Фейербах восстановил материалистическую философию в ее правах, но фейербаховский материализм был созерцательным, метафизическим материализмом. Решительный шаг вперед в преодолении недостатков старого материализма осуществили русские революционные демократы 40-60-х годов XIX века.

В царской России в этот период назревала крестьянская революция против самодержавия и крепостничества. Главными идеологами этой готовящейся революции были В. Г. Белинский (1811 - 1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836-1861) и другие революционные демократы. Осознав необходимость коренного изменения общественного строя России, они решительно встали на сторону народа (простолюдинов) и последовательно обосновывали необходимость освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Философское учение революционных демократов опиралось, с одной стороны, на материалистические идеи своих предшественников, особенно Ломоносова, Радищева и декабристов, с другой - на передовые традиции западноевропейской мысли, прежде всего Гегеля и Фейербаха. Вместе с тем революционный демократизм активно использовал достижения естествознания.

В отличие от Фейербаха революционные демократы, критикуя Гегеля, не отбросили его диалектику, а пытались дать ей материалистическое истолкование, соединить ее с материализмом. Критикуя Гегеля, Герцен, например, очень высоко ценил его диалектику, раскрывавшую в общих чертах (правда, на идеалистйческой основе) законы развития природы, общества и мышления. Герцен резко критиковал Гегеля и его идеализм за отрыв от реальной действительности, от жизни. Гегель,по его словам, «приносит все временное, все сущее в жертву мысли и духу; идеализм, в котором он был воспитан, который он всосал с молоком, срывает его в односторонность... и он старается подавить духом, логикой природу; всякое частное произведение ее готов считать призраком...»[1]. Гегелевское «чистое бытие» - пропасть, в которой потонули все определения действительного бытия. Реальным существованием обладает, по Герцену, не чистое бытие, а материальные вещи, в своей совокупности составляющие природу; мышление является следствием развития природного и социального мира.

Материальное бытие в философии революционных демократов обладает бесчисленным множеством качеств и находится в постоянном движении и развитии. «Жизнь природы - беспрерывное развитие...»[2] - писал Герцен. Эту мысль применительно к обществу, [38] социальным явлениям настойчиво отстаивал Белинский: «Нет предела развитию человечества... никогда человечество не скажет себе: стой, довольно, больше идти некуда!»[3]

Источником развития, подчеркивали революционные демократы, служит борьба противоположностей, их взаимосвязь и взаимоотри-цание. «Все живое, - писал Герцен, - живо и истинно только, как целое, как внутреннее и внешнее, как всеобщее и единичное - сосуществующее. Жизнь связует эти моменты; жизнь - процесс их вечного перехода друг в друга»[4]. «...Живая истина, - выражая эту же самую мысль, писал Белинский, - состоит в единстве противоположностей»[5].

В своем учении о природе и обществе революционные демократы также решительно отстаивали другие основные положения и принципы диалектики, ее законы. Большое внимание уделяли они законам перехода количества в качество и отрицания отрицания. Чернышевский, например, убедительно показал всеобщий характер действия в природе и обществе закона отрицания отрицания, обусловливающего постоянную смену, «отвержение» одних форм другими и возвращение назад, повторение пройденного на более высокой основе.

Революционные демократы выступали против механицизма и метафизики, сделали определенный шаг вперед в деле соединения диалектики с материализмом, ее материалистического истолкования и обоснования. Они вели решительную борьбу против агностицизма, который отрицал возможность познания действительности. Чернышевский подчеркивал, что сама жизнь человека, вся его практическая деятельность опровергает агностицизм, доказывает, что мир познаваем, что наши органы чувств, мышление, сознание способны правильно отражать действительность.

Революционные демократы сделали большой шаг вперед в преодолении созерцательности предшествующих философских теорий. Они были последовательными противниками существующих несправедливых общественных отношений, доказывали необходимость коренного преобразования мира. По словам Ленина, Герцен понимал диалектику как «алгебру революции». Революционные демократы высказали ряд рациональных идей в трактовке общества и истории, рассматривали материальные условия жизни как важный фактор общественного развития. Однако они не смогли выявить законы исторического развития, оставались идеалистами в понимании общества. Вместе с тем их материализм был высшей формой развития домарксистской философии. Белинский, Герцен, Чернышевский вплотную подошли к диалектическому материализму. [39]


[1] Герцен А. И. Избр. филос. произв. В 2-х т. М., 1948, т. 1, с. 120.

[2] Там же, с. 127.

[3] Белинский В. Г. Избр. филос. соч. В 2-х т. М., 1948, т. 2, с. 146.

[4] Герцен А. И. Избр. филос. произв. В 2-х т., т. 1, с. 61.

[5] Белинский В. Г. Избр. филос. соч. В 2-х т., т. 1, с. 468.


<< Назад | Содержание | Вперед >>