6. Эпоха Ивана III (1462-1505). Рост территории Московского государства - объединение Великороссии. Начало борьбы с Литвой за западнорусские области. Падение татарского ига. Сношения с Западом. Василий II (1505-1533). По смерти Василия Темного на престол великокняжеский вступил его сын Иван, расчетливый и осторожный, но дальновидный, настойчивый, искусным политик. Он с полным успехом продолжал сосредоточивать и власть, и территорию в руках «великого князя Владимирского и Московского». К концу его правления на территории Московско-Владимирского великого княжества не осталось более удельных княжеств; некоторые великим князь приобрел после смерти их владельцев, другие захватил [112] силой. С большим успехом Иван осуществил объединение под своей властью разных областей Великороссии. Для этого он мобилизовал большие военные силы, но ему не понадобились кровавые битвы; население присоединяемых княжеств ничего не теряло с переходом под власть великого князя Московского и не оказывало ему серьезного сопротивления; бояре охотно переходили на московскую службу, а князья этих княжеств или признавали власть великого князя московского и переходили на положение служебных князей, или бежали в соседнюю Литву. В 1463 г. было присоединено княжество Ярославское, князья которого перешли на положение московских служебных князей. - В 1472 г. был покорен обширный Пермский край. - В 1474 г. ростовские князья продали Москве вторую половину Ростовского княжества (первую купил уже Василий Темный). - В 1478 г. покорен «господин Великий Новгород», который великий князь «выстоял» осадою, зная о несогласиях и раздорах в осажденном городе; с падением Новгорода пришли под власть Москвы и все его обширные владения. - В 1485 г. была покорена Тверь, старая соперница Москвы; Иван подступил к Твери с большим войском, но ему не пришлось сражаться, ибо тверские бояре-«крамольники» изменили своему князю и перешли на сторону великого князя Московского: «назавтpee приехаша к великому князю бояре тверские, и били челом великому князю в службу»; в следующую ночь побежал из Твери князь великий Михайло Борисович к Литве, видя свое изнеможение, и наутро выехаша к ветхому князю тверской владыка Васиан, ...и вси князи и бояре и земские люди вси, и град отвориша». Все они принесли присягу великому князю и приняли его наместника, и таким образом двухвековая борьба между Тверью и Москвою закончилась в два дня без единого выстрела. В 1489 г. была покорена вятская земля, и таким образом вся Великороссия была объединена под властью великого князя Московского, кроме окраинных земель - Пскова, Смоленска и Рязани.
В 1490-х гг. недовольные литовским правительством князья соседних с московскими владениями западнорусских областей, именно князья Вяземские, Белевские, Новосильские, Одоевские, Воротынские и Мезецкие, а затем и князья Черниговский и Новгород-Северский признали над собой верховную власть Московского государя. Теперь «собирание Руси» становится «национально-религиозным движением» (Ключевский), и московские государи выступают [113] борцами за русскую народность и православную веру. Вызванные отпадением верхнеокских и Чернигово-северских княжеств из-под власти Литвы войны 1492-1494 и 1500-1503 гг. были успешны для Москвы; по договору о перемирии (на 6 лет), заключенному в 1503 г., великий князь Литовский Александр уступил Ивану города: Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Путивль, Рыльск, Гомель, Любеч, Брянск, Мценск, Дорогобуж, Белую, Торопец и др., всего 19 городов и 70 волостей. В переговорах о мире, когда литовские послы требовали от Ивана возвратить великому князю Литовскому его «отчину», которую захватила Москва, Иван отвечал, что эти города являются его «отчиной», и не только эти города, «ано и не то одно наша отчина, кои городы и волости ныне за нами: и вся Русская земля из старины от наших прародителей наша отчина». И позднее московский государь не раз заявлял, что он считает своей «отчиной» Киев, Смоленск, Полоцк, Витебск, и иные города, «которые ныне за Литвой» и которые король и великий князь «держит за собою неправдою». Предъявленное московским правительством требование воссоединения Восточной и Западной Руси, которую московские государи, как потомки Владимира Святого, считали своей отчиной, повело к многовековой борьбе России и Польско-Литовского государства за западнорусские области.
В отношении к татарам Иван начал держать себя как независимый государь; он прекратил платеж татарского «выхода» и вступил в союз с крымским ханом, противником Золотой Орды. В 1480 г. хан Золотой Орды Ахмат решил восстановить свою власть над Русью и с большим войском двинулся к русским пределам. Русское войско выступило против неприятеля, войска противников подошли с двух сторон к пограничной реке Угре и долго стояли на ее противоположных берегах, ибо ни Ахмат, ни Иван не решались начать сражение, - «едини других бояхуся». Богатая часть московского населения, боясь татарского нашествия в случае поражения русской рати, советовала великому князю как-нибудь договориться с ханом, но московское простонародье и духовенство требовали от Ивана решительных действий против вековых угнетателей. Летописец с негодованием пишет, что великий князь слушал советов «злых человек сребролюбцев, богатых и брюхатых, предателей христианских, а норовников бссерменских», которые советовали Ивану мириться с Ахматом. Митрополит Геронтий с духовенством призывал великого князя [114] твердо стоять за православную веру, а престарелый архиепископ Вассиан Ростовский отправил великому князю на Угру обширное послание, проникнутое высоким национально-патриотическим одушевлением, с увещанием не быть «бегуном», но твердо стоять против безбожного агарянского царя и идти на него «не яко на царя, но яко на разбойника и хищника и богоборца», которому не должен повиноваться «Русских стран христианский царь».
Войска противников стояли на берегах Угры до осени, когда начались морозы; татары были «наги, босы, ободралися», и в начале ноября Ахмат поспешно отступил от русских границ, а в следующем году он был убит. Так окончательно рухнуло татарское иго, тяготевшее над Русью более двух веков. Конечно, в последние десятилетия власть татарских царей над Русью была более номинальной, чем действительной. В 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей нанес ослабевшей Золотой Орде окончательный удар, и ее существование прекратилось; вместо нее образовалось несколько татарских царств или ханств: Крымское (которое в 1475 г. должно было признать вассальную зависимость от турецкого султана), Казанское, Астраханское и ногайские орды.
После брака с Софией Палеолог и приобретения полной независимости и политического могущества Иван вступил в дипломатические сношения с различными странами Западной Европы - с императором Германским, с Венецией, Данией, Венгрией и Турцией. Западная Европа, говорит Соловьев, открыла Московское государство (Московию) в одно время с Америкою. Она знала о существовании великого княжества Литовского и Русского, т. е. о Руси, подвластной великому князю Литовскому, а дальше на восток простиралась необъятная Татария[1].
Иван несколько раз посылал свои посольства в Венецию и в Рим для приглашения на службу в Москву итальянских [115] архитекторов и разных мастеров. Самым знаменитым из них был Аристотель Фиоравенти, строитель Успенского собора в Московском Кремле (1475-1479).
Наследовавший Ивану его сын Василий III (1505- 1533) продолжал дело отца. Он докончил объединение Великороссии. В 1510 г. он присоединил к Москве Псков, а в 1517 г. окончательно присоединил княжество Рязанское, которое уже и до тех пор находилось в некоторой зависимости от Москвы. В 1517-1523 гг. он выгнал удельных князей из Чернигово-Северской земли и подчинил их владения непосредственно великому князю. Начав войну с Литвой, Василий в 1514 г. взял Смоленск и торжественно вступил в город, встреченный православным духовенством и всем населением своей новой «отчины».
С начала XVI века начинается бесконечный ряд опустошительных нападений крымских татар на южные пределы Московского государства; трудная и изнурительная борьба с набегами крымцев сделалась с тех пор постоянной тяжелой заботой Московского государства.
[1] В 1487 г. на рейхстаге в Нюрнберге рыцарь Николай Поппель ряссказал императору германскому Фридриху III и немецким князьям о существовании далекой и могущественной Московии, которую он перед тем посетил.
В 1489 г. Поппель снова явился в Москву, но уже в качестве императорского посла, с предложением дружбы и союза и королевского титула для Ивана. Иван ответил, что он рад жить в дружбе с «цесарским величеством», но насчет принятия королевского титула от императора германского дал такой ответ: «А что ты нам говорил о королевстве, то мы, Божиею милостью, государи на своей земле изначала, от своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы; и просим Бога, чтоб нам и детям нашим всегда дал так быть, как мы теперь государи на своей земле, а поставления как прежде мы не хотели ни от кого, так и теперь не хотим».