В ноте, переданной 19 октября 1922 сего года особо уполномоченному Дальневосточной республики в Харбине, императорское японское правительство официально заявило о своем намерении закончить эвакуацию японских войск с русской территории не позднее 1 ноября текущего года. Выполняя означенную эвакуацию, японская [193] экспедиционная армия фактически занимает еще к настоящему времени лишь г. Владивосток и небольшую вокруг него территорию.

Войска Народно-революционной армии занимают теперь всю Приморскую область, за исключением указанной территории, и готовы занять Владивосток.

Желая это выполнить без кровопролития, дабы сохранить в целости город и избавить мирное население, в том числе иностранных резидентов, от всех опасностей и несчастных случаев, которыми может сопровождаться необходимость брать город силой оружия, главнокомандующий Народно-революционной армией со ст. Океанская вступил в переговоры с японским командованием в целях достижения мирной передачи города нашим военным властям. К великому сожалению, командование японским экспедиционным корпусом, вместо того чтобы приветствовать подобное предложение и договориться с командованием Народно-революционной армии о времени и подробностях передачи г. Владивостока в руки наших властей, потребовало под угрозой открытия военных действий отступления наших авангардных частей и категорически отказалось от заключения соглашения на предмет передачи города русской власти мирным путем.

Правительства Дальневосточной республики и Российской социалистической федеративной советской республики вынуждены в силу этого заявить самый энергичный протест против затягивания эвакуации и недопущения русских властей во Владивосток, повлекшее за собой разгромление и разрушение города, совершающееся благодаря бездеятельному попустительству японского командования и даже под покровительством последнего. Белогвардейские банды совершают эти преступные действия, увозят из Владивостока достояние русского народа, которое ими гнусно разграбляется, и подвергают население самым жестоким насилиям. Согласно новейшим известиям, полученным из Владивостока, белогвардейские банды, действуя под покровительством и даже с участием японских солдат и офицеров, грабят военные склады и пакгаузы и направляют плоды этого грабежа в иностранные порты или Манчжурию с целью организации там новых вооруженных отрядов для борьбы против Дальневосточной республики. Белые банды захватывают военные суда и пароходы добровольного флота, часть которых уже успела отплыть в иностранные порты. Рабочее население и прочие честные граждане, пытающиеся протестовать против насилий, чинимых белыми, арестовываются и беспощадно расстреливаются или их отправляют на корабли, где их ожидает верная смерть; военные склады и сооружения разрушены или приводятся в негодное состояние путем взрывов; вследствие взрывов многие частные дома разрушены, и целые кварталы, населенные мирными жителями, [194] находятся ежеминутно под угрозой разрушения. Известные взрывы фортов Владивостокской крепости, как это нам стало известно самым точным образом, были произведены под руководством японских офицеров, то же самое следует сказать насчет дальнейших взрывов, которые подготовлены в ближайшие дни. Безвластие, анархия и грабежи достигли таких размеров, что американский и английский отряды принуждены были высадиться в город с целью защиты жизни и имущества англо-американцев.

Правительства РСФСР и ДВР принуждены заявить, что всю ответственность за насилия и огромный вред, причиненный интересам России из-за неслыханного грабежа во Владивостоке в течение этого периода, они возлагают на императорское японское правительство, от которого зависело определение порядка эвакуации.

Главнокомандующий Народно-революционной армией гарантировал всему мирному населению и, вследствие просьбы американского и английского консулов, тоже всем иностранным резидентам полную личную и имущественную неприкосновенность. Его обязательство остается ненарушимо в силе, но правительства ДВР и РСФСР обращают внимание императорского японского правительства на тот факт, что состояние полнейшего беспорядка и хаоса, царствующих сейчас в г. Владивостоке и созданных благодаря поведению японского военного командования, неизмеримо затрудняет восстановление там нормального порядка и спокойствия.

Правительства РСФСР и ДВР вынуждены всю ответственность за совершенные насилия, огромный вред и убытки, причиненные интересам России фактами грабежа в эти дни во Владивостоке, возложить на императорское японское правительство, от которого зависело установление порядка и способа эвакуации.


От имени Российской социалистической
федеративной советской республики
народный комиссар иностранных дел Георгий Чичерин.

От имени Дальневосточной республики министр иностранных дел Янсон.


Текст воспроизведен по изданию: Японская интервенция 1918-1922 гг. в документах. - М., 1934. С. 193 - 195.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."