1. Образование Киевского государства и деятельность первых киевских князей - Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Согласно летописному сказанию, по смерти Рюрика (879 г.) в Новгороде стал княжить его родственник Олег, опекун малолетнего Рюрикова сына Игоря. Однако он не остался в Новгороде, а вместе с Игорем двинулся с сильной дружиной по великому водному пути «из варяг в греки». Он взял города Смоленск и Любеч на Днепре и подошел к Киеву. В Киеве в это время власть принадлежала двум вождям варяжской дружины - Аскольду и Диру (которые в 60-х годах IX века предприняли поход на Царьград). Олег хитростью захватил Аскольда и Дира, приказал их убить и сел «княжа в Киеве» (882 г.). По рассказу летописи (конечно, легендарному), он предсказал Киеву великое будущее, сказавши: «Се буде мати градом Русским». Утвердившись в Киеве, Олег начал покорять славянские и финские племена: после подчинения кривичей и полян он подчинил своей власти древлян, северян, радимичей, освободив восточнославянские племена от хозaрской зависимости; он подчинил себе также финские племена - чудь, весь, мерю, мурому. Подчинив своей власти обширные пространства, расположенные по обе стороны великого водного пути, Олег произвел объединение новгородского севера и киевского юга под одной властью и явился таким образом основателем великого княжества Киевского - первой формы общерусского государства. Некоторые племена и города сохранили своих местных князьков, но все они были теперь «под рукой» великого князя киевского.
Утвердив свою власть в Поднепровье, Олег в 907 г. собрал огромное разноплеменное войско из славян и финнов и предпринял свой знаменитый поход на Царьград. [23] По рассказу летописи, Олег дошел со своим войском до стен Константинополя «и повоева около города», т. е опустошил его окрестности. Греки должны были просил мира, и обязались заплатить Олегу огромную «дань», т. е. откуп или контрибуцию. К этому походу Олега относится знаменитая легенда о том, что Олег приказал прибить свой щит на вратах царьградских, «показующе победу». Война закончилась заключением мирного договора, главной целью которого было урегулирование торговых отношений между Русью и Византией[1].
В 912 году Олег умер. Его преемником стал Игорь. Это был князь менее храбрый и талантливый, более корыстолюбивый. При нем начали свои нападения на Русскую землю новые пришельцы из Азии - печенеги, кочевавшие в южнорусских степях. Игорь предпринял два похода на Византию. В 941 г. его войско погромило и пограбило берега Малой Азии, но потом русская флотилия потерпела жестокое поражение от греков, которые применением так называемого «греческого огня» («пущати начаша трубами огнь на лодьи русския») сожгли и потопили множество русских лодок. В 944 г. был восстановлен мир с греками, а в 945 г. обе стороны заключили мирный договор «на все лета, дондеже (пока) сияеть солнце и весь мир стоить». Договор этот, в общем, повторяет постановления договоров Олега, но не предоставляет русским купцам права беспошлинной торговли и обязывает великого князя киевского оказывать греческому правительству военную помощь, когда оно «начнет хотети» этой помощи.
Под 946 годом начальная русская летопись содержит рассказ о трагической гибели Игоря в земле древлян. Вот этот рассказ, ярко характеризующий отношения, существовавшие в языческую эпоху между киевским князем и [24] подчиненными ему племенами. Дружина стала говорить Игорю: «Дружинники Свенельда богаты оружием и платьем, а мы наги: пойди, князь, с нами в дань (т. е. для сбора дани), и ты добудешь, и мы». Послушался их Игорь и пошел за данью к древлянам, начал брать у них больше прежнего, и дружина его также. Собравши дань, Игорь пошел в свой город, но на дороге, подумав, сказал дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь, похожу еще» (sic). Отпустив большую часть дружины домой, Игорь с небольшим числом дружинников возвратился, «желая больша имения». Древляне, услыхав, что Игорь опять идет, подумали с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, перетаскает всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». Решивши так, они послали сказать Игорю: «Зачем идешь опять? Ведь ты взял всю дань?». Но Игорь не послушался их; тогда древляне, выйдя из своего города Искоростеня, убили Игоря и его дружинников, ибо их было мало. - Все действующие лица этой исторической драмы весьма интересны: дружинники, которые приглашают князя идти за данью, точно на охоту; князь, который покушается собрать (или содрать) со своих подданных столько дани, сколько возможно, вне всяких норм и правил, и наконец «граждане», которые усматривают в лице своего «законного государя» хищного волка, который повадился в овечье стадо, и в убийстве его видят единственное средство избавиться от его «правительственной деятельности».
Вдова Игоря, великая княгиня Ольга, которую киевское предание считало «мудрейши всех человек», прежде всего хитро и жестоко отомстила древлянам за убийство ее мужа. Ввиду малолетства своего сына Святослава Ольга долго (более 10 лет) самостоятельно управляла государевом. Можно думать, что, наученная горьким опытом, она стремилась урегулировать сбор княжеских доходов. По крайней мере, летопись сообщает нам, что путешествуя по северным краям своей обширной державы, Ольга «устави оброки и дани», а также уставили «погосты (по-видимому, постоянные места стоянки князей и их «мужей» во время объезда подвластных им земель).
Но главной исторической заслугой Ольги было принятие ею христианства; в 955 (или в 957) г. она посетила Царьград и крестилась там в православную веру. Возвратившись домой, она уговаривала своего сына Святослава креститься, но суровый воин отказался, мотивируя свой отказ тем, что «дружина сему смеятися начнуть». Все же [25] христианство постепенно распространялосъ в Киеве, а Ольга стала, по словам летописца, «как бы зарей перед восходом солнца».
Святослав Игоревич, когда он вырос и возмужал, оказался храбрым и суровым воином и талантливым, неутамимым полководцем. Летопись так описывает его характер и образ действий: начал он собирать воинов многих и храбрых, ходя легко, как барс; много воевал. Идя в поход, возов с собой не возил, ни котлов, потому что мяса не варил, но, изрезав тонкими ломтиками конину, или зверину, или говядину, пек на угольях; шатра у него не было, а спал он на конском потнике, положивши седло под голову; таковы были и все его воины. Решив начать войну, он посылал в разные страны, к разным народам с объявлением: «хочу на вас идти»...
Сначала Святослав предпринял ряд удачных походо на восток. Он подчинил своей власти самое восточное славянское племя - вятичей, которые до тех пор платил дань хозарам. Около 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хозарам, взял и погромил их главные города - Итиль, Белую Вежу и Семендер. Он победил северокавказские племена ясов и касогов и подчинил себе приазовскую область с г. Тьмуторокань; победил он такж волжских болгар, причем взял и разграбил их столицу Булгар. Разгромив всех восточных неприятелей и соседей Руси, Святослав обратился на запад. Византийское правительство просило его помощи в борьбе с дунайскими болгарами, и Святослав, собрав большую рать, в 967 г. двинулся на Дунай, победил болгар, завоевав Болгарию и - к великому неудовольствию византийского правительства - решил остаться там навсегда и сделать г. Переяславец на Дунае своею столицею.
Во время отсутствия Святослава новые враги с юго-востока - печенеги - вторглись в русские пределы и угрожали самому Киеву. По рассказу летописи, киевляне послали к Святославу послов с гневными упреками: «Ты князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, от своей же отрекся, - чуть-чуть нас не взяли печенеги, вместе с твоею матерью и твоими детьми; если не придешь, не оборонишь нас, то опять возьмут; неужели тебе не жалко отчины своей, ни матери-старухи, ни детей своих?» Услышав это, Святослав поспешил к Киеву и прогнал печенегов в степи. Однако скоро он заявил своей матери и боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае: там середина земли моей, туда со всех сторон свозят все доброе: [26] от греков золото, ткани, вина, фрукты разные, от чехов и венгров серебро и коней, из Руси - меха, мед, воск и рабов».
По смерти Ольги Святослав «посадил» своего старшего сына Ярополка на свое место в Киеве, Олега в земле древлянской, несовершеннолетнего Владимира с дядей его Добрынею отпустил в Новгород, по просьбе новгородских послов, а сам снова отправился на Балканы (970 г.). Однако византийский император Иоанн Цимисхий решил нагнать беспокойного и нежелательного соседа и выступил против него с огромным войском. По рассказу начальной летописи, русские воины испугались, увидя перед собой огромное множество неприятельского войска, далеко превосходившего их числом. Тогда Святослав произнес свое знаменитое обращение к дружине: «Уже нам некуда деться, волею или неволею приходится стать против неприятеля; так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми здесь; «мертвые бо срама не имуть»; если же побежим, то некуда будет убежать от стыда: станем же крепко, я пойду впереди вас, а если голова моя ляжет, тогда промышляйте о себе». Дружина отвечала князю: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим». Последовало ожесточенное сражение («бысть сеча велика»), в котором, по русской летописи, Святослав одержал полную победу. Однако в действительности его армия чрезвычайно уменьшилась от непрерывных битв, и, видя невозможность победы над многочисленными войсками византийского императора, Святослав вынужден был заключить с ним мир, обязавшись очистить Болгарию. Главные русские силы отступили с Балкан сухим путем, Святослав же с малой дружиной отправился домой по морю и по Днепру; в Днепровских порогах печенеги напали на Святослава и убили его (972 г.).
В характере и деятельности Святослава, этого наиболее блестящего и знаменитого витязя Древней Руси, мы все еще видим в большой мере черты бродячего норманнского викинга, чем национального государя Русской земли.
[1] Княжеские купцы и русские «гости» («гостями» назывались в древности купцы, ведущие заграничную торговлю), приезжающие в Константинополь по торговым делам, должны были получать от греческого правительства продовольствие и могли пользоваться баней «елико хотят». Русский князь, со своей стороны, обязался запретить своим людям «да не творят пакости» в стране Греческой. Приходящие в Царьград русские послы и купцы должны были проживать в константинопольском предместье; в самый город они должны были ходить по группам, не более 50 человек одновременно, без оружия, в сопровождении византийского чиновника; договор предоставлял русским купцам весьма важное право беспошлинной торговли. В 911 г. русскими послами в Константинополе был заключен новый договор, который подтверждал, в общем, постановления договора 907 г. и содержал несколько дополнительных постановлений, регулировавших отношения между греками и русскими во время пребывания последних в Греции.