3. Татарское иго. В первой половине XIII в. в южнорусских степях явились из Азии монголо-татарские орды. В начале XIII века знаменитый монгольский завоеватель Темучин, или Чингис-хан (великий хан), образовал огромное государство, простиравшееся от берегов Тихого океана до берегов Каспийского моря.

В 1223 г. передовые монголо-татарские отряды явились в черноморских степях и угрожали кочевавшим здесь половцами. Половцы звали русских князей на помощь против страшного врага, говоря, что, если татары сегодня возьмут землю Половецкую, то завтра возьмут Русскую землю. [97]

Появление новых неведомых врагов вызвало страх и недоумение на Руси. Русский летописец записал 1223 годом: «Того же лета явишася языцы (народы), их же никто же добре ясно не весть, кто суть и отколе изидоша, и что язык их, и которого племени суть, и что вера их»... Южнорусские князья выступили на помощь половцам, но в битве на р. Калке союзное русско-половецкое войско потерпело полное поражение. Больше прежнего страх напал на русскую землю, но пришельцы после победы повернули назад и скрылись безвестно.

В 1227 г. Чингис-хан умер, разделив перед смертью свои огромные владения между своими сыновьями, но предоставив верховную власть одному из них, Удэгэю. Сын Чингис-хана Джучи умер еще при жизни отца, и предназначенный ему «улус» (владения) был передан его сыну Батыю (Бату); это были земли на запад от Урала, которые еще предстояло завоевать. В 1236 г. Батый с огромной монголо-татарской ордой[1] начал свои завоевательные походы. Он покорил волжско-камских болгар и разорил их столицу (Великий Булгар). В 1237 г. Батый подошел к пределам Рязанского княжества и послал своих послов к рязанским князьям, требуя от них признания его власти и платежа «десятины во всем». Рязанские князья послали татарам гордый ответ: «Коли нас не будет, то все будет ваше». Но здесь скоро сказались гибельные последствии удельной раздробленности и разобщенности русских земель и князей. Когда рязанские князья обратились к великому князю Владимирскому Юрию Всеволодовичу с просьбой о помощи, он их «не послуша, но хоте сам особь брань створити». И так все русские земли оказывали завоевателям отчаянное сопротивление «особь» и гибли поодиночке. Завоевав и разгромив рязанские земли, татары вторглись в землю Суздальскую, взяли и сожгли стольный город Владимир, затем та же участь постигла все остальные города Суздальской земли - Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Москву, Тверь и т. д., - и «сотворися великое зло Суздальской земли, яко же зло не было ни от крещенья яко же бысть ныне». Татары прошли Суздальскую землю «все люди секуще яко траву», и не было, говорит летописец, ни города, ни деревни в Суздальской земле, «идеже не воеваша татарове». «Тогда же [98] бе пополох зол по всей земли, и сами не ведяху где хто бежить». Великий князь Юрий пытался остановить татарскую лавину, но в битве на реке Сити (в марте 1238 г.) был разбит и пал в бою. В течение двух лет Батый покорил всю Северо-Восточную Русь, причем особенно ожесточенное сопротивление татарам оказал небольшой город Козельск, жители которого после взятия были истреблены до последнего человека. В 1239-1240 гг. Батый покорил юго-западные русские земли, взял и разорил Чернигов, Переяславль южный и, наконец, славную древнюю столицу Руси Киев.

После покорения русских земель татарские отряды в 1241-1242 гг. произвели ряд вторжений в Венгрию, Польшу, Моравию и Силезию, но затем отступили; Волынь и Галиция остались крайними западными пределами их владений. Закончив покорение русских земель, массы татарского народа-войска расположились на жительство в юго-восточном углу Великой Русской равнины; они основали здесь так называемую Золотую Орду, столицей которой был город Сарай на нижней Волге. Золотая Орда первое время признавала над собой власть «великого хана» в Монголии, но по мере ослабления и распадения Великой монгольской державы хан Золотой Орды сделался независимым государем. Под его властью находились все причерноморские, приуральские и частью западносибирские степи, а также все русские земли.

Разгромленная, подавленная и опустошенная Русская земля стала «улусом» татарского хана. Власть татарского хана, или «царя», как его называют русские летописи, не отменяла и не заменяла власти русских князей, но легла поверх этой власти: оставшиеся в живых после татарского погрома русские князья должны были признать над собой верховную власть хана и тогда получали от него утверждение своих владетельных прав. В 1244 г. по рассказу русской летописи, русские князья со своими «мужами» «поехаша в Татары к Батыеви про свою отчину; Батый же почтив я честью достойною, и отпусти я, рассудив им, кождого в свою отчину, и приехаша с честью на свою землю». Относительно татарской «чести» мнения были различны, но власть русских князей над населением из земель не только сохранилась, но и усилилась, ибо теперь она опиралась на внешнюю огромную силу татарского «царя».

Титул и положение великого князя Владимирского также сохранились под властью татар, но теперь, конечно, и великий князь Владимирский должен был получать утверждение, [99] или назначение, от хана; хан давал «ярлык» (грамоту) на великое княжение кому хотел, иногда считаясь, иногда не считаясь со старшинством кандидата[2]. В 1243 г. хан признал старейшим русским князем Ярослава Всеволодовича (брат убитого на р. Сити Юрия), но в 1246 г. Ярослав умер во время своего пребывания в Орде (по слухам, от отравы). После него, владимирский великокняжеский престол занимал его брат Святослав, а потом его сыновья Андрей и Александр Ярославичи (Александр Ярославич Невский в 1252 г. получил от хана «старейшинство во всей братьи его»).

Все население покоренных русских земель (за исключением духовенства) было переписано и обложено тяжелою татарскою данью. В 1257 г., по рассказу летописи, из Орды «приехаша численици, исчетоша всю землю Суздальскую и Рязанскую и Муромскую, и ставиша десятники, и сотники, и тысящники, и темники[3] толико не чтоша игуменов, чернецов, попов, клирошан». В другой летописи под тем же годом кратко сообщается: «Тое же зимы бысть число, и изочтоша всю Землю русскую, только не чтоша кто служит у церкви».

Сбор дани с русского населения был или поручен непосредственно татарским чиновникам, «баскакам» и данщикам, или отдавался на откуп «бесерменским» купцам, которые, уплатив хану требуемую с известной области сумму, потом с лихвой взыскивали ее с населения. Тяжесть татарской дани, вместе с поборами, притеснениями и насилиями сборщиков-откупщиков, очень скоро вызвала всеобщее возмущение в Суздальской земле, перешедшее в открытое восстание. Под 1262 г. читаем в летописи: «избави Бог от лютого томленья бесурменского люди Ростовские земли: вложи ярость в сердца крестьяном[4], не терпяще насилия поганых, изволиша вече, и выгнаша (их) из городов, из Ростова, из Володимира, из Суздаля, из Ярославля; окупахуть бо ти окаяньии бесурмени дани, и от того велику пагубу людем творяхуть»... (в частности, [100] неисправных плательщиков они обращали в рабство и уводили к себе). В другой летописи находим под тем же годом краткое известие: «Изгнаша поганых от всех градов, не терпя насилия их». Конечно, антитатарский мятеж русского населения должен был повлечь за собою жестокую кару, и великий князь Александр Ярославич поспешил «пойти в Орду ко цареви, дабы отмолил люди от беды». Ему действительно удалось, с большим трудом, вымолить у татарского хана прощение мятежным городам, и это был его последний подвиг для России, - на возвратном пути из Орды он умер в 1263 г.

И после того русское население отдельных городов и областей неоднократно поднимало восстания против своих угнетателей, так, под 1289 г. читаем в летописи: «тогда же бе много татар в Ростове, и изгнаша их вечем, и ограбиша их». В 1327 г. произошел большой антитатарский мятеж в Твери, сопровождавшийся избиением многих татар. Конечно, подобные мятежи вызывали затем появление татарских карательных экспедиций и жестокую расправу с провинившимся населением. В первой половине XIV в. татарские ханы нашли для себя более удобным и выгодным изъять сбор дани на Руси из рук своих чиновников и откупщиков и поручить его русским князьям.

От платежа тяжелой татарской дани, или «выхода», было избавлено все русское духовенство с церковными людьми. Должно отметить, что татары относились с полной веротерпимостью ко всем религиям[5], и русская православная церковь не только не терпела от ханов никаких притеснений, но, наоборот, русские митрополиты получали от ханов особые льготные грамоты («ялрлыки»), которыми обеспечивались права и привилегии духовенства и неприкосновенность церковных имуществ. В тяжелое время татарского ига церковь стала той силой, которая сохраняла и воспитывала не только религиозное, но и национальное единство Русского «хрестьянства», противопоставлявшего себя «поганству» своих завоевателей и [101] угнетателей, послужило впоследствии могучим средством национального объединения и национально-политического освобождения от ига «нечестивых агарян».

Влияние татарского ига на внутренние политические отношения в русских княжествах сказалось в усилении княжеской власти над населением и в дальнейшем ослаблении вечевого или демократического элемента в Северо-Восточной Руси. Русские князья перестали быть суверенными государями, ибо они должны были признать себя подданными татарского «царя», но зато, получив от него признание своих владельческих прав, они могли, в случае столкновения с подвластным русским населением, опираться на татарскую силу. «Нашествие татар впервые познакомило русские княжения с властью, с которой нельзя входить в соглашение, которой надо подчиняться безусловно... Ханы татарские не имеют надобности входить и соглашение с народом. Они достаточно сильны, чтобы приказывать ему» (Сергеевич). Неудивительно, что в татарскую эпоху слово «вече» получило значение мятежного сборища.

Влияние татар на русскую культуру вообще было невелико, поскольку руководящей культурной силой на Руси оставалась православная церковь и поскольку покоренное русское население не входило в близкое общение со своими завоевателями, резко отделяясь от них различием религий и национально-политическим антагонизмом. Да и не могло быть длительного близкого общения между русскими и татарами, поскольку татары только в первые десятилетия своей власти держали на Руси своих баскаков и свои гарнизоны, а потом русское население чувствовало татарское иго только уплатой ордынского «выхода», собираемого своими князьями, да иногда видело татарские военные отряды, посылаемые ханом по просьбе какого-нибудь русского князя для борьбы с его противниками.

Но все же русские приняли от татар некоторые их порядки и административные обычаи, в частности денежный счет (самое слово «деньги» - татарское), «тамгу» (пошлины с товаров), организацию почтовой службы («ямы» и «ямщики»), более жестокую систему наказаний, чем была в Древней Руси...

Затем, самый факт иноземного покорения, необходимость кланяться чуждой власти или гнуться и хитрить перед ней не могли не оказывать вредного влияния на моральный характер русского человека. Опасность, угрожавшая женщинам со стороны властных пришельцев, заставила [102] высшие классы русского общества спрятать своих женщин в терем, а уход женщины с арены общественной жизни способствовал дальнейшему огрубению нравов.

Наконец, татарское владычество надолго отделило Восточную Русь от Западной Европы, а после образования великого княжества Литовского восточная ветвь русского народа оказалась на несколько столетий отделенной от его западной ветви. Географическое и политическое отделение Восточной Руси от Европы создало между ними стену взаимного отчуждения и непонимания, своего рода «железный занавес». Находившаяся под властью татар Восточная Русь сама превратилась в сознании неосведомленных европейцев в «Татарию»... [103]


[1] Монголы были господствующей группой и, так сказать, «офицерским составом» огромного войска, состоявшего преимущественно из татар.

[2] В начале XIV в. «татарские князи», по рассказу летописца, цинично говорили московскому князю Юрию Даниловичу: «оже (если) ты даси выход (дань) больше князя Михаила Тверского, мы тебе княжение великое дадим» (Воскр. 1319 г.)

[3] «Тьма» был отряд в 10 000 человек, темник - его начальник.

[4] Словом «крестьяне» или «хрестьяне» (христиане) в татарскую эпоху стали называть русское православное население, в противоположность «поганым» татарам, которые были сначала язычниками, а потом приняли магометанство; впоследствии словом «крестьяне» стал называться специально сельский класс русского населения.

[5] Русская церковь почитает святыми мучениками за веру черниговского князя Михаила и боярина его Федора, которые в 1246 г. были убиты в Орде по приказанию Батыя, после того, как они отказались «поклониться огневи»; и они действительно были мучениками за веру, поскольку они считали «поклонение» огню несовместимыми с христианскою верою. Но татары убили их не как исповедников православия, а как политически неблагонадежных лиц, которые, отказавшись пройти через «очистительные» огни, прежде чем предстать перед ханом, тем самым, по мнению татар, обнаружили, что они имеют против хана какие-то враждебные умыслы и не желают от них отказаться.


<< Назад | Содержание | Вперед >>