4. Царь Федор Иванович (1584 - 1598) и правитель Борис Годунов. Убиение царевича Дмитрия. Иван Грозный умер в марте 1584 г. Своего старшего сына, царевича Ивана он убил (в 1581 г.) в припадке слепого гнева, и наследником престола стал второй его сын, Федор, слабый, болезненный, запуганный отцовским террором, находивший себе поддержку и утешение только в молитве и в постоянных хождениях и поездках в церкви и в монастыри на богомолье. Таким полумонахом, «избывающим мирской докуки», он остался и на царском престоле. Как всегда в подобных случаях, между приближенными к престолу началась борьба за власть и за влияние на слабого царя. После смерти (1586 г.) царского дяди по матери боярина Никиты Романовича (Захарьина) на первое место выдвигается царский шурин Борис Федорович Годунов - умный, способный, энергичный и честолюбивый боярин. Он происходил из второстепенного боярского рода, и потому представители старых княжеских и боярских фамилий относились к нему с недоброжелательством и с завистью, как к «выскочке». При Грозном он упрочил свое положение женитьбой на дочери любимого царского опричника Малюты Скуратова-Бельского, а потом царевич Федор женился на его сестре Ирине, и он стал таким образом близким к царской семье человеком. Преодолев сопротивление старой знати (во главе с князьями Шуйскими), Борис становится при царе Федоре правителем государства.

Внешняя политика государства при царе Федоре была успешна. После кратковременной войны со Швецией Россия возвратила южное побережье Финского залива, потерянное Грозным, и заключила со Швецией «вечный мир» (1595 г.). Нападение Крымского хана было успешно отражено. В Сибири с успехом продолжалось покорение и колонизация страны (были построены Тюмень, Тобольск (1589 г.) и ряд других городов, служивших опорными пунктами русской колонизации).

Важным фактом внутренней истории было учреждение в Москве патриаршества (1589 г). С согласия православных восточных патриархов московский митрополит Иов был возведен в сан патриарха Московского и всея Руси; этим Московская церковь была поставлена не только фактически, но и формально наравне с восточными церквами, как особый и независимый патриархат.

В царствование Федора последняя жена царя Ивана Мария (из фамилии Нагих) со своим малолетним сыном [159] Дмитрием (род. в 1582 г.) и со своими братьями была удалена из Москвы в небольшой город Углич (на Волге), который дан был «в удел» Дмитрию. Для надзора за Нагими в Угличе проживал царский дьяк Битяговский и с ним несколько царских приставов. 15 мая 1591 г. царевич Дмитрий был найден зарезанным на дворе углицкого дворца; на звон набатного колокола сбежалась большая толпа угличан; подозревая царского дьяка и приставов в убийстве царевича, разъяренная толпа перебила их всех. Из Москвы была прислана следственная комиссия под председательством боярина князя Василия Ивановича Шуйского; в своем докладе Шуйский представил заключение, что царевич не был убит, но нечаянно сам нанес себе смертельную рану, играя ножом «в тычку» с другими детьми. Тогда правительство строго наказало угличан за бунт и самоуправство, царицу Марью постригли в монахини, ее братьев отправили в ссылку. Однако народная молва не поверила версии о случайном самоубийстве царевича, и шепотом передавались обвинения, что царевич убит по наущению Бориса Годунова, который надеялся сам стать царем по смерти бездетного Федора.

В январе 1598 г. царь Федор умер, и с его смертью прекратилась династия Рюрика на московском престоле.


<< Назад | Содержание | Вперед >>