Содержание | Библиотека | Новая и Новейшая история Европы


Лояльность парламента. - Парламентские комитеты. - Палата лордов. - Обновление нижней палаты. - Иностранные сношения. - Финансы. - Суд.

Теперь мы обратимся к рассмотрению той правительственной организации, которая была в руках парламента. Во все время гражданской войны парламент упорно придерживался конституционной теории и заявлял, что он борется не с королем, а с его дурными советниками. Цель парламента - защита монархии и желание вернуть ее к ее истинным основам. Когда в феврале 1643 г. парламент вел переговоры с королем, то заверял его в своих верноподданнических чувствах: «Злые советники оттолкнули ваше величество от парламента, подняли против него оружие и заставили нас стать на защиту наших прав, свобод и религии... Мы готовы оказывать вашему величеству должное повиновение и служить вам, мы покорнейше молим ваше величество вернуть нам мир и покровительство, которое раньше вы и ваши предки оказывали нам». Даже тогда, когда король был уже разбит и находился в плену, почтение к нему не прекратилось. Когда в 1647 г. шотландцы передали пленного короля парламенту, население встречало его с радостью: в честь короля палили из пушек и звонили в колокола. Вождь парламентской армии Ферфакс, встречавший короля, соскочил с лошади при его приближении и почтительно поцеловал его руку.

В то самое время, когда в Вестминстере заседал суд, приговоривший короля к смертной казни, съезд мировых судей в Девоншире писал приказы от его имени. Уже во время гражданской войны, в октябре 1642 г., парламент постановил сжечь один памфлет, написанный против короля. Если кто начинал говорить о республике, то это шокировало парламент. В палате общин был один такой «enfant terrible» - Генри Мартен. Летом 1643 г. парламент хотел изъять из обращения брошюру священника Сольтмарша за то, что в ней была следующая  [365] фраза: «Пусть лучше погибнет одно семейство, чем все королевство». Мартен защищал эту брошюру в парламенте. На вопрос, кто же это семейство, Мартен прямо ответил, что это король и его семья. Это так оскорбило парламент, что он исключил Мартена из своей среды и посадил в Тауэр. Более явной была ненависть по отношению к королеве, папистке, на которую святость короля распространялась только косвенным образом. В 1647 г. республиканская выходка Мартена уже не встретила противодействия. В парламенте обсуждалась просьба пленного короля оставить ему двух капелланов. Мартен, посоветовал исполнить его просьбу и оставить ему обоих капелланов, чтобы он мог лучше приготовиться к смерти. Почтительная на словах палата общин ставит королю в переговорах с ним суровые требования. В феврале 1643 г. парламент предлагает королю распустить его войско, отдать церковное управление и милицию в распоряжение парламента и признать несменяемость парламентских судей. Условия 1644 г. еще суровей: король должен принять лигу и ковенант, покарать своих оксфордских советников, отдать войско и флот в распоряжение парламентской комиссии, согласиться на назначение сановников и судей парламентом и признать, что они не теряют своих мест до тех пор, «пока хорошо себя ведут»; право войны и мира король должен осуществлять совместно с парламентом.

Таким образом, парламент провозглашал себя носителем верховной власти и соединял в себе судебные, законодательные и административные полномочия и военное командование. Парламент на практике осуществлял режим парламентаризма. Деятельность Долгого парламента, несомненно, является колыбелью английского парламентаризма, так как население воочию увидело возможность такого строя. Правда, парламентаризм еще не вылился тогда в форму ответственного кабинета, свою административную власть парламент проявил через «парламентские комитеты», которые возникали и уничтожались по мере надобности; число их доходило иногда до двадцати. Среди них есть и довольно постоянные комитеты - военные и дипломатические. Палаты и комитет развивают усиленную и разностороннюю работу, через их руки проходит огромное число крупных и малых дел. Всего важнее деятельность комитета обоих королевств (Committee of both Kingdoms), учрежденного в феврале 1644 г. для проведения лиги и ковенанта. В его компетенцию входят преимущественно вопросы [366] войны и дипломатии. Деятельность его особенно важна тем, что он закрепил унию Англии и Шотландии. Эта уния прежде была только личной, учреждения обоих королевств не были объединены. Теперь они объединяются в этом комитете, где совместно работают и принимают решения комиссары, выбранные и английским и шотландским парламентами. В нем заседают 7 пэров, 14 коммонеров (все наиболее влиятельные люди) и 4 шотландских комиссара. Сначала палаты опасаются комитета. Он учреждается первоначально на три месяца, но потом без срока. Ему дается большая самостоятельность. Правда, в переговорах о войне и мире он обязан исполнять указания парламента, но он самостоятельно ведет корреспонденцию с иностранными державами, составляет планы войны, шлет приказы генералам, получает от них донесения, его просят о вспомогательных отрядах. В октябре 1645 г. комитет передал верховное командование комиссии генералов, куда вошло и двое штатских членов комитета. Опыт был очень неудачен. Уже в июне 1644 г. комитет пренебрежительно обращается с палатой лордов, отказывается сообщить ей свои инструкции Эссексу. Комитетом был выработан план реформы армии. После разрыва с Шотландией в 1648 г. английские члены комитета, пополненные индепендентами, образовали так называемый Derby House Committee. Были и другие комитеты. В июле 1642 г. был учрежден комитет безопасности (Committee of Safety) в составе 5 пэров и 10 коммонеров. Финансы ведет Committee for advance of money (с 1642 г.). В силу необходимости увеличения доходов и в угоду политической мести создается Committee of Sequestrations; его задача отбирать земли у роялистов. Другой комитет входит в сношение с робкими о штрафе за пассивный роялизм (Committee of compounding with delinquents, или Goldsmit's hall Committee). Образуется комитет для рассмотрения претензий лиц, пострадавших от роялистов (Indemnity Committee). Парламент не проповедует отделение церкви от государства, а, наоборот, затягивает узду над церковью. Учреждается комитет для помощи священникам, пострадавшим от англикан (Committee for plundered ministers), который вскоре превращается в средство преследования англиканских священников и приобретает большое влияние на судьбу государственной церкви.

Во время гражданской войны нижняя палата получает безусловное преобладание над верхней. Много пэров ушло к королю. В 1643 г. насчитывается всего около 30 парламентских [367] пэров, и это число редеет. Верхняя палата упразднила сама себя раньше, чем была упразднена официально 5 февраля 1649 г. Редеют и умеренные в палате общин. Одни уходят в Оксфорд, другие отстраняются от политики. С августа 1645 г. палата начинает заполнять освободившиеся места: до конца 1646 г. в палату вошло, таким образом, 235 новых членов, среди которых преобладали сторонники войны и религиозной терпимости; немало было офицеров из «Новой модели». И среди новых членов преобладают джентльмены, худородные попадают большей частью через «Новую модель». Парламент завязывает сношения с иностранными державами. Еще осенью 1642 г. он шлет своего представителя в Голландию. В 1644 г. представители Голландии, Швеции и Франции признают Долгий парламент законным. Правда, весной 1645 г. парламент жалуется, что голландские послы хлопочут за короля. Весной 1644 г. парламент собирается слать своих представителей в Швецию.

Большая часть работы парламента была направлена на изыскание новых денежных средств для ведения борьбы. Сначала парламент практиковал принудительные патриотические подписки, но потом пришлось прибегнуть к частным займам. Парламент много занимал у Сити под обеспечение земель папистов и приверженцев короля; раз он пытался устроить заем у компании «Авантюристов»; раз за границей, у Нидерландов. Немалый доход парламенту дает секвестр имущества упорных роялистов и штрафы с раскаявшихся; в конце 40-х годов много было выручено от продажи церковных земель. Но все же этого не хватает. Продают церковную утварь из собора св. Павла, собираются распродать картинную галерею, собранную покойным герцогом Бекингемом (распродажа не состоялась ввиду заявления одного из членов парламента, что среди картин Бекингема есть много соблазнительных, и что недостойно парламента пускать их в продажу, а лучше их сжечь). Ясно видна необходимость нового постоянного обложения. В конце 1642 г. вводят 5-процентный имущественный налог для всей страны, но поступлений мало. В феврале 1643 г. собирались ввести репарационный налог в 1,5 млн. ф. В марте 1643 г. Бим предложил ввести акциз на все покупаемые и продаваемые предметы. Это предложение вызвало резкую оппозицию. «Как тот, кто выставляет себя горячим защитником свободы подданных, мог предложить такой несправедливый, позорный и разорительный проект?» Но все же в июле 1643 г. пришлось [368] ввести акциз; в 1647 - 1649 гг. он давал в среднем 330 тыс. ф. в год. На содержание «Новой модели» было введено обложение по графствам, но выплачивалось оно плохо. Можно думать, что во время гражданской войны расходы выросли вдвое сравнительно с довоенным временем и требовали крайнего напряжения платежных сил от находившейся в руках парламента части Англии, немало притом пострадавшей от войны. Парламент поддерживал свою конституционность и в судебной области. Большинство судей осталось в Лондоне и по-прежнему продолжало судить; поэтому парламент и считал себя законным преемником старого правительства. Когда же лорд-хранитель печати перебежал к королю в Оксфорд и унес с собой государственную печать, парламент растерялся и не считал своих судей вправе производить суд, если эта государственная святыня не находится у него. В Лондоне приостановилось судопроизводство, адвокаты сидели без хлеба. Парламент, будучи слишком консервативным, долго не решался заказать новую государственную печать. Только в конце 1643 г. он решился это сделать, и тогда судебная деятельность ожила: народ валом пошел судиться. В переговорах с королем парламент старается добиться королевского утверждения для своих судей «dum bene gesserint se» и отрешения оксфордских судей.