Возникновение марксистской философии - диалектического и исторического материализма - необходимое следствие определенной стадии исторического развития общества, экономической жизни, политических отношений, науки и культуры.

Поскольку всякая философия партийна, выражает и теоретически обосновывает интересы соответствующих классов и социальных групп, то, естественно, возникает вопрос: чьи интересы выражает и защищает марксистская философия?

Марксистское учение связано с пролетариатом, выражает его интересы. Оно возникло как ответ на потребности этого класса в теоретическом осмыслении своего общественного положения, в определении своей исторической роли в социальном прогрессе, обосновании необходимости и правомерности борьбы с буржуазией.

Марксизм возник в середине XIX века. К этому времени капитализм на Западе уже достиг известной зрелости и стала очевидна его эксплуататорская сущность. Развившиеся производительные силы общества в этот период уже вступили в конфликт с капиталистическими производственными отношениями, которые стали тормозить дальнейшее развитие производства. Наглядным примером этого явились периодически повторяющиеся экономические кризисы. Они имели место в Англии (в 1825, 1836, 1847, 1866 гг.), Германии (в 1847, 1857, 1866 гг.), Франции (в 1847, 1857 гг.) и других странах. Происходит стремительное накопление материального богатства на одном полюсе и рост нищеты - на другом. Появляется армия безработных.

Противоречие между производительными силами и производственными отношениями капитализма проявилось в резко обострившейся классовой борьбе пролетариата с буржуазией. Выражаясь сначала в отдельных конфликтах, классовая борьба пролетариата затем приобретает все более и более организованный характер. Рабочие начинают осознавать не только непосредственные причины своего бедственного положения, но и свои классовые интересы и ведут борьбу уже не просто против отдельных предпринимателей, [40] а вообще против буржуазии как класса, против капитализма как общественного строя. 40-е годы XIX века были ознаменованы массовыми выступлениями рабочих против буржуазии. Таковы были восстания лионских ткачей во Франции (1831 и 1834 гг.), выдвинувших лозунг «Жить, работая, или умереть, сражаясь», силезское восстание ткачей в Германии, потопленное буржуазией в крови (1844 г.), чартистское движение в Англии за народную хартию, содержащую наряду с экономическими и политические требования, в частности, требование всеобщего избирательного права (30 - 40-е годы XIX в.).

С развитием классовой борьбы пролетариата против буржуазии возникла потребность в теоретическом обосновании необходимости коренного изменения существующего строя, в учении, которое указывало бы, как и в каком направлении осуществлять эти изменения, какие общественные отношения и учреждения должны заменить существующие. В ответ на эту историческую потребность и возник марксизм как учение, объединяющее пролетариат в его борьбе за социальную справедливость, как теория революционного преобразования действительности.

Потребность пролетариата в диалектическом, научном мировоззрении, объясняющем реальное положение вещей и необходимость его изменения, - важнейшая предпосылка возникновения марксистского учения. Но одного этого было, конечно, недостаточно для появления марксистской философии. Утопические социалистические учения, обосновывавшие необходимость создания нового, «идеального» общества, возникли тоже в ответ на потребность угнетенных масс в изменении условий жизни, однако они не только не способствовали правильному пониманию действительности и путей ее изменения, но подчас даже дезориентировали трудящихся в их борьбе с эксплуататорами. Социалисты-утописты создавали свои проекты будущего общественного устройства, не опираясь на знание законов истории. Они не понимали места и роли пролетариата в капиталистическом обществе и не видели путей преобразования последнего. Не случайно многие из них обращались с абстрактными призывами разумного переустройства общества чаще всего к представителям господствующих классов - к капиталистам, помещикам, монархам, расписывали преимущества воображаемого будущего устройства общества, заявляя при этом о готовности принять личное участие в практической реализации своих проектов. Осуществить свои утопические проекты, разумеется, социалисты не могли. Сами они часто подвергалйсь гонениям со стороны тех лиц, среди которых пытались найти поддержку.

В возникновении марксистского мировоззрения наряду с социально-экономическими факторами огромную роль сыграли величайшие достижения в развитии естествознания и философии. [41]


<< Назад | Содержание | Вперед >>