Содержание | Библиотека | Новейшая история России


Скромно отметив 80-летие Февраля 1917 года левая российская общественность готовится широко отметить 80-летие [6] Октябрьской революции 1917 года. Такой разный подход к событиям Февраля и Октября отвечает советским традициям, но его трудно совместить с более широким историческим взглядом на события XX столетия. В энциклопедии «Великая Октябрьская социалистическая революция»[1] имеется лишь небольшая статья о Февральской буржуазно-демократической революции[2]. Между тем в энциклопедиях западных стран речь обычно идет не о двух, а об одной «Русской революции 1917 года». В этом нет неприязни к термину «социалистическая». Хотя Февральская и Октябрьская революции существенно различались по своим целям, движущим силам и последствиям, в ретроспективном сознании человечества они видятся сегодня как два этапа единого революционного взрыва, которым ознаменовался для России 1917 год.

Октябрьской революции 1917 года. Такой разный подход к событиям Февраля и Октября отвечает советским традициям, но его трудно совместить с более широким историческим взглядом на события XX столетия. В энциклопедии «Великая Октябрьская социалистическая революция имеется лишь небольшая статья о Февральской буржуазно-демократической революции. Между тем в энциклопедиях западных стран речь обычно идет не о двух, а об одной «Русской революции 1917 года». В этом нет неприязни к термину «социалистическая». Хотя Февральская и Октябрьская революции существенно различались по своим целям, движущим силам и последствиям, в ретроспективном сознании человечества они видятся сегодня как два этапа единого революционного взрыва, которым ознаменовался для России 1917 год.

Современникам и участникам революции трудно сохранять объективность в ее оценках. Для российских монархистов и политиков правого спектра именно Февраль стал главной катастрофой, а все остальное было лишь логическим следствием или продолжением краха. Для российских демократов именно Февраль был величайшим достижением России, тогда как Октябрь - это заговор и крушение идеалов свободы и демократии. Для большевиков Февраль - это главным образом пролог Октября. Как писал Л. Троцкий, «Февральская революция была только оболочкой, в которой скрывалось ядро Октябрьской революции. История Февральской революции есть история того, как октябрьское ядро освобождалось от своих соглашательских покровов»[3]. Лидер кадетов и историк Павел Милюков считал Октябрь неизбежным и естественным продолжением Февраля, «ибо пройти все стадии - от умеренных до крайних - участь любой настоящей революции»[4]. Русский философ и историк Георгий Федотов писал в годы эмиграции: «Можно ли противопоставлять Февраль и Октябрь? Конечно, не в социологическом анализе русской революции. Исторически они оба входят в этот грандиозный процесс как его моменты. Для историка всегда остается Февраль-зачинатель и Октябрь-завершитель... Те же силы, которые вызвали взрыв Февраля, произвели и Октябрь»[5]. Другой русский философ-эмигрант Федор Степун писал уже в 1947 году: [7] «Противопоставлять «Февраль» «Октябрю» как два периода революции, как всенародную революцию - партийно-заговорческому срыву ее, как это все еще делают апологеты русского жирондизма, конечно, нельзя. «Октябрь» родился не после «Февраля», а вместе с ним, может быть, даже раньше его. Ленину потому только и удалось победить Керенского, что в русской революции порыв к свободе с самого начала таил в себе и волю к разрушению. Чья вина перед Россией тяжелее - наша ли, людей «Февраля», или большевиков - вопрос сложный. Во всяком случае, нам надо помнить, что за победу зла в мире отвечают не его слепые исполнители, а духовно зрячие служители добра»[6].

Я бы пошел еще дальше, ибо невозможно понять судьбу и характер Русской революции, не выходя за пределы 1917 года. Многие историки и политики сравнивают Русскую революцию с Великой Французской революцией. Часто прибегал к такому сравнению и Ленин, называя большевиков якобинцами, а меньшевиков жирондистами. Но разве можно говорить о Французской революции, не выходя за хронологические рамки 1789 года? Подобно тому, как в историю Французской революции включается не только штурм Бастилии или казнь короля и королевы Франции, но и все события 1789 - 1794 годов, так и в историю Великой Русской революции следует включить все события, которые происходили в нашей стране от февраля 1919 года до декабря 1922 года, когда был завершен переход к НЭПу и образован Советский Союз.

Революции редко достигают тех результатов, которые были ими провозглашены. Под сомнение могут быть поставлены со временем результаты любой революции, и история дает тому много-примеров - от реставрации Бурбонов до появления во Франции нового императора - Наполеона III. Однако многие результаты великих революций необратимы. Поэтому бессмысленно и нереально ставить под сомнение все результаты Русской революции, как бы этого ни хотели некоторые из нынешних российских либеральных идеологов или политиков.


[1] «Великая Октябрьская социалистическая революция». Энциклопедия. М., 1987, издание третье.

[2] Там же, стр. 552 - 557.

[3] Л. Троцкий. История русской революции, т. 1: Февральская революция. Берлин, 1931, стр. 6.

[4] П. Милюков. Россия на переломе, т. 1 - 2. Париж, 1927; цит. по: «Коммунист», 1990, № 5, стр. 48.

[5] Г. Федотов. Февраль и Октябрь; цит. по: «Молодой коммунист», 1990, №7, стр. 15.

[6] Ф. Степун. Бывшее и несбывшееся, т. 13. Лондон, 1956, 1990; цит. по: «Общественная мысль за рубежом», 1990, № 10, стр. 15.