, пришли к выводу [48] о решающей роли производителей материальных благ - народных масс - в общественном развитии и к пониманию классовой борьбы как движущей силы исторического развития.

Домарксовские материалисты, выдвигая в качестве определяющего фактора развития общества ту или иную сторону сознания и объясняя на ее основе сущность общественной жизни, не могли заметить повторяемости и правильности в общественных явлениях разных стран, отличить в сложной сети социальных явлений важные и неважные явления. Они не способны были раскрыть действительные законы исторического процесса. А без этого не могло быть подлинной науки об обществе. Выделение Марксом и Энгельсом производственных отношений в качестве определяющих все другие общественные отношения дало возможность обнаружить повторяемость в жизни различных народов и обобщить общественные порядки разных стран в одно основное понятие общественно-экономической формации. Последняя характеризуется производственными отношениями, возникающими на основе определенного уровня развития производительных сил, соответствующими им политической и правовой надстройкой, формами общественного сознания, семьей, бытом и т. д. Данное обобщение дало возможность перейти от простого описания общественных явлений с точки зрения идей того или иного автора к их строго научному анализу, открытию обусловливающих их законов.

С возникновением марксизма коренным образом изменилась основная задача философии. Домарксовские философы главным считали объяснение мира, его познание, диалектический и исторический материализм же своей задачей считает не только объяснение действительности, но и ее изменение, преобразование. Это придает марксистской философии революционный, действенный характер. Она выступает не только в качестве метода познания действительности, но и метода ее революционного преобразования.


[1] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 286.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 350- 351.


<< Назад | Содержание | Вперед >>