Как результат указывавшегося в предыдущем сообщении «совещания руководящих лидеров оппозиционной общественности», имевшего место 29-го января сего года, в настоящее время от имени бюро центрального военно-промышленного комитета составлено и уже начало распространяться особое воззвание, обращенное к общественным деятелям, общественным организациям и - как передают - даже к представителям «Особого совещания по обороне».
Помимо непосредственной и прямой задачи - повлиять на широкие общественные и рабочие круги в смысле понуждения их к протестующим выступлениям,- по ряду заслуживающих внимания признаков имеются основания предполагать, что распространением подобного воззвания ц. в.-п. к. преследует еще и другие цели, а именно: заставить правительство привлечь к ответственности и весь остальной состав ц. в.-п. к., дабы этим самым как бы покрыть преступную деятельность и последние выступления представителей «рабочей группы», всецело находившихся под сильнейшим воздействием г. Г у ч к о в а и его ближайших единомышленников. [184]Выпущенное еще 28-го января сего года циркулярное письмо А. И. Г у ч к о в а, обращенное к правлениям больничных касс, могло иметь и, несомненно, имело лишь одну определенную цель: к предстоящим протестующим выступлениям общественности, по поводу ликвидации «рабочей группы», приобщить тем или иным путем и рабочие массы столицы, не особенно благосклонно относившиеся к явному подчинению деятельности представителей этой группы интересам и выгодам оппозиционно-настроенной буржуазии.
Если выпущенная в настоящее время листовка «центральной инициативной группы» представителей местного подпольного ликвидаторского течения Р. С.-Д. Р. П. и критикует деятельность «рабочей группы ц. в.-п. к.» и увещевает рабочих не слушать провокационных призывов «безответственных лиц», зовущих к демонстративным выступлениям в день 14-го февраля сего года, то тот же вопрос в большевистском лагере Р. С.-Д. Р. П. решается в данный момент в менее благоприятных для власти тонах.
Согласно имеющихся в настоящее время повторных и заслуживающих уважительного к себе отношения данных, большевистские подпольные группы в ряде различных районов столицы (например в Московском, Нарвском и Невском) высказались за желательность устройства и участия, с их стороны, в день 14-го февраля демонстративных рабочих выступлений, в смысле использования благоприятно складывающейся для революционного подполья обстановки.
Ряд митингов в различных фабрично - заводских предприятиях столицы, имевших место уже после ликвидации «рабочей группы», - в связи с общей повышенностью настроения в рабочих массах и под воздействием будирующего влияния общественности, - также высказался за желательность прекратить в день 14-го февраля работы в обслуживаемых ими предприятиях, устроить демонстративные шествия и, явившись к Таврическому дворцу, огласить свои проголосованные на этих митингах «резолюции» с требованиями освобождения «рабочей группы» и создания незамедлительно «временного правительства». Из числа предприятий, определенно высказавшихся за подобное решение, ныне открыто указывают Путиловский и Обуховский заводы и сапожную фабрику «Скороход», кои в себе объединяют до 50 000 рабочих.
Мих. Мих. Ф е д о р о в, председатель «центрального комитета общественных организаций по продовольственному делу» (помещается в гор. Москве), в настоящее время усиленно старается о том, чтобы названный комитет заявил также и свой протест по поводу ареста «рабочей группы», три представителя коей (Г в о з д е в, Б р е й д о и пока скрывающийся от ареста А б р о с и м о в) входили в состав названной общественной организации.
Подобного же рода протест старается вызвать со стороны Петроградской биржи труда и гласный городской думы Ш т е й н и н г е р, базирующийся в своей агитации на тех же основаниях, коими руководствуется и М. М. Ф е д о р о в: рабочие Б р е й д о, А б р о с и м о в и К у з ь м и н значились также и в составе названной биржи труда.
Бюджетная комиссия Государственной Думы уже успела и с своей стороны заинтересоваться вопросом об отношении ее к аресту группы: решено поставить председателя Госуд. Думы в известность о необходимости внести правительству запрос по сему случаю, при чем инициатива запроса по каким-то соображениям должна будет исходить от фракции прогрессистов. [185]
Хотя все вышеприведенное и указывает вполне определенно на то, что руководящие лидеры фрондирующей общественности склонились окончательно к мысли и решению придать истории с «рабочей группой» исключительно значение крупного политического события, однако, имеются не менее серьезные признаки и того, что вышеуказанные лидеры оппозиции, в настоящий тяжелый и крайне ответственный момент, совершенно растерялись и чувствуют, что и у них самих ускользает почва под ногами.
С одной стороны, для них более чем приятно сознание того, что идея призыва «народных масс» поддержать Гос. Думу дала свои всходы и обещает принести некоторые положительные и желательные для них плоды, в смысле действительной возможности осуществления, в день 14-го февраля, демонстративных шествий рабочих масс к Таврическому дворцу и заявлений демонстрантов о их готовности «поддержать своих избранников».
С другой же стороны, проявляемая подпольными социалистическими группами склонность использовать момент для превращения «мирной народной манифестации» в бурные революционные выступления - в сильнейшей степени пугает «претендентов на власть» и заставляет их с тоской подумывать о том, не переборщили ли они, не уподобились ли они той библейской волшебнице, по примеру коей, сами того не ожидая, вызвали непослушный их дирижерской палочке «призрак революции», долженствующий лишь попугать несговорчивую власть, а самого злого «духа революции», грозно готовящегося в своем сокрушающем шествии и «власть уничтожить» и . . . «пожрать их самих».
Не зная, на что решиться, главари оппозиции мечутся сейчас, как угорелые, и в ближайшие дни (повидимому, в будущее воскресение) готовятся повторить опыт законспирированного совещания, начало коему было положено 29 января сего года.
2/II 1917 г.
(Дело канцелярии петроградского градонач-ка по общественному движению и к-д. партии.)
Текст воспроизведен по изданию: Буржуазия накануне Февральской революции. - М. - Л., 1927. - С. 184 - 186.
Комментарии |
|
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!