Священный сын мой, диакон Ирак­лий, известил меня, что, желая видеть нас, ты достиг уже Циссы; ты, человек из Паннонии, то есть животное сухопутное, не побо­ялся бурь Адриатического моря и подвергся опасностям морей Эгейского и Ионическо­го - и осуществил бы свое желание, если бы не удержала тебя нежная любовь братьев. Благодарю и считаю исполненным твое намерение. В друзьях ценится не дело, а распо­ложение; первое оказывается часто и врага­ми, но последнее производит одна любовь. Вместе с этим прошу тебя не думать, что телесный недуг, которым ты страдаешь, произошел у тебя вследствие греха. Апостолы, подозревая это в слепорожденном и спросив об этом Господа Спасителя: Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым, полу­чили ответ: Не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 2-3). Как много мы видим язычников и иудеев, еретиков и неправоверующих, которые пресмыкаются в грязи разврата, обагряются кровью, которые свирепее волков и хищнее коршунов, - и тем не менее бич не приближается селениям их, они не наказываются с другими людьми и поэтому надмеваются против Бога и даже до неба восхо­дят уста их. И, напротив, знаем, что святые мужи страдают в болезнях, несчастьях, нище­те и иногда говорят: Еда всуе оправдих сердце мое, и умых в неповинных руце мои (Пс. 72, 13) [243] и тотчас, упрекая себя, рассуждают: Аще... повей гпако, се роду сынов Твоих, емуже обещахся (ст. 15). Если ты думаешь, что причина слепоты - грех и что гнев Божий производит то, что часто излечивают врачи, то ты должен будешь обвинить во грехе бесхитростного Иса­ака, который до того был слеп, что по ошибке даже дал благословение тому, кому не хотел; должен будешь обвинить Иакова, у которо­го помрачилось зрение и который, внутрен­ними очами и пророческим духом прозревая далекое будущее и провидя Христа, имеюще­го произойти от царского рода, не мог видеть Ефрема и Манассию (см.: Быт. 27; 48 и 49). Кто из царей святее Иосии? Он был убит египетским оружием. Кто выше Петра и Павла? Их кро­вью багрен был меч Нерона. И (чтобы не говорить о людях) Сын Божий потерпел поношение Креста: неужели после этого ты считаешь блаженными тех, кто наслаждается счастьем и удовольствиями этого мира? Великий гнев тот, когда Бог не гневается на грешников. По­этому и у Иезекииля Он говорит Иерусалиму: И утолю над тобою гнев Мой, и отступит от тебя негодование Мое (Иез. 16, 42); кого лю­бит Господь, того наказывает (Притч. 3, 12) и бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). Отец вразумляет только того, кого любит; учитель наказывает только того ученика, в котором замечает лучшие способности; врач уже отчаивается, если перестает лечить. Поэтому размышляй так: как Лазарь воспри­нял злое в своей жизни, так и я с радостью потерплю страдания в жизни настоящей, что­бы приобрести славу в жизни будущей, ибо [244] Господь не мстит дважды за одно и то же (см.: Наум. 1, 9). В Книге Иова повествуется, по­чему он, святой и непорочный и праведный муж, столько претерпел в своей жизни.

Чтобы сверх меры долго не распространяться о древних событиях, я расскажу тебе маленькую историю, случившуюся во времена моего детства. Когда Афанасий, епископ Александрийский, для опровержения ерети­ков (ариан) вызвал в Александрию св. Анто­ния и когда к этому последнему пришел Дидим, ученейший муж, лишенный зрения, то между прочими рассуждениями относитель­но Священного Писания, удивляясь уму Дидима и восхваляя силу духа его, св. Антоний спросил его: «Не печалит ли тебя лишение телесных очей?» Когда Дидим в смущении мол­чал, то, спросив его во второй и третий раз, св. Антоний наконец вынудил его откровен­но сознаться, что он сожалеет об утрате зре­ния. Тогда Антоний сказал ему: «Я удивля­юсь, что мудрый муж скорбит о потере того, что имеют и муравьи, и мухи, и комары, и не радуется, что имеет то, чего удостоились одни святые и апостолы». Из этого можно заклю­чить, что гораздо лучше видеть духом, нежели телом, и иметь те глаза, в которые не может попасть сучец греха (см.: Лк. 6, 41). Хотя в этом году ты не будешь у нас, но мы не отчаиваемся в твоем посещении. Если священный диакон, податель письма, опять будет задержан твои­ми ласками и ты прибудешь сюда вместе с ним, то я охотно перенесу эту отсрочку в надежде, что замедление расплаты вознаградится большими процентами. [245]


<< Назад | Содержание | Вперед >>