Исходя ив намерения восстановить производительные силы страны, разрушенные долгими годами беспрерывной войны на внешних и внутренних фронтах, правительство Р. С. Ф. С. Р., лишь только ему представилась возможность наладить свою экономическую жизнь в более мирных условиях, т. е. начиная с 1921 г., приняло в области имущественного или личного права ряд мер, направленных к обеспечению частной инициативы и профессиональной деятельности.
В области личных прав правительство Р. С. Ф. С. Р. отменило постановления, запрещающие рабочим и служащим покидать государственные предприятия и учреждения, в которых они работают (Сборник законов 1921 г., статья 188), равно как и периодические трудовые мобилизации (Сборник законов 1921 г., статьи 545 и 607); оно провозгласило свободу для всякого избирать себе занятие (Сб. 3 1921. г. ст. 323) и передвигаться без особого разрешения (Сб. 3. 1921 г. ст. 332, § 3). Правительство обеспечило прочнее прежнего право граждан пользоваться своими жилищами, уничтожив существовавшее раньше неограниченное право жилищных отделов и других административных органов на выселение и переселение граждан (Сб. 3. 1920 г., ст 227, и 1921 г., ст. 411.). Особое постановление Совета народных комиссаров утверждает принцип тайны почтово телеграфной переписки, точно указывая в законе способ, которым эта переписка может просматриваться и конфисковываться в случае розыска по уголовные делам (сб. 3 1921 г. ст. 195).
Полиция.
Защита личных прав нашла свое наиболее полное выражение в постановлении, изданном Центральным Исполнительным Комитетом во исполнение резолюции 9 го Всероссийского С'езда, относительно отмены чрезвычайного порядка и реорганизации Чрезвычайных коммиссий.
Вот его текст:
„7) В случае необходимости принять репрессивные меры по отношению к лицам, замешанным в контр-революционных делах, бандитизме, шпионаже, кражах на железных дорогах и речных путях, контрабанде и неразрешенном переходе через границы, политическое управление и политические отделы, также как и их уездные уполномоченные [42] вправе производить обыски, конфискации и аресты в следующих условиях:
а) По отношению к лицам, взятым на месте преступления, аресты, обыски или конфискации могут производиться агентами политического управления и политотделов без особого постановления или приказа этих органов, с последующим одобрением председателя политуправления или соответственных политотделов в течение 48 часов. Во всех других случаях, аресты, обыски или конфискации могут производиться только по особому постановлению политуправления или политотделов и по особому приказу за подписью их председателя. Форма, в какой отдаются эти приказы, определяется циркуляром, выработанным политуправлением и одобренным Комиссариатом Юстиции.
в) В течение двух недель со времени своего ареста, каждое арестованное лицо должно получить сообщение о мотивах ареста.
с) В течение двух месяцев после ареста, политическое управление освобождает задержанного, либо испрашивает у президиума Центрального Исполнительного Комитета разрешения на более продолжительную изоляцию его, если это требуется особыми обстоятельствами, причем срок продления устанавливается Президиумом Центрального Исполнительного Комитета, либо же дело передается в трибунал, с передачей в его распоряжение и арестованного.
8) Все уголовные дела по спекуляции, преступлениям по службе и т. д., находившиеся до опубликования настоящего декрета в ведении Чрезвычайных Комиссий, будут в течение двух недель передаваться в революционные и народные трибуналы, смотря по обстоятельствам, и впредь все дела по преступлениям против советского строя или по нарушению законов Р. С. Ф. С. Р. будут разрешаться исключительно в судебном, порядке в революционных или народных трибуналах по принадлежности.
Обеспечению личных прав, граждан будет равным образом содействовать уголовный кодекс, ныне представленный на усмотрение Совета Народных Комиссаров и устанавливающий точные границы деяний, наказуемых на территории Р. С. Ф. С. Р., в частности квалификацию различных государственных преступлений и проступков. В отношении иностранцев, кодекс устанавливает следующий принцип: „Действие уголовного кодекса Р. С. Ф. С. Р. распространяется на все преступления, совершенные на территории Р. С. Ф. С. Р. собственными-ли ее гражданами или же иностранцами, если только эти последние, в силу своего дипломатического звания, не пользуются правом экстерриториальности (Сб. зак. 1921 г. 303)". [43]
С той же целью Комиссариатом Юстиции бал выработан устав уголовного судопроизводства, представленный ныне на утверждение Совета Народных Комиссаров.
Режим собственности.
В области имущественных прав, правительство Р. С. Ф. С. Р., сохраняя непоколебимым принцип национализации земли, разрешило отчуждение, с передачей лежащих на них обязательств, застроенных владений их собственникам (Сб. Зак. 1921 ст. 410) и передачу арендных прав на застроенные участки, равно как и расширенное пользование правом застройки, согласно с основным законом о земле (Сб. 3. 1918 г. ст. 346).
Сосредоточивая свои материальные и финансовые средства на крупнейших и важнейших государственных предприятиях, правительство перестало брать на себя остальные, которые, сгруппировавшись в самостоятельные тресты, перешли на коммерческий расчет, или же оно передало их в аренду частным предпринимателям. (Сб. Зак. 1921 г.. ст. 313). Особый декрет Центр. Исп. Комитета гарантирует прочность этих договоров и предусматривает, что они могут быть отменены только трибуналами.
Концессии и торговля.
Ставя в порядок дня, в качестве практической задачи, привлечение в Россию, в интересах одновременно как этой страны, так и всего мирового хозяйства, технических талантов и материальных средств промышленно развитых иностранных государств, Совет Народных Комиссаров, декретом от 23 ноября 1921 г. (Сб. 3. 1920 г. ст. 421), обеспечивает имущество концессионеров на все время действия концессионного договора от всякого рода национализации, реквизиции или конфискации, и предоставляет им и многие другие преимущества, позволяющие им беспрепятственно вести свою деятельность.
Восстановление промышленной собственности и вообще частной инициативы в области производства требовало, естественно, восстановления тех же принципов в торговле и торговом посредничестве. Ряд декретов Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров отменил запрещение частной торговли и провозгласил полную свободу частных торговых сделок (Сб. зак. 1921 г. ст. 149, 212, 350).
Акционерные общества.
Для привлечения в торговлю иностранного капитала, Центральный Исполнительный Комитет, постановлением от 13 марта. („Известия", № 60), предоставляет Комиссариату внешней торговли организовывать, с [44] утверждения Совета Труда и Обороны, русские, иностранные или смешанные акционерные предприятия, имеющие целью приложение иностранного капитала к образованию вывозных запасов в России, к их вывозу за границу, равно как и к ввозу в Россию предметов, необходимых для восстановления народного хозяйства и внутреннего оборота.
Собственность на промышленные и торговые предприятия.
В целях прочного обеспечения прав новых владельцев промышленных и торговых предприятий, а также устойчивости торговых отношений против всякого незаконного покушения государствеявых органов или третьих лиц. Совет Народных Комиссаров, декретом oт 17 октября 1921 г. (Сб. зак. 1921 г. ст. 564), отнимает у местных органов право производить какого бы то ни было рода реквизицию или конфискацию и устанавливает: а) что реквизиция, как мера чрезвычайная, может быть постановлена исключительно центральной властью, а именно Советом Труда и Обороны при Совете Народных Комиссаров; в) что за экспроприированные имущества должно быть уплочено их собственникам в течение одного месяца по средней рыночной цене; с) что производство реквизиции и оценка имущества должны совершаться по определенной форме; д) что бесплатная экспроприация частной собственности может иметь место только в виде наказания за какое либо преступление.
Кодекс вещного гражданского права.
С целью одновременного обеспечения прочности и устойчивости гражданских и торговых отношений, правительство приступило к установлению кодекса вещного гражданского права, который в части своей, касающейся обязательств, вытекающих из договоров, уже получил утверждение законодательных властей. Этот кодекс принимает принципы, общепризнанные в этой области гражданскими законами на Западе, и налагает на договаривающиеся стороны обязательство строго выполнять условия договора и определяет случаи, когда договоры могут быть расторжены в судебном порядке. Помимо обязательственного кодекса, в настоящее время опубликованы: а) устав о векселях простых и переводных, согласованный с принципами гражданского права, выраженными в Гаагской конвенции от 23 июля 1910 г.; в) закон а торговых товариществах, определяющий способ образования и функционирования коллективных и командитных товариществ, а также и товариществ акционерных. Закон об акционерных обществах предусматривает учреждение смешанных обществ, в которых паи принадлежат пополам государству и частным лицам. Эти смешанные общества, которые с коммерческим опытом, гибкостью и предприимчивостью частного капитала должны соединять устойчивость и привилегированное [45] положение государственных учреждений, могут в данный момент, когда внешняя торговля составляет предмет государственной монополии, стать могущественным орудием развития ввоза и вывоза. С целью обеспечить охрану интересов спорящих сторон и преследуемых лиц, Совет Народных Комиссаров принял и представил на утверждение Центрального Исполнительного Комитета законопроект, создающий адвокатское сословие с корпоративной автономией.
Наследование.
В области наследственного права остается в силе принцип, по которому имущества умерших русских граждан (за исключением незначительных состояний, но достигающих 10.000 рублей по стоимости 1918 года) переходят к государству; следует, однако, отметить, что закон об отмене наследств нисколько не касается иностранцев; далее, что: а) согласно этому декрету (сб. З. 1918 г. ст. 456) наследство служит прежде всего для удовлетворения кредиторов, после чего только имущество покойного становится собственностью государства; в) по отношению к наследованию движимого имущества иностранцев русское правительство признает т. е. разрешает законным представителям, дипломатическим и консульским, иностранных государств принимать меры к сохранению имущества, оставленного их умершими подданными, равно как и к переходу этого имущества к наследникам по закону или по завещанию, в соответствии с законами заинтересованной страны, при условии взаимности.
Таковы общие меры, принятые для точного определения и защиты личного имущественного права.
Судебные установления.
Следует отметить, что законодательные пробелы и отсутствие до настоящего времени в Советской России писанного гражданского кодекса нисколько не препятствовали народным судам, действующим в силу декрета Центрального Исполнительного Комитета от 21 октября 1920 г. , (Сб. зак. 1920 г. ст. 407), защищать частные интересы граждан и ограждать их от всякого незаконного покушения со стороны государственных органов или третьих лиц. Суды основывали свои приговоры на их свободном правосознании и на прецендентах. Доказательством, что отсутствие писанного гражданского кодекса не является само по себе препятствием к установлениям отношений между гражданами на прочной юридической основе, служит Великобритания, не обладающая никаким писанным гражданским кодексом.
Усовершенствование судебного аппарата является предметом забот Советского правительства, но уже в своем настоящем виде этот аппарат, в лице народных судов, содействует установлению законности и правового [46] туда войск, будут определены специальными соглашениями между государствами. Одновременно делегаты вышеуказанных государств констатируют, что группировки враждебных сил в близости от их границ, равно как набеги этих сил на территорию соседнего государства, представляют опасность для мира и признают, что каждое правительство несет ответственность за образование на его территории вооруженных банд, равно как за переход этих банд на территорию соседнего государства.
Делегаты выражают мнение, что было бы полезно, чтобы стороны, представленные на собрании, выработали в Генуе точные, проекты, имеющие целью осуществление вышеприведенных принципов.
Учинено в Риге тридцатого, марта тысяча девятьсот двадцать второго года, в четырех экземплярах.
Г. Чичерин.
A. Пийп.
(Подписи):
3. Мееровиц.
Текст воспроизведен по изданию: Генуэзская конференция. 1922. Материалы Генуэзской конференции: (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссии, дипломатическая переписка и пр.). - М., 1922. С. 42 - 47.
Комментарии |
|