1. Город Новгород Великий и территория Новгородского государства. Новгород Великий расположен по обоим берегам р. Волхова, недалеко от его истока из озера Ильменя. Он разделялся на две стороны (Торговую на восточном берегу реки и Софийскую - на западном) и на «пять концов». На Софийской стороне находился «детинец» (новгородский кремль) и в нем - кафедральный храм св. Софии. Премудрости Божией, главная святыня Новгородского государства. На Торговой стороне находились главная рыночная площадь («торг») и так называемый Ярославов двор, или «дворище»: это было обычное место вечевых собраний - здесь стояла вечевая башня с вечевым колоколом. Вблизи находились торговые дворы иноземцев - «готский» и немецкий.
Новгород был столицей огромной территории, занимавшей весь север Великой Русской равнины[1]. Из новгородских «пригородов», разбросанных на этом необъятном пространстве, более важными были: Псков, Старая Руса, Ладога, Новый Торг, или Торжок. Основное ядро новгородской территории разделялось на пять земель, которые с конца XV в. назывались «пятинами» (Водьская, Обонежская, Деревская, Шелонская, Бежецкая). Далее к северу и северо-востоку шли обширные пространства новгородских «земель» или «волостей» - Заволочье (область по течению р. Северной Двины); «Тре», или «Терский берег» (к северо-востоку от Белого моря); Печора (по р. Печоре); к югу от нее - Пермская земля, а к северо-востоку - Югра, переходившая частью за Камень, (т. е. за Урал). [66]
«Новгородская территория расширялась преимущественно посредством военно-промышленной колонизации» (Ключевский), которая не встречала серьезного сопротивления со стороны слабых и разрозненных туземных племен. Кроме собственно новгородского войска, в деле покорения и частичной колонизации северных земель активную и существенную роль играли дружины новгородских «молодцов», или «ушкуйников» (ушкуями назывались их лодки), которые собирались по частной инициативе и, плавая по северным рекам и по Белому морю, завоевывали всё новые и новые земли, основывали там свои колонии или опорные пункты и заставляли туземное население платить дань (преимущественно мехами) или в казну Господина Великого Новгорода, или в пользу тех богатых бояр-промышленников, которые организовывали и поддерживали такие экспедиции. Суровые и негостеприимные пространства севера привлекали новгородских колонистов и промышленников тем, что в его необъятных лесах водилось множество ценных пушных зверей, которые добывались здесь новгородцами посредством охоты или покупки у туземцев, а также поступили от последних в виде дани.
[1] В период Империи это были губернии: Новгородская, Псковская, С-Петербургская, Архангельская, Вологодская, Олонецкая, Вятская и Пермская. Псков и Вятка выделились из состава Новгородского государства и образовали самостоятельные земли.