1. Причины и условия возвышения Москвы. Москва возникла в XII в. как маленький городок на южной окраине Ростовско-Суздальской земли, недалеко от границы с Чернигово-Северской землей, т. е. в центре тогдашнего русского мира. Москва впервые упоминается в летописи под 1147 г., когда князь Ростовско-Суздальской земли Юрий Долгорукий пригласил в Москву на свидание своего союзника князя Святослава Ольговича новгород-северского и устроил гостю «обед силен». Во второй половине XII и в первой половине XIII вв. Москва не была еще стольным городом особого княжества, но после смерти Александра Невского Москва досталась его младшему сыну Даниилу, который стал родоначальником московского княжеского дома.
Говоря о причинах быстрого возвышения Москвы в XIV в., историки отмечают прежде всего выгоды ее географического положения. Находясь в центре тогдашнего русского мира, Москва была расположена на перекрестке трех важных дорог, проходивших с запада на восток, от верхнего Поднепровья к Владимиру на Клязьме и далее в землю волжских болгар; с юго-запада на северо-восток, с киевского и черниговского юга на Переяславль Залесский и Ростов и с северо-запада на юго-восток, из земли Новгородской в землю Рязанскую, богатую и плодородную область, которая снабжала Новгород Великий хлебом, медом и воском. Таким образом, Москва рано стала узлом торговых путей и, в частности, важным центром торговли хлебом, а это дало ее князьям важные экономические выгоды и значительные денежные средства, которые позволили им впоследствии, с одной стороны, приобретать у ханов Золодой Орды «ярлык» на великое княжение Вламирское, [104] а с другой - расширять свои владения путем «прикупов» и «примыслов».
Будучи южной пограничной частью Ростовско-Суздальской земли, Московское княжество было той областью, в которую прежде всего попадало и в которой прежде всего осаживалось население, уходившее с юго-запада в поисках более спокойного и обеспеченного существования. Внешние опасности и нападения с запада, юга и востока угрожали соседним с московской областью землям - Смоленской, Тверской, Рязанской и Нижегородской, которые с разных сторон прикрывали собою Московское княжество, и благодаря этому «в Москву, как в центральный водоем, со всех краев Русской земли, угрожаемых внешними врагами, стекались народные силы» (Ключевский).
Московские князья, расширяя свои владения всеми возможными способами (покупкой, захватом - непосредственным или с помощью Орды, вынужденным отказом удельных князей от своих прав, колонизацией пустых пространств), могли податными и другими льготами удерживать старое и привлекать новое население.
После того как московские князья стали великими князьями Владимирскими, служба московским князьям обещала больше выгод и больше почета, чем служба иным русским князьям, и в Москву потянулись бояре и слуги вольные не только из областей русских княжеств, но и с далекого юго-запада, из областей Киевской, Волынской и Черниговской; образовавшийся в XIV в. плотный слой московского боярства стал важной и надежной опорой государя великого князя Владимирского и Московского.
Великое значение в деле возвышения Москвы имело так же содействие, которое оказывало духовенство великому князю Московскому. Митрополит Петр, канонизированный скоро после своей смерти и почитаемый как небесный покровитель Москвы, подолгу живал в Москве и был в тесной дружбе с Иваном Калитою; он умер в Москве в 1326 г. и был погребен в кафедральном храме Москвы - Успенском соборе. Его преемник, митрополит Феогност, окончательно поселился в Москве, которая стала таким образом церковной столицей всея Руси. Сочувствие и поддержка митрополита и всего церковного общества «может быть, всего более помогли московскому князю укрепить за собою национальное и нравственное значение в Северной Руси» (Ключевский). А великая победа, одержанная под московскими знаменами в 1380 г. над татарами на Куликовом поле, сообщила московскому князю значение [105] национального вождя северной Руси в борьбе с внешними врагами.