8. Социальный состав русского общества в XI-XII вв. (классы населения). Главным источником наших сведений о социальном строении Киевской Руси служат летописи, в обенности «Русская Правда». Последняя представляет собою составленное разновременно в течение XI-XII вв. собрание норм обычного русского права с добавлением княжеских законодательных постановлений[1]. Свободное население Древней Руси не знало сословных делений и перегородок[2]. Все свободное население пользовалось одинаковыми правами, но, конечно, различные группы населения отличались одни от других по своему фактическому положению, по своему богатству и социальному влиянию. Общественные верхи носили различные названия: люди или мужи «лучшие», или «лепшие», «большие», «старейшие», «вятшие», передние», «нарочитые», «первые», «боляре» или «бояре». Общественные низы, или простонародье, назывались люди «молодшие», «меньшие», «черные», «простая чадь», «смерды» или просто «люди».

Высший слой населения, или боярство, составился из двух элементов: во-первых, это были «земские бояре»[3], местная аристократия, возникшая еще до образования великого княжества Киевского. Это были, с одной стороны, потомки родовых старейшин и племенных князьков эпохи племенного быта, а с другой стороны, это была военно-торговая аристократия, вооруженное купечество больших торговых городов, которое организовало и охраняло (совместно с княжескими дружинами) внешнюю торговлю, главным образом по великому водному пути «из варяг в гpеки». Вторым составным элементом боярства этой эпохи было служилое княжеское боярство, «княжи мужи» и высший слой княжеских дружинников. В составе этого слоя [63] первоначально было много варягов-скандинавов, были и другие пришельцы, поступавшие на княжескую службу - из финнов, венгров, южных кочевых народов и даже северокавказских «ясов». Но уже в XI в. княжеские дружины «обрусели» или «ославянились» и варяжский элемент перестал в них играть заметную роль. В течение XI и XII вв. происходит сближение и частью слияние земского и княжеского боярства. С одной стороны, местная знать группируется около князя для укрепления своего материального благосостояния и социально-политического влияния и частью поступает в состав княжеской дружины. С другой стороны, «княжи мужи» по мере «оседания» некоторых линий княжеского рода в известных областях, входят в местную жизнь и, приобретая имения, становятся местными крупными землевладельцами. В результате этого процесса все боярство превращается в класс крупных землевладельцев; боярские села населены преимущественно их «челядью» - несвободным и полусвободным населением, которое обрабатывает боярскую землю и служит в боярском дворе. Теперь бояре выступают в походы со своими собственными дружинами, иногда довольно многочисленными.

К средним классам населения можно причислить рядовую массу княжеских дружинников (см. выше) и средние слои городского купечества.

Низшие классы - городское и сельское простонародье - иногда носили общее название «смердов», но преимущественно слово «смерды» означало сельское или крестьянское земледельческое население[4]. Смерды составляли, по-видимому, основную массу сельского населения Киевской Руси. Они были лично свободными и объединялись, в территориальные общины верви. Смерды платили дань князю и иногда призывались на военную службу. Относительно экономического положения смердов мы не имеем конкретных данных, но общие условия жизни в XII-XIII вв. - в эпоху упадка Киевской Руси - дают основание предполагать, что их положение последовательно ухудшалось и что значительная часть их попадала в зависимость к крупным частным землевладельцам.

В эпоху «Русской Правды» существовал, по-видимому уже достаточно обширный класс полузависимого сельского [64] населения, известный под именем «закупов» или «ролейных закупов» (ролья - пашня), проживавших на землях крупных землевладельцев. По-видимому, они получали от своего господина ссуду и обязывались за нее работать в его хозяйстве[5]. Согласно «Русской Правде», господин мог даже побить закупа, но только «про дело»; он не мог обратить его в рабство или наказать «без вины», иначе закуп имел право обратиться к защите княжеского суда.

На самом низу общественной лестницы древнерусского общества находилась масса рабов-«холопов», или «челяди»[6]. Челядь преимущественно обрабатывала княжеские и боярские земли, обслуживала княжеские и боярские дворы, а в эпоху процветания внешней торговли челядь служила одним из главных предметов русского вывоза за границу.

Обычными источниками рабства были плен, рождение от холопов, продажа в рабство, затем - некоторые преступления, долговая несостоятельность, женитьба на рабе, поступление в домашнее, услужение без договора. Право господина распоряжаться трудом и личностью холопа было, по закону, неограниченным (вплоть до безнаказанного убийства холопа), но практика и влияние церкви несколько смягчали суровость юридических норм. Некоторые из рабов, конечно, с разрешения господина, имели свое имущество, принимали участие в торговых операциях или занимали должности приказчиков (тиунов) в хозяйственном управлении. Многие благочестивые люди перед смертью отпускали часть своих рабов на свободу или завещали их церкви «по душе».

Параллельно со светским обществом существовало в Древней Руси многочисленное общество церковных людей, подчиненное управлению и юрисдикции церковных властей (см. выше). [65]


[1] Должно заметить, что источники эти не достаточны для того, чтобы дать нам полную картину общественного состава того времени и ясно определить характер и положение каждого из общественных классов. В этой области остается немало спорных вопросов, и потому изложение этого предмета нашими историками может претендовать только на большую или меньшую вероятность, но не на полную достоверность.

[2] Сословием называется определенная, более или менее замкнутая группа населения, отличающаяся от других групп своим юридическим положением, т. е. особыми правами и преимуществами, или особыми обязанностями.

[3] Название, принятое в исторической литературе, но не встречающееся в источниках.

[4] Слово «крестьяне» («христьяне», т. е. христиане), как обозначение сельского класса, было неизвестно киевскому периоду и вошло в употребление лишь в татарскую эпоху.

[5] Ролейные закупы были «сельские рабочие, селившиеся на землях частных собственников со ссудой от хозяев». (Ключевский).

[6] Именем челяди иногда называлось, по-видимому, все зависимое население какого-нибудь господского села - и собственно рабы, и полусвободные. Относительно численности класса рабов в Киевской Руси между историками нет согласия: одни считают, что рабы составляли весьма значительную часть рабочего населения, другие не допускают преобладающей роли рабского труда. Ввиду отсутствия каких-либо статистических данных вопрос этот остается неразрешимым. Однако постоянные упоминания источников о «селах с челядью», а также большой интерес, проявляемый «Русской Правдой» к холопству, показывают, что, во всяком случае, рабство было в то время весьма распространенным на Руси.


<< Назад | Содержание | Вперед >>