д) Областное управление. Литовско-русское государство носило характер федерации областей и земель, сохранявших свое особое областное устройство и объединенных лишь верховной властью господаря великого князя и его панов-рады. Собственно Литва (с примыкавшей к ней территорией Западной Белоруссии) разделялась (после Городельского привилея 1413 г.) на два воеводства - Виленское и Троцкое. - С юга и с востока к этой основной области примыкали несколько удельных княжеств Полесья, Чернигово-Северской земли и области верхней Оки, которые были «обособленными политическими мирками» (Любавский). Особо в административном отношении стояли [138] крупные земли «аннексы», присоединившиеся (добровольно или вынужденно) к великому княжеству Литовскому: Жмудская, Полоцкая, Витебская, Смоленская (до 1514 г.), Киевская, Волынская, Подляшье и Подолье. После того как при Витовте были упразднены крупные областные княжения, землями этими управляли назначаемые господарем наместники, однако эти земли отнюдь не сливались в административном отношении с территорией собственно Литвы. Земли-аннексы получали (в теч. XV и XVI вв.) от великих князей Литовских особые уставные земские грамоты или областные привилеи, которыми подтверждались права и привилегии местного населения (шляхты духовенства и мещан) и обеспечивалось областное самоуправление и территориальная неприкосновенность областей. Господарь обещает своим подданным «права их хрестьянского ни в чом не ломити»; в частности, он обещает не притеснять православную веру и не нарушать интересов православной церкви. «На первей, штож нам хрестьянства Греческого закону не рушити, налоги им на их веру не чинити, а в церковные земли и в воды не вступатися» (Привилей Смоленский). В некоторых земляx (Жмудской, Полоцкой и Витебской) великий князь мог назначать областных правителей только «по их воле»: «Так же нам господару давати воеводу нашего полочаном по их воли; а который будеть воевода наш нелюб им, ино нам воеводу им иного дати по их воли; а приехавши воеводе нашему к Полоцку первого дня крест целовати полочаном на том, чтож без исправы (вар.: без права) полочанина не карати ни в чом»...

Воеводы и другие назначенные господарем чиновники должны были суды судить на основании местного права и при участии представителей местного населения. Воеводе витебскому предписывается «судити по целованью» и «досмотрети права с князи и бояри и з мещаны». Привилей Волынской земле предписывает «а князя и пана и земянина старосте и наместником нашим одному их не судити, мает при собе посадити князей и панов и земян, тож мает его судити».

Подчиненных воеводам местных администраторов великий князь обещает назначать только из местной шляхты: «а городки и волости киевские кияном держати, а иному никому», «а тых волостей смоленских никому не держати, нижьли бояром смоленским же».

Органом областного самоуправления были областные сеймы, сменившие древние веча киевской эпохи. На этих [139] сеймах принимали участие местные землевладельцы и горожане («мещане»), последние в лице своих представителей; однако чем дальше, тем больше землевладельческая шляхта играет на областных сеймах преобладающую роль и превращает их в свои сословные органы, отделяясь от мещанства.

Помимо высших областных правителей, воевод, органами местной администрации были назначаемые господарем наместники-державцы, которые были, с одной стороны, органами хозяйственного и финансового управления в обширных господарских имениях, а с другой - судебными и административными органами для бояр-шляхты, для населения господарских имений и для мещан непривилегированных «мест» (городов).

В эпоху Ливонской войны и перед заключением Люблинской унии с Польшей местное управление в великом княжестве Литовском было перестроено по польскому образцу. Реформы 1564 - 1566 гг. ввели новое административное деление государства - на 13 воеводств, подразделявшихся на 31 повет[1]. Для управления новыми округами были созданы вновь должности 5 воевод и 11 каштелянов.

Воеводы были главными военными начальниками в своих округах и главными судьями по важным уголовным делам. Кроме них военными начальниками были каштеляны, а также маршалки и хоружие поветовые.

Судебную власть осуществляли особые «судовы старосты». - Воеводы, судовые старосты и державцы замковые (которые должны были выбирать себе в помощь «доброго шляхтича в том же повете оселого») составляли замковый, или гродский, суд для рассмотрения и наказания тяжелых уголовных преступлений (2-й Статут, разд. 4, арт. 21). В качестве гражданского трибунала для шляхты был в каждом повете учрежден земский суд из судьи, подсудка и писаря, назначаемых господарем из числа выбранных местной шляхтой кандидатов (ibid., арт. 1). - Для разбирательства «во всяких розницах (т. е. спорах) земельных и граничных за отосланием от суду земского» был учрежден в поветах особый подкоморский суд, с «подкоморим», которого назначал господарь (ibid., арт. 7). [140]

Все урядники земские назначались господарем «до живота своего», т. е. пожизненно, и могли быть лишены своих должностей не иначе, как по суду.


[1] Это были воеводства Виленское (4 повета), Троцкое (5 поветов), Новгородское (3 повета «Черной Руси»), Подляшское и Волынское (по 3 повета), Минское, Берестейское, Витебское, Киевское, Браславское (Подольское) - по 2 повета, Мстиславское, Жмудское, Полоцкое - по одному повету.


<< Назад | Содержание | Вперед >>