Неотступная евангельская жена удостоена наконец быть услышанной (см.: Мф. 15, 28); и друг получил от друга хлебы в полночь, когда [39] двери были уже заперты рабами (см.: Лк. 11, 8). Сам Бог, не победимый никакими силами, побеждается мольбами мытаря (см.: Лк. 18, 14). Город Ниневия, погибший вследствие греха, устоял вследствие молитв (см.: Ион. 3, 10). К чему же в самом начале такое длинное повторение известных историй? К тому, чтобы ты, великий, обратил внимание на малого, чтобы ты, богопросвещенный пастырь, не презрел больную овцу. Христос с креста ввел разбойника в рай и - чтобы никто не считал обращения поздним - превратил наказание за убийство в мученичество. Христос, говорю я, радостно объемлет возвращающегося блудного сына (см.: Лк. 15, 20), и, оставив девяносто девять овец, Добрый Пастырь приносит на плечах одну заблудшую овцу (см.: Лк. 15, 5). Павел из преследователя становится проповедником, терпит слепоту телесными очами, чтобы более видеть умом, и тот, кто прежде вел на собор иудейский связанных рабов Христовых, сам впоследствии хвалится узами Христовыми (см.: Деян. гл. 9).

Я, как уже писал прежде, восприяв одежу Христову в Риме, живу ныне в варварских пределах Сирии. Не думай, что я живу там по чужому приговору: я сам счел себя того достойным. Но, как говорит языческий поэт: «Кто переплывает море, меняет небо, но не душу» (Гораций); неотступный враг так преследует меня по пятам, что ныне в пустыне я терплю большие нападения. Здесь, поддерживаемая мирским заступничеством, свирепствует арианская ярость. Здесь Церковь, разорвавшаяся на три части, спешит привлечь меня к себе. Древний авторитет монахов, живущих в окрестностях, восстает [40] против меня. Я между тем вопию: кто соединяется с кафедрой Петровой, тот мой (единомысленник). Мелетий, Виталий и Павлин говорят, что они единомудрствуют с тобой: мог бы я поверить тому, если бы говорил кто-нибудь один. Теперь же или двое лгут, или все. Итак, я заклинаю блаженство твое Крестом Господним и необходимым веры нашея благолепием, страданием Христовым, чтобы ты, преемник апостолов честью, преемник их и в достоинстве, сидящий на престоле и имеющий судить со обанадесятью, подобно Петру, поясуемый в старости иным, получающий небесное гражданство вместе с Павлом, чтобы ты уведомил меня письменно, с кем я должен иметь общение в вере. Не пренебрегай душой, за которую Христос умер.


<< Назад | Содержание | Вперед >>