Диалектический и исторический материализм разработали два гениальных теоретика и великих пролетарских революционера - Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в городе Трире в семье адвоката. Учился в Трирской гимназии, затем на юридическом факультете Боннского (1835 - 1836 гг.) и Берлинского (1836 - 1841 гг.) университетов, где изучал главным образом философию и историю. Написал диссертацию на тему «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». В диссертации Маркс еще в основном стоит на гегелевской идеалистической точке зрения. В Берлине он примкнул к младогегельянцам, [43] которые составляли левое крыло гегелевской школы и стремились делать из философии Гегеля атеистические ж революционные выводы.
Получив диплом доктора философии, Маркс готовился стать профессором философии и заняться преподаванием в университете. Но из-за реакционной политики прусского правительства, которое не терпело свободомыслия и закрыло доступ в университет прогрессивно мыслящим преподавателям, мечтам Маркса не суждено было сбыться.
В это время Маркс был приглашен в «Рейнскую газету», где он сначала стал одним из главных сотрудников, а затем ее редактором. Под руководством Маркса «Рейнская газета» приняла революционно-демократическую направленность. Она живо откликалась на все значительные события, происходящие в стране, и использовала их для разоблачения реакционного режима Фридриха-Вильгельма IV. Многие статьи, опубликованные в газете, были написаны Марксом и носили явно революционный характер.
Работая в «Рейнской газете», Маркс наблюдал ожесточенную борьбу трудящихся с господствующими классами. Стремясь теоретически осмыслить эту борьбу, он впервые усомнился в истинности гегелевской философии, на основе которой невозможно было объяснить многие противоречия реальной действительности.
После того как в марте 1843 года была запрещена «Рейнская газета», Маркс вынужден был уехать во Францию. Там, пересматривая свое отношение к Гегелю, в частности, подвергая критике его философию права, он обнаружил ложность исходных принципов гегелевской философии и идеализма вообще. Все это привело к тому, что Маркс порывает с идеализмом и начинает разрабатывать свое учение на материалистической основе. Уже в статьях, опубликованных в издаваемом им совместно с младогегельянцем А. Руге в Париже журнале «Немецко-французский ежегодник» (журнал вышел в свет только один раз в феврале 1844 г., а затем прекратил свое существование из-за трудности распространения в Германии и из-за разногласий Маркса с Руге), Маркс выступает как революционер, провозглашающий беспощадную критику всего существующего, апеллирующий к массам и к пролетариату[1]. Его решительный переход к диалектическому материализму четко выразился в последующих работах, написанных совместно с Энгельсом, который прошел примерно такой же путь в развитии своего мировоззрения, какой характерен был и для Маркса.
Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 года в городе Бармене в семье фабриканта. Учился в гимназии, но по семейным обстоятельствам не окончил ее. Начиная с 1838 года стал работать приказчиком [44] одного торгового дома. Работая, Энгельс настойчиво занимался самообразованием, изучал различные науки и философию. В то время в Германии господствующее положение занимала философия Гегеля. И Энгельс становится гегельянцем. Приехав в 1841 году в Берлин для отбывания воинской повинности, он знакомится там с младогегельянцами и присоединяется к ним. В 1842 году приезжает в Англию и работает служащим на предприятии, пайщиком которого был его отец. «Здесь, - пишет В. И. Ленин, - Энгельс не только сидел в фабричной конторе, - он ходил по грязным кварталам, где ютились рабочие, сам своими глазами видел их нищету и бедствия»[2]. Он изучал жизнь и положение рабочего класса, принимал участие в революционном движении английского пролетариата, участвовал в чартистском движении.
В результате всего этого происходят существенные изменения в мировоззрении молодого Энгельса. Он замечает, что гегелевская философия не отражает реального положения вещей, противоречит действительности, что решающими в конечном счете являются не духовные факторы, а материальные. Обобщая свои наблюдения, Энгельс шаг за шагом освобождается от идеализма и становится материалистом. Сам он об этом периоде своей жизни писал следующее: «Живя в Манчестере, я, что называется, носом натолкнулся на то, что экономические факты, которые до сих пор в исторических сочинениях не играют никакой роли или играют жалкую роль, представляют, по крайней мере для современного мира, решающую историческую силу; что они образуют основу, на которой возникают современные классовые противоположности...»[3]
В 1844 году Маркс и Энгельс встречаются в Париже, обмениваются мыслями и убеждаются, что у них одна и та же точка зрения. «Когда я, - пишет Энгельс, - летом 1844 г. посетил Маркса в Париже, выяснилось наше полное согласие во всех теоретических областях, и с того времени началась наша совместная работа»[4].
В 1845 году Маркс и Энгельс пишут первую совместную работу «Святое семейство», в которой подвергают критике гегелевский идеализм и воззрения младогегельянцев, сторонниками которых они некоторое время были сами. Младогегельянцы пренебрежительно относились к народу, в частности к пролетариату, называли его «некритической массой», инертной и косной, не способной к теоретическим действиям. Движущей силой истории они считали критически мыслящих личностей. Для разрешения действительных [45] противоречий, по их мнению, достаточно разрешить их в теории. Младогегельянцы подменяли реальное освобождение трудящихся от эксплуатации и нищеты мнимым освобождением - духовным.
Маркс и Энгельс решительно выступили против младогегельянцев, доказывая, что решающей силой в обществе являются народные массы, их материальная деятельность, что благодаря деятельности масс создаются все ценности, без которых общество не может ни существовать, ни развиваться. Что же касается деятельности критически мыслящих личностей, то она, согласно Марксу и Энгельсу, зависит от материальных отношений данного общества и сама по себе не способна преодолеть рамки старого строя. «Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу»[5]. В «Святом семействе» Маркс и Энгельс закладывают основы нового, революционного мировоззрения.
В 1845-1846 годы они пишут другую совместную работу - «Немецкая идеология», в которой развивают дальше основные положения диалектического материализма.
Марксистское учение как цельное мировоззрение пролетариата окончательно оформилось в написанном Марксом и Энгельсом «Манифесте Коммунистической партии», вышедшем в свет в феврале 1848 года. «В этом произведении, - писал Ленин, - с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества»[6].
После выхода в свет «Манифеста Коммунистической партии» Маркс и Энгельс продолжают развивать диалектический и исторический материализм в последующих своих работах, в таких, как «Капитал», «К критике политической экономии» (написанных Марксом), «Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (написанных Энгельсом) и др. [46]
[1] См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т, 26, с. 47-48.
[2] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 2, с. 8.
[3] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 220.
[4] Там же.
[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 132.
[6] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 26, с. 48.