7. Возвышение власти московского государя. София Палеолог и наследие Византии. Москва - «третий Рим». Параллельно с фактическим усилением власти московского государя происходит идейно-политическое возвышение этой власти. После взятия Константинополя турками (1453 г.) и падения Византийской империи не оставалось более ни одного независимого православного государства, кроме Москвы (православные царства Сербское и Болгарское пали уже до падения Византии). Брат последнего византийского императора Константина, Фома Палеолог, нашел с семейством убежище в Риме. Великий князь Московский Иван III в 1467 г. овдовел, и скоро римский папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Зою (или Софию) в супружество Ивану III в надежде посредством этого брака устроить присоединение Москвы к Флорентийской унии. Брак этот состоялся в 1472 г.; он не привел Москву к религиозному соединению с Римом, но имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софии в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века постепенно прекращается [116] господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и «домашнего» титула «великий князь Иван Васильевич» Иван III принимает пышный титул: «Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных». В сношениях с малыми соседними землями (как с Ливонией) появляется уже титул царя[1] всея Руси. Другой титул, принятый московскими государями, «самодержец» представляет собой перевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными. С конца XV в. на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орел (который комбинируется с прежним московским гербом - изображением Георгия Победоносца). В 1498 г. Иван устраивает в Успенском соборе торжественное венчание на великое княжение своего внука Дмитрия Ивановича, возлагая на него «шапку Мономаха» и бармы («оплечье»). Московские книжники составляют сказание о том, что хранящаяся в Московском Кремле «шапка Мономаха» была прислана в Киев императором Константином Мономахом для венчания на царство великого князя Киевского Владимира Мономаха, от которого ведут свой род московские «боговенчанные» государи.

На рубеже XV и XVI вв. возникает гордая теория о том, что ныне Москва, как наследница Константинополя, второго Рима, является третьим Римом, последним и вечным царством всего православного мира. Особенно яркое выражение нашла эта теория в начале XVI века в посланиях инока одного из псковских монастырей Филофея. В послании к великому князю Василию III (ок. 1510) Филофей писал: «Да весть твоя держава, благочестивый царю, яко вся царства православных христианские веры снидошася в твое едино царство. Един ты во всей поднебесной христианом царь», - «яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти, - уже твое христианское царство иным не останется...». [117]

Однако до конца Рюриковой династии в московском государе, как говорит Ключевский, «борется вотчинник и государь, самовластный хозяин и носитель верховной государственной власти». Вотчинный взгляд на государство как на частную собственность своего хозяина проявляется, в частности, в том, что даже еще в XVI в. московские государи выделяют своим младшим сыновьям некоторые «уделы» из общегосударственной территории, хотя теперь удельные князья являются лишь странными и неуместными пережитками удельной старины.


[1] «Царь» есть сокращение слова цесарь, или, как его писали в старину, цьсарь (производное от латинского слова caesar).


<< Назад | Содержание | Вперед >>