2. Общий обзор деятельности первых киевских князей. Главным содержанием деятельности первых киевских князей, главным предметом их забот и усилий были; 1) объединение всех восточнославянских (и части финских) племен под властью великого князя киевского; 2) приобретение заморских рынков для русской торговли [27] и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам; 3) защита границ русской земли от нападений степных кочевников.

Соединив под своей властью огромную территорию, населенную славянскими и финскими племенами, великие князья киевские удерживали их в своем подчинении военною силою, подавляя попытки сопротивления подданных, и старались организовать управление покоренными землями. С этою целью князья посылали по областям своих наместников («посадников»), обыкновенно старших «мужей» своей дружины; в некоторых местах они оставляли местных князей «под рукою» своею. Главной целью и главной задачей княжеской администрации был сбор дани с подвластного населения. Способами собирания дани были «полюдье» и «повоз». «Полюдьем» назывался объезд области князем или его представителем (обыкновенно по зимнему пути); дань собиралась или деньгами или - чаще - натурою, особенно мехами; огромное количество собранных за зиму мехов служило потом главной статьей княжеской торговли на заграничных рынках. Во время «полюдья» князь или его наместник чинил суд и расправу, если жители обращались к его суду (обыкновенно в это время население решало свои споры и столкновения на местах согласно нормам и традициям обычного права). В тех областях, в которые не мог или не хотел ехать князь, население должно было везти «повоз», т. е. доставлять дань в Киев.

Весною в Киеве скоплялись в руках князя, его дружинников, а также русских и варяжских купцов («гостей») огромное количество товаров; это были главным образом традиционные русские товары - меха, мед и воск, четвертым главным предметом вывоза был живой товар - рабы обоего пола (купленные для перепродажи или захваченные в плен при военных экспедициях против соседних народов); товары грузились на большие ладьи, и затем огромный торговый караван двигался вниз по Днепру под сильной военной охраной, состоявшей из княжеской дружины и вооруженных купеческих отрядов. Охрана эта была необходима для защиты каравана от нападений степных кочевников; особенно опасным местом на днепровском пути были знаменитые днепровские пороги (каменные гряды, пересекавшие течение реки вблизи нынешнего г. Екатеринослава (Днепропетровска); здесь необходимо было разгружать ладьи и перетаскивать грузы «волоком» в обход порогов. Кроме военной охраны, киевские князья [28] должны были заботиться и о дипломатической охране русской торговли; с этой целью они заключили с византийским правительством торговые договоры, которые должны были обеспечить правильный и беспрепятственный ход русской торговли, а также интересы и права русских купцов.

Постоянной заботой киевских князей была оборона русских пределов от нападений степных кочевников. Сам стольный город Киев лежал почти на границе степной полосы и неоднократно подвергался нападениям. Киевские князья должны были укреплять не только свою столицу, но и создавать целую систему пограничных укреплений. Особенно энергичную и успешную деятельность в этом направлении развили первые князья христианской эпохи - Владимир Святой и Ярослав Мудрый, но уже первые князья-язычники организовали значительные вооруженные силы как для наступательных операций, так и для отражения неприятельских нападений. Ядром войска и его самой крепкой частью были княжеские дружины, составленные из профессиональных воинов и находившиеся всегда при князе и в его распоряжении. Первоначально значительная часть княжеских дружин состояла из скандинавцев-пришельцев - варягов, но уже во втором и в третьем поколениях как сами князья, так и их дружинники ославянились и обрусели[1].

Окидывая общим взглядом дохристианский период русской истории, мы видим, что «своим мечом первые киевские князья очертили довольно широкий круг земель, политическим центром которых был Киев» (Ключевский). Однако и власть их держалась только на острие их меча. На примере Игоря и Святослава мы видим, что первые киевские князья чувствовали себя больше завоевателями, чем государями русских земель, которые были объединены лишь механически, лишь внешней (военной) силой. Мы можем сказать, что первые киевские князья создали лишь тело Русского государства, но только Владимир Святой принятием христианства вдохнул душу в это тело. Поэтому Владимир был не только духовным отцом русского народа, но и настоящим основателем Русского государства. [29]


[1] Хотя еще в XI в. русские князья продолжали призывать на свою службу варяжских дружинников, но часть из них потом уходила в другие страны, а кто оставался, быстро обрусел. Потому справедливо мнение тех историков, которые отрицают за норманнским элементом существенное влияние на общественный строй и быт Древней Руси.


<< Назад | Содержание | Вперед >>