главный раздел - Статьи
Индекс материала
Вера и разум (fides et ratio)
1. ЯВЛЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ МУДРОСТИ
2. ВЕРУЮ, ЧТОБЫ ОСОЗНАВАТЬ
3. ОСОЗНАЮ, ЧТОБЫ ВЕРИТЬ
4. О СООТНОШЕНИИ МЕЖДУ ВЕРОЙ И РАЗУМОМ
5. СУЖДЕНИЯ УЧИТЕЛЬСТВА ЦЕРКВИ В ОБЛАСТИ ФИЛОСОФИИ
6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БОГОСЛОВИЯ И ФИЛОСОФИИ
7. НУЖДЫ И ЗАДАЧИ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все страницы

4. О СООТНОШЕНИИ МЕЖДУ ВЕРОЙ И РАЗУМОМ

Важнейшие этапы встречи веры и разума

36. Как свидетельствуют Деяния Апостолов, с самого начала христианскому учению приходилось сталкиваться с различными течениями философской мысли того времени. Эта книга описывает дискуссию, которую св. Павел вел в Афинах с некоторыми эпикурейскими и стоическими философами (Деян 17, 18). Экзегеза его проповеди в Ареопаге показывает многочисленные аллюзии на распространенные в то время суждения, относящиеся в основном к стоической философии. Разумеется, это не случайно. Если первые христиане хотели, чтобы язычники их поняли, они не могли ссылаться лишь на "Моисея и пророков"; они также должны были использовать естественное познание Бога и глас совести каждого человека (см. Рим 1, 19-21; 2, 14-15; Деян 14, 16-17). Но поскольку в языческой религии это естественное познание было затемнено идолопоклонством (см. Рим 1, 21-32), апостол посчитал более целесообразным сослаться в своей проповеди на мысли философов, которые с самого начала противопоставляли мифам и мистическим культам концепции, подчеркивающие божественную трансцендентность.

Классические философы стремились, прежде всего, очистить представления человека о Боге от мифологических наслоений. Как известно, греческая религия, как и большинство космических религий, носила политеистический характер и приписывала божественные свойства даже предметам и явлениям природы. Попытки человека постичь происхождение божеств, а тем самым вселенной, первоначально выражались в поэзии. Древние теогонии остаются первым свидетельством таких поисков. Задачей же первых создателей философии было показать связь разума и религии. Обращая свой взор ввысь, к универсальным принципам, они уже не останавливались на античных мифах, а хотели рационально обосновать свою веру в божество. Таким образом, они встали на путь, который, оставив в стороне прежние частные традиции, характеризовался неким прогрессом, отвечающим требованиям всеобщего разума. Целью этого прогресса было критическое суждение о предметах веры. Это начинание благотворно повлияло на саму первоначальную концепцию божества. Предрассудки были изобличены, и религия, по крайней мере, частично, была очищена с помощью рационального анализа. Именно на этой основе Отцы Церкви начали плодотворный диалог с древними философами, открыв путь для проповедования и познания Бога, явленного в Иисусе Христе.

37. Говоря об этом сближении христиан с философией, следует помнить об их настороженности по отношению к иным элементам языческой культуры, например, к гностицизму. Философию как практическую мудрость и школу жизни было легко отождествить с некоторыми видами таинственных, эзотерических знаний, предназначенных для немногочисленных избранных. Несомненно, именно такие эзотерические спекуляции имел в виду св. Павел, когда предостерегал колоссян: "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол 2, 8). Как актуально звучат слова апостола по отношению к различным формам эзотеризма, которые в наши дни распространяются в некоторых кругах верующих, лишенных должного критического чувства. Следуя примеру св. Павла, другие христианские авторы первых веков, особенно св. Ириней и Тертуллиан, критически высказывались о культурной тенденции, пытавшейся подчинить истину Откровения толкованию философов.

38. Итак, сближение христианства и философии не было ни мгновенным, ни легким. Первые христиане считали занятия философией и посещение философских школ скорее помехой, нежели помощью. Свою первую и неотложную задачу они видели в проповедовании учения о Христе, воскресшем из мертвых, которое следовало провозгласить каждому, чтобы склонить его к обращению и к просьбе о крещении. Однако это не значит, что они не заботились о глубоком понимании веры и ее причин. Совсем наоборот. Следовательно, обвинения Цельса в адрес христиан в "неграмотности и невежестве" (31) несправедливы и безосновательны. Причина первоначального пренебрежения христиан к философии кроется в другом. В действительности, чтение Евангелия давало им настолько исчерпывающий ответ на вопрос о смысле жизни, до этого казавшийся неразрешимым, что посещение философских школ казалось им чем-то из области прошлого и, в некотором роде, пережитком.

Это становится еще более очевидным, если мы осознаем, что христианство внесло вклад в защиту всеобщего права на доступ к истине. Уничтожив расовые, социальные и связанные с неравноправием полов барьеры, христианство с самого начала провозгласило равенство всех людей перед Богом. Первым следствием этого представления было изменение отношения к истине. Так, полностью было отброшено понятие высшего общества, которому одному лишь, согласно древним, принадлежало право искать истину. Поскольку доступ к истине является благом, позволяющим прийти к Богу, все должны иметь возможность пройти этот путь. Существует множество путей, ведущих к истине; но так как христианская истина обладает спасительной силой, можно следовать по любому из этих путей, при условии, что он приведет к конечной цели, т.е. к Откровению Иисуса Христа.

Среди тех, кто приветствовал конструктивный диалог с философской мыслью, хотя и призывал к осторожному благоразумию, следует упомянуть св. Юстина: хотя он высоко ценил греческую философию, он твердо и однозначно утверждал, что христианство является "единственной безошибочной и плодотворной философией" (32). Климент Александрийский тоже называл Евангелие "истинной философией" (33) и считал философию ближайшим, после закона Моисея, введением в христианскую веру (34) и подготовкой к Евангелию (35). Поскольку "философия желает той мудрости, которая состоит в благе души, правоте слова и чистоте жизни, она хорошо подготавливает к мудрости и делает все, чтобы овладеть ею. Философами же мы называем тех, кто любит таковую мудрость, которая все творит и всех наставляет, т.е. познание Сына Божьего" (36). По мнению Климента, главной целью греческой философии является не совершенствование или подтверждение христианской истины, а защита веры: "Учение Спасителя, будучи Божией силой и Божией премудростью, является всесовершенным и ни в чем не нуждается. Если присоединить к ней греческую философию, истина не станет действеннее, но так как философия делает тщетными все нападки софистов и разрывает тайные сети, расставленные истине, мы называем ее оградой и стеной, окружающей виноградник" (37).

39. По мере того как развивались события, христианские полемисты перенимали философское познание в строгом смысле. Первым и значительнейшим из примеров, которые можно найти, является Ориген. Опровергая нападки философа Цельса, Ориген использует философию Платона, чтобы обосновать свои контраргументы. Используя многие элементы философии Платона, он начинает формировать первоосновы христианского богословия. Само понятие богословия как рационального рассуждения о Боге еще было связано с греческой культурой, в рамках которой оно возникло. Например, в философии Аристотеля термином "богословие" обозначалась наиболее благородная часть и как бы кульминация философских рассуждений. В свете же христианского Откровения то, что прежде обозначало учение о природе богов, получило совершенно новый смысл, ибо стало означать рассуждения верующего с целью сформулировать истинное учение о Боге. Это постепенно распространяющееся новое христианское понятие основывалось на философии, но вместе с тем старалось как-то от нее отмежеваться. История показывает, что учение Платона, воспринятое христианским богословием, претерпело значительные изменения, в особенности в том, что касалось бессмертия души, обожествления человека и происхождения зла.

40. В этом процессе христианизации платонизма и неоплатонизма особого внимания заслуживают Каппадокийские отцы, Дионисий, именуемый Ареопагитом, и, главным образом, св. Августин. Этот великий западный Учитель Церкви ознакомился с различными философскими школами, но ни одна не оправдала его надежд. Когда же ему была явлена истина христианской веры, он нашел в себе силы совершить подлинное обращение, к чему его не могли склонить философы, которых он часто посещал. Вот как он сам описывает мотивы своего шага: "...Я стал предпочитать католическое учение (манихейскому), поняв, что в его повелении верить в то, что нельзя доказать (может быть, доказательство и существует, но, пожалуй, не для всякого, а может, его и вовсе нет), больше скромности и правды, чем в опрометчивых насмешках представителей лжеименного знания над легковерием, после чего они предлагают верить во множество неправдоподобных и абсурдных вещей, которые не могут доказать" (38). Св. Августин порицал и самих платоников, о которых чаще всего упоминал в своих произведениях, причем порицал за то, что, хотя они и знали цель, к которой следует стремиться, но не постигли путь, ведущий к ней, а именно, Воплощенное Слово (39). Гиппонский епископ смог создать первый синтез философских и богословских учений, в котором встретились различные направления греческой и латинской мысли. В рамках этого синтеза единство знаний, основанное на библейской мудрости, было подтверждено и усилено глубиной умозрительных заключений. На протяжении столетий синтез св. Августина оставался самой совершенной формой философских и богословских рассуждений на Западе. Благодаря личному опыту и праведному образу жизни, Августин внес в свои труды многочисленные идеи, которые, будучи связаны с опытом, обеспечили развитие некоторых философских направлений.

41. Итак, западные и восточные Отцы Церкви различными способами были связаны с философскими школами. Это не значит, что содержание их учения совпадало с системами, которые они использовали. Вопрос Тертуллиана: "Что общего между Афинами и Иерусалимом? А между Академией и Церковью?" (40) - ярко свидетельствует о критическом отношении, с каким христианские мыслители с самого начала рассматривали проблему взаимодействия веры и философии, отмечая как пользу, так и пределы его. Это не были наивные мыслители. Именно потому, что они глубоко переживали истины веры, им удалось достичь глубин спекулятивного мышления. Поэтому неправильно было бы сводить их деятельность лишь к выражению истин веры в философских категориях. Они сделали намного больше! Они позаботились о том, чтобы в полном свете явилось то, что было представлено лишь косвенно и в общих чертах в философии великих мыслителей древности (41). Задачей последних, как я уже сказал, было показать, каким образом разум, освобожденный от внешних оков, может выйти из тупика мифов, чтобы принять трансцендентное. Итак, освобожденный и правильно воспитанный разум мог достичь высшего уровня размышлений, создав прочный фундамент для осознания бытия, трансцендентного сущего и абсолюта.

Именно в этом заключается новизна творений Отцов Церкви. Они полностью приняли достижения разума, готового принять абсолют, и привили ему богатство, почерпнутое из Откровения. Эта встреча произошла не только в сфере культур, одна из которых может восхищаться другой; она произошла в глубине душ и явилась встречей творения со своим Творцом. Перешагнув предел, к которому он неосознанно стремился в силу своей природы, человеческий разум сумел достичь высшего блага и высшей истины в Воплощенном Слове. Что же касается различных философских систем, то Отцы Церкви смело указывали как на то, что роднило, так и на то, что отличало их от Откровения. Осознание сходства не мешало им замечать и различия.

42. В схоластическом богословии роль разума, сформированного в философской школе, становится более значительной под влиянием интерпретации понятия "уразумение веры", сформулированного св. Ансельмом. По мнению святого архиепископа Кентерберийского, примат веры не запрещает разуму вести самостоятельные поиски, ибо задача разума не заключается в оценке истин веры; этого он делать не может, так как не способен к этому. Его роль заключается скорее в поисках смысла, в открытии рациональных доказательств, которые позволят всем людям каким-то образом осознать истины веры. Св. Ансельм подчеркивает, что разум должен искать то, что любит: чем сильнее любит, тем сильнее стремится познать. Кто живет ради истины, тот стремится к определенной форме познания, которая вызывает в нем все более сильную любовь к тому, что он постигает, хотя он сам должен признать, что еще не достиг всего желаемого: "Я сотворен, чтобы лицезреть Тебя, и еще не достиг того, ради чего сотворен" (42). Итак, желание постичь истину велит разуму стремиться все дальше; разум поражается своим непрестанно возрастающим возможностям расширять горизонты своего познания. Но в этот момент разум также может заметить, где заканчивается его путь: "По-моему, должно быть достаточно для исследующего прийти к непостижимой вещи, если он путем рассуждения придет к неколебимому убеждению, что эта вещь действительно существует, хотя и не сможет проникнуть умом в то, как она существует. (...) Но что так непостижимо, так неизреченно, как то, что превыше всего? Поэтому если все, что до сих пор высказывалось о высшей сущности, утверждалось на основании необходимых доводов, то даже при условии, что интеллект не сможет проникнуть в нее настолько глубоко, чтобы выразить ее словами, уверенность в ее существовании ничуть не пошатнется. Ибо, если благодаря приведенному выше рассуждению разумсознательно постигает непостижимость бытия (rationabiliter comprehendit incomprehensibile esse), т.е. непостижимость того, каким образом эта высшая мудрость знает сотворенное ею(...), то кто может объяснить, каким образом она знает или изрекает себя саму, - о чем человеку дано знать либо лишь немногое, либо вообще ничего?" (43).

Вновь подтверждается фундаментальная гармония между философским познанием и познанием веры: вера требует, чтобы ее объект постигался разумом; разум, достигая вершины поисков, признает, насколько необходимо ему то, что являет вера.

Непреходящая новизна идей св. Фомы Аквинского

43. Особую роль в этом длительном процессе сыграл св. Фома - и не только в связи с содержанием своей доктрины, но и в связи с диалогом, который он сумел установить с арабской и иудейской философией того времени. В эпоху, когда христианские мыслители заново открывали сокровища древней философии и, прежде всего, труды Аристотеля, заслугой Фомы было то, что он сумел в истинном свете показать гармонию разума и веры. Поскольку и свет веры, и свет разума происходят от Бога, аргументировал он, они не могут противоречить друг другу (44).

Трактуя проблему еще более радикально, св. Фома считает, что природа - истинный предмет исследований философии - может способствовать пониманию Божественного Откровения. Следовательно, вера не боится разума, а просит его о помощи и доверяет ему. Как благодать основывается на природе и совершенствует ее (45), так вера основывается на разуме и совершенствует его. Разум, просвещенный верой, освобождается от недостатков и ограничений, источником которых является грехопадение, и получает необходимую силу, чтобы вознестись к познанию Триединого Бога. Хотя Ангельский Учитель подчеркивал сверхъестественную природу веры, он не забывал также о том, какую ценность представляет разумность веры; наоборот, он умел ее глубоко анализировать и точно определять ее смысл. Ведь вера некоторым образом является "действием мысли"; человеческий разум не отказывается от самого себя и не унижает себя, если принимает истины веры; человек всегда приходит к ним в результате добровольного и осознанного выбора (46).

Именно по этой причине Церковь всегда считала св. Фому мастером умозаключений и образцом надлежащего изучения богословия. Я бы хотел привести слова, которые написал мой предшественник раб Божий Павел VI по случаю семисотлетия со дня смерти Ангельского Учителя: "Без сомнения, Фома отличался смелостью в поисках истины, свободой духа в решении новых проблем и интеллектуальной честностью, присущей тем, которые, не позволяя заражать христианство светской философией, не отвергают последнюю a priori. Поэтому он вошел в историю христианской мысли как первопроходец в философии и естествознании. Основой учения, с помощью которого он, будучи одарен необычайным и почти пророческим гением, разрешил проблему новых взаимоотношений между разумом и верой, было умение совместить секулярную природу мира и радикализм евангельских заповедей, благодаря чему он избежал противоречащего природе отречения от мира и его благ, но и не отошел от высших непоколебимых принципов сверхъестественного порядка" (47).

44. К великим интуитивным идеям св. Фомы относится также та, которая указывает на роль Святого Духа в процессе роста человеческих познаний до подлинной мудрости. Уже на первых страницах Суммы теологии (48) Фома Аквинский хотел показать приоритет той мудрости, которая является даром Святого Духа и вводит в познание Божественной реальности. Его богословие позволяет понять специфику мудрости в тесной связи с верой и божественным познанием. Мудрость постигает благодаря единству природы, основана на вере и дает правильную оценку, исходя из истины самой веры: "Мудрость как один из даров Святого Духа отличается от той, которая считается приобретенным свойством разума. Ибо последняя приобретается благодаря учебе, а та "нисходит свыше" (Иак 3,15). Она также отличается и от веры. Ибо вера принимает божественную истину как она есть, а особенностью дара мудрости является то, что она оценивает в соответствии с божественной истиной" (49).

Хотя Ангельский учитель признает приоритет этой мудрости, он не забывает о существовании двух других взаимодополняющих формах:философской мудрости, которая основывается на способности разума изучать действительность в границах, определенных его природой; а также мудростибогословской, которая основана на откровении и изучает истины веры, приближаясь к тайне самого Бога.

Будучи твердо убежденным, что "всякая истина, кем бы она ни изрекалась, исходит от Святого Духа" (50), св. Фома возлюбил истину бескорыстной любовью. Он искал ее везде, где бы она ни появлялась, стараясь подчеркнуть ее универсальность. Учительство Церкви отмечает и высоко ценит его любовь к истине; его мысль - именно потому, что никогда не теряла из виду объективной, трансцендентной и универсальной истины - достигла "высот, которых человеческий разум никогда не смог бы себе представить" (51). Поэтому его можно по праву назвать "апостолом истины" (52). Именно потому, что он не колеблясь стремился к истине, ему удалось реалистически признать ее объективность. Его философия является подлинной онтологией, а не просто феноменологией.

Трагедия противостояния веры и разума

45. Со времени появления первых университетов богословие вступило в более тесные контакты с другими видами исследований и научных знаний. Хотя св. Альберт и св. Фома учили о существовании определенной связи между богословием и философией, они первыми признали, что философия и различные научные дисциплины должны быть автономны, чтобы проводить исследования в своих областях. Но, начиная с позднего Средневековья, это справедливое разграничение двух областей знаний перешло в пагубное противостояние. Чрезмерный рационализм некоторых мыслителей привел к радикализации позиций и появлению философии, автономной по отношению к истинам веры и практически полностью изолированной от них. В результате этого противостояния появилась некая неуверенность, распространившаяся и на оценку самого разума. Некоторые заняли позицию полного скептицизма и агностицизма с целью расширить границы веры или же, напротив, лишить ее любых рациональных обоснований.

Короче говоря, то, что понималось в патристике и в средневековом богословии как глубокое единство и являлось источником познания, способного достичь высших форм теоретического обобщения, было на практике уничтожено системами, которые защищали рациональное познание, изолированное от веры и являвшееся ее альтернативой.

46. Экстремальные мнения, которые оказали наиболее сильное влияние, особенно в западной истории, известны и легко различимы. Нет преувеличения в утверждении, что развитие философской мысли в период новой истории в основном происходило при постепенном отдалении от христианского Откровения и даже вступало с ним в явное противоречие. В прошлом веке этот процесс достиг наивысшей точки. Некоторые представители "идеализма" различными способами пытались преобразовать веру и ее истины, даже тайну смерти и воскресения Христа, в диалектические структуры, доступные рациональному познанию. Этому течению противостояли различные виды философски проработанного атеистического гуманизма, сторонники которого считали, что вера вредна и препятствует полноценному развитию разума. Причем эти течения без колебания принимали статус новых религий, использующих некоторые привлекательные лозунги, и послужили в социальной и политической области основой для создания тоталитарных систем, оказавшихся губительными для человечества.

В сфере естественных наук стало преобладать позитивистское мышление, которое не только разорвало все связи с христианским видением мира, но, что самое главное, отказалось от всех метафизических и нравственных понятий. Вследствие этого некоторые ученые, полностью отказавшись от нравственных ценностей, перестали помещать человеческую личность и всю ее жизнь в центр своих исследований. Более того, некоторые из них, осознав, какие возможности открываются благодаря развитию техники, не только поддались соблазнам рынка, но и поставили своей целью добиться власти демиурга, чтобы управлять природой и даже самим человеком.

Последствия кризиса рационализма в конце концов привели к возникновению нигилизма. Для наших современников он в какой-то мере притягателен как философия небытия. Его сторонники считают, что поиски сами по себе являются целью, поскольку нет надежды и возможности достичь истины. В интерпретации нигилистов существование дает лишь совокупность ощущений и опыта, имеющую преходящий характер. Нигилизм лежит в основе распространенного в наши дни мнения, что не стоит брать на себя постоянных обязательств, поскольку все изменчиво и временно.

47. С другой стороны, не следует забывать, что роль философии в современной культуре изменилась. Она потеряла статус мудрости и универсального знания и постепенно превратилась в одну из многочисленных форм интеллектуальной деятельности; более того, некоторые считают ее вовсе излишней. Другие формы рационального познания при этом приобретают все большее значение, подчеркивая второстепенный характер философского знания. Вместо того чтобы служить созерцанию истины, а также поискам конечной цели и смысла жизни, эти формы рационального познания используются - или, во всяком случае, могут использоваться - как "инструментальный разум" для достижения утилитарных целей, личной выгоды и власти.

Уже в первой моей энциклике я указал, какая серьезная опасность возникает, когда человек придает этому пути абсолютный характер: "Создается впечатление, что современному человеку постоянно угрожает то, что он создает, то есть плоды его трудов и, в еще большей степени, плоды его разума и устремлений его воли. Плоды многообразной деятельности человека часто очень быстро и непредвиденным образом подвергаются "отчуждению", то есть оказываются отобранными у производителя, при этом они зачастую прямо или косвенно обращаются против самого же человека. Кажется, что в этом и состоит взятая в ее самом обширном и универсальном измерении основная суть трагедии современного человеческого существования. В результате человека все больше охватывает страх. Он опасается, что плоды его труда могут обернуться против него - конечно, не все они, и даже не большая их часть, - а некоторые, но именно те, в которых отразились лучшие стороны его гения и его способности к творчеству" (53).

После этих преобразований в культуре некоторые философы, отказавшись искать истину ради нее самой, выбрали в качестве единственной цели своих поисков субъективную уверенность или практическую пользу. В результате они упустили из виду истинное достоинство разума, который в результате лишился способности познавать истину и искать абсолют.

48. В последнем периоде истории философии наблюдается все возрастающее размежевание веры и философствующего разума. Разумеется, что при внимательном изучении философских трудов даже тех авторов, которые способствовали разделению веры и разума, в них можно обнаружить ценные зерна мысли, которые - при условии, что они будут приняты и развиты праведным сердцем и разумом - могут открыть путь к истине. Такие зерна мысли содержатся, к примеру, в глубоком анализе восприятия и опыта, воображения и бессознательного, личности и интерсубъективности, свободы и ценности, времени и истории. Мысль о смерти тоже может стать для каждого философа суровым призывом обрести истинный смысл своей жизни. Но, несмотря на это, в настоящее время соотношение веры и разума требует внимательного изучения, поскольку взаимосвязь разума и веры нарушена, что приводит к обеднению обеих сторон. Разум, лишенный помощи Откровения, обречен на блуждание окольными путями, в результате чего он подвергается опасности потерять из виду конечную цель. Вера, лишенная поддержки разума, сосредоточилась на чувствах и переживаниях, поэтому возникает опасность, что она утратит универсальный характер. Ошибочно мнение, что вера сильнее воздействует на слабый разум; наоборот, в этом случае она подвергается серьезной опасности, поскольку может быть сведена к уровню мифов или предрассудков. Аналогично, если разум сталкивается с незрелой верой, ему не хватает стимулов, чтобы сосредоточить внимание на глубине и новизне бытия. Поэтому пусть не покажется неуместным мой серьезный и решительный призыв восстановить единство веры и разума, которое позволит им действовать в соответствии с их природой, сохраняя взаимную автономию. Глубине веры должно соответствовать дерзновение разума.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."