в) Великий вольный сейм. Зарождение «вальных», или общих, сеймов великого княжества Литовского относится к началу XV в. Первоначально сеймы были только как бы расширенными собраниями панов-рады и присутствовавшая на сеймах рядовая шляхта играла скорее роль и зрителей или свидетелей, чем действующих лиц. Подобные съезды аристократии и шляхты имели место в 1401 и 1413 гг., когда решался вопрос об унии с Польшей. На этих съездах кроме панов-рады присутствовала шляхта лишь собственно Литвы и Литовской Руси в тесном смысле этого слова (т. е. Подляшья и примыкающей к Литве, Западной Белоруссии). При Казимире на таких съездах является уже и шляхта из других - из русских - областей великого княжества, а в течение 1-й половины XVI в. сеймы превращаются из случайных съездов неопределенного состава в организованное государственное учреждение. [135] Первоначально шляхта приглашалась на съезд поголовно и приезжал тот, кто мог и хотел быть на сейме или кто имел какую-либо тяжбу в высшем суде господаря и панов-рады или иную какую-либо надобность до господаря. Однако ввиду неудобства и неопределенности такого способа шляхетского представительства великий князь Сигизмунд в 1512 г. предписал произвести выборы представителей («послов») от шляхты на сейм по 2 человека oт каждого административного округа (повета) и дать им полномочия («зуполную моц») для решения вопросов, подлежащих обсуждению сейма. С этого времени избрание шляхетских «послов» на сейм (уже не с совещательным только, но с решающим голосом) входит в обычай и окончательно устанавливается в сеймовой практике; рядовой шляхте не возбранялось и теперь присутствовать на сеймах лично, но - без права голоса. В середине XVI в. состав великого вального сейма устанавливался в следующем виде: паны-рада составляли как бы верхнюю палату, или первое «коло», сейма; «рыцарское» (т. е. шляхетское) «коло» составляли земские «послы», господарские урядники (старосты, державцы, тивуны, хоружие) и затем несколько князей и панов из высшей литовской аристократии, которые по-прежнему лично приглашались на сеймы, как «станы сойму належачие».

Предметами компетенции великого вального сейма были первоначально два вопроса: избрание господаря и заключение договоров об унии с Польшей. Продолжительная и напряженная борьба с Москвою и татарами оказала с конца XV века решительное влияние на расширение деятельности и компетенции великого вального сейма. При Сигизмунде (1506-1544) правительство, нуждаясь в военных силах и денежных средствах, стало часто созывать вальные сеймы для обложения земских имений податью на военные нужды, (так называемая «серебщина») и для установления размеров военной службы с этих имений. «Ухвала» (одобрение) сеймом военных «устав» и назначение «серебщины» из области практики перешли в право и в 1528-1529 гг. были признаны законом как нормальный порядок. Одновременно с этим великий вальный сейм начинает принимать прямое и непосредственное участие в законодательной деятельности. Когда правительство в 20-х гг. XVI в. подготовляло проект законодательного кодекса (1-го Литовского статута), «этот проект читался по статьям и подвергался обсуждению на великом Виленском сейме 1522 г. и до тех пор не вошел в законную силу, [136] пока не принят был окончательно во всех «артикулах» станами сейма» (Любавский).

При Сигизмунде-Августе на сеймах 40-50 гг. XVI в. шляхта предъявляет ряд новых требований о «размножении» своих прав и вольностей, точнее своих сословно-политических привилегий, и в этих видах требует соответственных «поправ» статута. Первоначально господская власть пытается отстаивать свои прерогативы, но в эпоху Ливонской войны она вынуждена идти на уступки. В 1563 г. были отменены вероисповедные ограничения, установленные Городельским привилеем 1413 г. в пользу католиков[1]. Привилей 1563 г. постановлял, что отныне могут пользоваться всеми вольностями «и справ земских уживати» «панове, шляхта и бояре ...всих земль наших, и вси иные стану (т. е. сословия) рыцерского шляхецкого, як Литовского так и Руского народу одно бы были веры крестьянское».

Административные и судебные реформы 1563-1565 гг. и второй статут 1566 г. идут навстречу домогательствам шляхты и создают из великого княжества Литовского шляхетскую республику по польскому образцу. Статут признает за обывателями великого княжества право «вольно обирать собе панов и господарей великих князей литовских», наравне «з суседы братьею своею рыцарством Коруны Польское (раздел 3, «О вольностях шляхецких»), арт. 2). В 12-м «артикуле» 3-го раздела господарь обещает нерушимо сохранять все вольности шляхецкие, все привилеи земские и «звычай добрый стародавний»; если же «была бы того потреба што нового прибавити ку доброму речи посполитой, тогды того не маем чинити... аж на вальном сейме... з ведомостью и порадою рад наших и произволеньем всих земель того панства нашого». В отношении внешней политики господарь устанавливает, что он с паны-радами своими не может вести войну, собирать войско или назначать подати на военные нужды без согласия великого вального сейма (аж первей сойм великий вальный локивши»)[2].


[1] Следует принять во внимание, что в середине XVI в. среди литовской аристократии распространился протестантизм, а русская православная шляхта, конечно, давно уже восставала против вероисповедного неравенства.

[2] Лишь в случае внезапного вторжения неприятеля в пределы государства господарь может экстренно созывать войско «тогды и без сейму только за листы нашими».


<< Назад | Содержание | Вперед >>