2. Население и хозяйство. Местное население обширных северных и северо-восточных пространств составляли, преимущественно финские племена; на Крайнем Севере жили лопари и самоеды. Русское население было разбросано здесь небольшими островками, и только юго-западный угол обширной новгородской территории был почти сплошь населен русскими и принимал самое деятельное участие в жизни тогдашнего русского мира, а город Новгород Великий сделался политическим, торговым и культурным центром всего древнерусского Севера.
Во главе новгородского общества, городского и сельского, стоял сильный, влиятельный и богатый класс бояр. Это были землевладельцы, рабовладельцы и капиталисты, эксплуатировавшие трудом зависимого населения свои земельные, лесные и речные владения, получавшие из них товары для вывоза и финансировавшие торговые операции купцов.
Следующим классом были «житьи люди» - новгородские домовладельцы и землевладельцы средней руки, вероятно, также хозяева-собственники средних промышленных предприятий.
Далее следовал многочисленный и деятельный класс купцов, производивший непосредственно торговые операции [67] с иноземцами и с русскими. Они делились на ста (сотни), а также составляли особые компании или артели - или по направлению своей торговли (купцы «заморские» или «низовские»), или - по предметам торговли (купцы прасолы, суконники, хлебники, рыбники и т. д.). Высший разряд новгородского купечества составляло купеческое общество при церкви св. Иоанна Предтечи; согласно учредительной грамоте этого общества (ок. 1135 г.), «кто хочет в купечество вложиться в Иванское», должен сделать вступительный вклад в размере 50 гривен (фунтов) серебра.
Ниже купцов на социальной лестнице стояла масса городского населения, так называемые «черные люди» - мелкие ремесленники и наемные рабочие, - плотники, каменщики, гончары, кузнецы, портные, кожевники, далее - рыболовы, лодочники, перевозчики и т. д.
Все эти слои свободного городского населения пользовались одинаковыми гражданскими и политическими правами и, принимая участие в вечевых собраниях, образовали политическую общину, которой юридически принадлежала верховная власть во всем Новгородском государстве.
Свободное сельское население состояло из двух разрядов: во-первых, мелких землевладельцев-собственников, так называемых «земцев» или «своеземцев», которые иногда «складывались» в товарищества или артели для совместной земледельческой и промышленной эксплуатации своих земель и разных «угодий», - так называемые «сябры» или «складники»; во-вторых, смердов, которые жили на государственных землях Великого Новгорода, а также на землях церкви и частных собственников. Сельское население объединялось в особые общины, носившие название погостов; крестьяне были лично свободны и имели право переходить от одних землевладельцев к другим. В своих погостах они пользовались самоуправлением, собирались на сход (преимущественно по воскресным дням) к церкви своего погоста - «здесь они выбирали себе старост, распоряжались сбором и раскладкой податей и исполнением повинностей, обсуждали свои нужды и творили свой суд» (Костомаров). Те крестьяне, которые обрабатывали чужие земли на условии уплаты землевладельцам части урожая, назывались «половниками», «третниками» или «четниками», в соответствии с условиями договоров. В течение XV века крестьянское население новгородской земли постепенно попадает все в большую зависимость от [68] частных землевладельцев, и его правовое и экономическое положение все время ухудшается.
Низший слой населения в новгородской земле составлял многочисленный класс холопов, которые были слугами в боярских дворах и рабочими в крупных боярских вотчинах.
В хозяйственном отношении Новгородское государство не было самодовлеющим. За исключением юго-западной окраины, новгородские земли были или вовсе непригодны для сельскохозяйственной обработки, или были малоплодородными. Поэтому Новгороду никогда не хватало своего хлеба для обеспечения многочисленного городского населения, и нередко мы читаем в новгородских летописях описания страшного голода в столице новгородской земли. Новгород постоянно нуждался в привозном хлебе, который доставлялся глазным образом из Ростовско-Суздальской земли, что создавало экономическую зависимость Новгорода от «Низа» т. е. от центральной княжеской Великороссии.
Главное богатство Новгорода и главный предмет его вывоза составляли ценные меха - собольи, лисьи, бобровые, куньи и др., - которые в огромных количествам поступали из всех частей обширного Новгородского государства и затем вывозились в Среднюю и Западную Европу, Средневековая Европа предъявляла громадный спрос на меховые товары, ибо меха употреблялись тогда не только для изготовления теплой одежды, но были любимым украшением одежды и даже обуви всякого рода, и Новгород был поставщиком этого товара на целую Европу. Кроме мехов, Новгород вывозил в Европу кожи, китовое и моржовое сало, воск, смолу, строевой лес. Привозились в Новгород из-за границы сукна и другие материи, металлические изделия, вина, соль.
Уже в XII в. в Новгороде была заграничная торговая фактория, так называемый готский двор (основанный купцами из г. Висби на о. Готланде). В конце XII в. здесь является немецкий двор, который в XIII-XIV вв. (по мере образования и усиления Ганзейского союза) растет в своем значении и играет главную роль в ходе новгородской внешней торговли. Кроме чужеземных торговых дворов, в Новгороде были дворы приезжих русских купцов, а именно: псковский, тверской, половецкий, смоленский. Новгородские купцы, со своей стороны, целыми партиями ездили для торговых операций в различные земли русского мира. [69]