Пролетарии Советского Союза снова празднуют годовщину Великой Октябрьской революции, 16 лет назад установившей диктатуру пролетариата на одной шестой части земного шара.
Октябрьская революция стала сигналом к пролетарским выступлениям во всех уголках земли. Под влиянием Октябрьской революции рабочие и крестьяне Японии подняли знаменитые рисовые бунты в 1918 году. Это движение, ставшее исходным пунктом нынешнего революционного движения в Японии, родилось на вершине той волны, которая была вызвана Октябрем.
16 лет рабочие и крестьяне СССР под руководством своей большевистской партии, возглавленные Лениным и Сталиным, ведут героическую борьбу за построение социалистического общества.
Ныне победоносные пролетариат и крестьянство обратили отсталую крестьянскую страну, разоренную империалистической войной и интервентами, в оплот социализма, в страну развитой индустрии и социалистического земледелия - Советский Союз. Эта огромная победа Советского Союза и его Коммунистической партии достигнута в беспощадной борьбе, руководимой в последние 10 лет товарищем Сталиным; она достигнута в борьбе против врагов внутренних и внешних. В результате твердой политики мира Советский Союз стал мощным международным фактором.
Непрестанно улучшается положение советских рабочих и крестьян в результате успешного выполнения первой пятилетки. А в это время трудящиеся массы Японии находятся в катастрофическом положении. Политика японского империализма, направляемая военной кликой, возглавляемого [47] Араки[1] является политикой втягивания страны в кровавую империалистическую войну.
Оккупация и захват Маньчжурии, Жэхэ и Северного Китая служат лишь началом выполнения военных планов милитаристов. Их ближайшая цель - бросить военные силы из Северной Маньчжурии в атаку против Советского Союза. Последние события доказали, что банда военных авантюристов делает все возможное, чтобы вызвать провокацию против Советского Союза и создать повод к нападению на него.
Усиленные военные приготовления Японии, так же как и война Японии в Китае, еще более ухудшили условия жизни японского пролетариата и крестьянства. В то время как японские капиталисты наживают неимоверные барыши на производстве орудий войны, заработная плата рабочих с июня 1932 года упала в среднем на 12 процентов. Во всех отраслях промышленности растет эксплуатация пролетариата. При системе найма временных рабочих и без того низкий уровень жизни японских пролетариев еще более снижается. Так отражается на рабочем классе политика войны.
Все попытки японских господствующих классов сломить сопротивление революционных рабочих, крестьян и интеллигенции закончились неудачей. Пресловутые законы об «опасных мыслях»[2] не смогли приостановить проникновение коммунистических идей в толщу рабочего класса, в армию и флот. Полицейский террор против организаций рабочего класса, массовые аресты и приговоры с длительным сроком тюрьмы не приостановили революционной борьбы пролетариата. [48]
Даже военные предприятия, поставленные под строжайший военный контроль, стали ареной интенсивных классовых столкновений. Так, последние стачки на металлопредприятиях в Осака и на авиазаводе в Нагоя ясно показали готовность японского пролетариата к борьбе.
Даже такая грубая полицейская провокация, как измена Сано и Набэяма[3], не приостановит роста и постоянно увеличивающейся активности героической японской коммунистической партии.
В XVI годовщину Октябрьской революции, перед лицом колоссальных достижений рабочих и крестьян СССР Компартия Японии заявляет о том, что она полна решимости продолжать и усиливать свою борьбу против японского империализма.
В ответ на войну, которую ведет японский империализм в Маньчжурии и в Северном Китае, в ответ на подготовку нападения на Советский Союз коммунисты Японии делают все для мобилизации японских трудящихся масс на защиту Советского Союза и советских районов Китая, на борьбу за эвакуацию японских войск из Китая, Маньчжурии, с Тайваня и из Кореи.
В условиях растущей эксплуатации и обнищания японский пролетариат объединяется под знаменем компартии, выдвигая свои требования о 30-процентном повышении зарплаты, о 7-часовом рабочем дне и против интенсификации труда.
Установлением новых цен на рис японские господствующие классы обрекают крестьянство на голодную смерть. Компартия Японии организует трудовое крестьянство на борьбу за конфискацию помещичьих усадеб, за ликвидацию долгов.
Компартия Японии стойка и едина в своей борьбе за освобождение японских трудящихся и за выполнение своих исторических задач.
Опубликовано в газете "Правда"
от 7 ноября 1938 года
Сэн Катаяма. Статьи и мемуары.
Издание восточной литературы,
1959, стр. 145 - 147.
[1] Араки - представитель самого реакционного направления японского милитаризма, бывший начальник японского генерального штаба, военный министр, министр просвещения при кабинете Коноэ, идеолог японского национализма и фашизма. После военного поражения Японии в 1945 году был арестован, как главный военный преступник, и осужден дальневосточным международным трибуналом в Токио на пожизненное тюремное заключение.
[2] Полицейский закон о сохранении общественного спокойствия (Тиан идзи хо), изданный в 1925 году и направленный против демократического движения в Японии. В июне 1928 года, при кабинете Танака, закон был изменен путем издания чрезвычайного императорского рескрипта. Вместо тюремного заключения была введена смертная казнь за учреждение, содействие или участие в организациях, ставящих своей целью изменение государственного строя или институте частной собственности.
[3] Сано и Набэяма - мелкобуржуазные попутчики коммунизма. В 1933 году, находясь в заключении, перешли на сторону монархии, опубликовав пресловутое заявление об «изменении своих убеждений».
Текст воспроизведен по изданию: Катаяма С. Октябрьская революция и трудящиеся Японии // К вопросу о зарождении и развитии марксизма в Японии. - М., 1960. С. 47 - 49.
Комментарии |
|