2. Земля Галицкая. Галицкое княжество состояло из двух частей: гористой, расположенной на восточных склонах Карпатских гор (с главным городом Галичем на р. Днестре), и равниной, простиравшейся к северу до границы с Польшей (с городами Перемышль, Червень и др.). Галицкая земля, будучи отдаленной окраиной русского мира, находилась между двумя сильными и агрессивными соседями - Венгрией и Польшей, которые постоянно делали попытки захватить часть Галиции и нередко действительно на некоторое время их захватывали. По решению Любечского съезда русских князей (1097 г.) северная Галиция была отдана князьям-сиротам («изгоям»)[1] Володарю и Васильку Ростиславичам. Сын Володаря, Владимир, объединил Галицию под своею властью, а его сын Ярослав [95] Осмомысл (1152-1187) успешно продолжал дело усиления своего княжества, чему способствовал приток поселенцев из Поднепровья. Но после смерти Ярослава в Галицкой земле начались смуты и «крамолы», а после смерти ее сына Владимира II (1199 г.) род галицких князей прекратился, и галицким княжеством овладел волынский князь Роман Мстиславич, соединивший под своею властью Волынь и Галицию. Но после его смерти - (1205 г.), при его малолетнем сыне Данииле, в Галицком княжестве с новой силой начались внутренние смуты, осложняемые внешним вмешательством.

Внутренние смуты в Галиции питались происками, интригами и борьбой за власть различных групп богатого и влиятельного галицкого боярства. Политические притязания галицкого боярства возникли отчасти под влиянием постоянного общения с могущественной феодальной аристократией соседних стран, Венгрий и Польши. «В этом пограничном русском княжестве в 70-х годах XII века обнаружилось явление, подобных которому не видим в остальных волостях русских, именно важное значение бояр, пред которым никнет значение князя» (Соловьев). Только на этой далекой западной окраине русского мира боярская олигархия стремилась к захвату политической власти в свои руки и к превращению власти княжеской в свое послушное орудие.

Вскоре после смерти Романа Мстиславича галицкие бояре подняли мятеж против его малолетних сыновей Даниила и Василька и вынудили их бежать с матерью в Венгрию. После этого бояре призвали на княжение в Галич трех князей Игоревичей Северских - Романа, Владимира, Святослава. Бояре надеялись найти в призванных князьях свое послушное орудие, но обманулись в своих расчетах. Князья попытались взять власть в свои руки, начали подавлять боярскую оппозицию и убили несколько бояр.

Оставшиеся жестоко отомстили князьям с помощью венгров. В 1211 г. они «приведоша к себе угры (венгров) отай (тайно) через горы, и изымаша князи своя Игоревичи три, Романа с братома, и бивше их повешаша их». Теперь бояре посадили на княжеский престол малолетнего Даниила, но скоро снова вынудили его бежать в Венгрию, и тогда один из них, боярин Владислав, «вокняжился и сел на столе» в Галиче (единственный в Древней Руси случай занятия княжеского стола лицом, не принадлежавшим к Рюрикову княжескому роду). Последовало новое вмешательство венгров: сын венгерского короля Андрея Коломан [96] c венгерским войском занял Галич, а боярин Владислав был схвачен и умер в заточении. Даниил то занимал галицкий стол, то вынужден был снова бежать из Галича - «крамоле бывши в безбожных боярах галичкых» (Ип. 1230). По словам летописца, «бояре галичстии Данила княжем себе называху, а сами всю землю держаху» (Ип. 1230). После 25-летней борьбы Даниилу удалось, наконец, утвердиться на отчем столе в Галиче, но в это время на его владения, как и на все русские земли, надвинулось страшное бедствие - татарское иго. Даниил долго уклонялся от признания власти над собой татарского хана и от поездки в Орду, но в 1250 г. он вынужден был подчиниться прямому вызову хана, явился в Орду и признал себя подданным хана; последний принял его «с честью», по поводу которой русский летописец горестно воскликнул: «О, злее зла честь татарская!» Возвратившись в Галич, Даниил занялся устроением и заселением своей земли. Он строил новые города и призывал в города новых поселенцев - купцов и ремесленников, не только русских, но и немцев, поляков, армян, евреев.

Он не оставлял мысли о борьбе с татарами и о свержении татарского ига. С целью устроить крестовый поход против татар с помощью Запада он завязал по этому поводу сношения с папою Иннокентием IV и говорил о возможности соединения церквей. Папа прислал Даниилу знаки королевского достоинства - корону и скипетр, и Даниил торжественно короновался в г. Дрогичине (1255 г.). Но реальной помощи с Запада против татар король Даниил не получил. После смерти Даниила (1264 г.) в Галицкой земле снова начались боярские интриги, раздоры князей, смуты и усобицы. Этим воспользовались соседи, и в середине XIV в. великие князья литовские захватили Волынь, а Польша овладела Галицией.

[1] «Изгоями» в Киевской Руси назывались князья, отец которых умер при жизни своего отца (т. е. их деда) и, таким образом, никогда не занимал старшего стола Киевского.


<< Назад | Содержание | Вперед >>