К середине XIX века наука достигла такого уровня развития, когда появилась реальная возможность теоретического обоснования принципов материалистической диалектики, разработки диалектико-материалистического мировоззрения. Именно в этот период в естествознании происходит переход от описания и классификации изучаемых материальных образований к осмыслению происходящих в них процессов, от фиксации их свойств к выявлению закономерностей изменения последних. В этот период получили развитие такие науки, как физиология, эмбриология, геология и др. Был сделан целый ряд открытий, свидетельствовавших о диалектическом характере процессов природы. К ним относятся: открытие немецкими биологами Т. Шваном и М. Шлейденом клеточного строения животных и растительных организмов (1838-1839 гг.), обоснование немецкими учеными Р. Майером и Г. Гельмгольцем и английским физиком Дж. Джоулем закона сохранения и превращения энергии (1842-1847 гг.) и разработка Ч. Дарвином в середине XIX века эволюционной теории.

Закон сохранения и превращения энергии свидетельствовал о взаимосвязи и взаимопереходах различных форм движения материи. Открытие клетки указывало на единство органического мира и существование общих законов его развития. Эволюционная теория Дарвина показывала, что органический мир находится в состоянии изменения и развития, что существующие виды животных и растительных организмов - результат длительной эволюции.

Достижения естественных наук первой половины XIX века способствовали обоснованию важнейших принципов диалектики, разработке последовательно научного мировоззрения.

Диалектический и исторический материализм возник как прямое и непосредственное продолжение предшествующего этапа развития передовой философской мысли. Он является преемником и продолжателем прогрессивных идей, выдвинутых предшествующими мыслителями. Это означает, что наряду с социальными и естественнонаучными предпосылками возникновения философии марксизма существовали определенные теоретические предпосылки. Они связаны прежде всего с немецкой классической философией второй половины XVIII - первой половины XIX века, особенно с философскими взглядами Гегеля и Фейербаха (см. подробнее об этом в гл. II).

Гегель, сформулировав основные принципы диалектики, представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, [42] в виде беспрерывного движения, изменения, развития и сделал попытку раскрыть внутренний источник этого процесса. Но, будучи идеалистом, Гегель изобразил процесс развития в виде самодвижения понятия, абсолютной идеи. Обнаруживающееся в природе и истории диалектическое развитие у Гегеля в конечном счете представляет собой результат самодвижения духа. Нужно было устранить это идеалистическое толкование диалектики.

С критикой объективного идеализма Гегеля выступил Фейербах. Он показал, что природа, мир существуют независимо от сознания, что последнее представляет собой свойство природы, целиком и полностью зависит от нее, порождается ею. Фейербах восстановил в своих правах основные принципы материализма. Но, критикуя Гегеля, он не заметил рационального ядра гегелевской философии, его диалектики. Фейербах, писал Ф. Энгельс, не преодолел Гегеля, «а просто отбросил его в сторону как нечто негодное к употреблению...»[1].

Но то, что не смог сделать Фейербах, сделали основоположники диалектического и исторического материализма - К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на материалистические принципы, восстановленные Фейербахом, они подвергли всесторонней критике гегелевскую философию. И в ходе этой критики они выделили главное приобретение немецкой классической философии - диалектику, освободили ее от мистики, бесчисленных искусственных схем и конструкций и, развивая ее дальше на материалистической основе, создали диалектический и исторический материализм - последовательно научное мировоззрение и общий метод познания и преобразования действительности.


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 300.


<< Назад | Содержание | Вперед >>